Смекни!
smekni.com

Присоединение российских земель в 17,18,19 веках (стр. 4 из 4)

В ноябре 1853 г. русская эскадра под командованием П.С.Нахимова разгромила турецкий флот в Синопской бух­те. В 1854 г. Англия и Франция объявили войну России, Австрия потребовала от России очистить Молдавию и Вала­хию. Англо-франко-турецкие войска высадились в Крыму и начали наступление на Севастополь. Русская армия под ко­мандованием князя А.С.Меншикова после сражения на реке Альма отступила вглубь полуострова.

Оборону Севастополя возглавили адмиралы В.А.Корни­лов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин; значительную роль сыграл военный инженер Э.И.Тотлебен. Попытки русской армии по­мочь осажденному Севастополю (сражение под Инкерманом, наступление на Евпаторию, битва при Черной речке) успеха не имели. В августе 1855 г. после 11-месячной осады был взят господствующий над Севастополем Малахов курган, и рус­ские войска вынуждены были оставить город. В то же время в Закавказье русским войскам удалось взять сильную турец­кую крепость Каре.

Итоги Крымской войны подвел Парижский мирный дого­вор (1856 г.). Провозглашались нейтрализация Черного моря то есть и России, и Турции запрещалось иметь здесь военный флот, арсеналы и крепости. Поскольку вход в Черное море — проливы — был в руках Турции, подобная ситуация серьезно угрожала безопасности России. Россия лишилась южной ча­сти Бессарабии с устьем Дуная, права покровительствовать Сербии, Молдавии и Валахии.

Европейская направление. Восточный вопрос

Центром российской внешней политики во второй половине XIX в. являлся восточный вопрос — вопрос о режиме черноморских проливов и судьбе балканских народов,находящихся под властью Турции. Завершивший Крымскую войну Парижский мир (1856) провозглашал, как уже указывалось, принцип нейтрализации Черного моря: России и Турции запрещалось иметь здесь крепости и военный флот. Такое решение наносило удар по безопасности России. Поэтому главной задачей российской внешней политики после окончания Крымской войны стала борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира.

Для выполнения этой задачи России необходимо было най­ти союзников в Европе. Во второй половине 1850-х гг. наме­тилось сближение России с Францией; однако впоследствии стали укрепляться связи России с Пруссией. Этому способст­вовали и попытки Франции поддержать освободительное дви­жение поляков, и незаинтересованность Пруссии в ближне­восточных делах, и династические связи русского и прусского дворов (Александр II был племянником прусского короля Вильгельма).

Россия заняла благожелательную по отношению к Прус­сии позицию во время ее войны с Францией и борьбы за объединение Германии. Опираясь на союз с Пруссией, ис­пользовав разгром Франции в франко-прусской войне, рос­сийский министр иностранных дел кн. А.М.Горчаков объявил в 1870 г. об отмене нейтрализации Черного моря. Через год это решение было утверждено международной Лондонской конференцией.

В 1873 г. был заключен договор России, Австро-Венгрии и Германии — "Союз трех императоров". В то же время, стре­мясь сохранить равновесие в Европе, Россия не давала Герма­нии окончательно разгромить Францию.

Необходимость проведения глубоких реформ и сложная общественно-политическая обстановка внутри страны не­сколько ослабили внешнеполитическую активность России Однако восстания на Балканах (в 1875 г. — в Боснии и Герце­говине, в 1876 г. — в Болгарии) вновь сделали восточный вопрос острейшей проблемой российской внешней политики. Александр II и Горчаков были против решительных действий; однако жестокое подавление Турцией балканских восстаний необычайно сильно всколыхнуло общественное мнение Рос­сии. После того, как Турция отвергла требование европей­ских держав провести реформы в пользу балканских народов, России уже нельзя было занимать пассивную позицию. В апреле 1877 г. Россия объявила войну Турции.

Русская армия форсировала Дунай и вступила в Северную Болгарию. Здесь основная масса войск осадила сильнейшую турецкую крепость Плевну и несколько раз безуспешно пыта­лась штурмовать ее. Тем временем небольшой отряд под ко­мандованием генерала И.В.Гурко удерживал горный перевал Шипку, открывавший дорогу в южную Болгарию. Успешно развивались боевые действия в Закавказье.

В декабре 1877 г., наконец, пала Плевна, русские войска вступили в Южную Болгарию и начали наступать на турец­кую столицу Константинополь. 19 февраля 1878 г. в местечке Сан-Стефано, в двенадцати километрах от Константинопо­ля, был подписан мирный договор.

Согласно договору, независимость получили Сербия, Чер­ногория и Румыния (ранее они имели только автономию) Автономию получили Болгария, Босния и Герцеговина. Рос сия вернула Южную Бессарабию, потерянную после Крымской войны, приобрела ряд крепостей в Закавказье — Батум. Карс, Ардаган и Баязет.

Западные державы потребовали пересмотра Сан-Стефанского договора на международном конгрессе; Россия, которойне под силу было вести войну с ведущими европейскими госу­дарствами, должна была отступить.

Летом 1878 г. состоялся Берлинский конгресс с участием России, Турции, Англии, Франции, Германии и Австро-Вен­грии. По решению конгресса, Болгария была разделена на две части: Северная Болгария объявлена вассальным от Турции княжеством со своим правительством и армией. Южная — автономной провинцией в составе Турецкой империи. Были сокращены территории Сербии, Черногории и Румынии. Рос­сия возвращала Турции Баязет. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину, Турция передала Англии остров Кипр.

Несмотря на берлинские ограничения, значение русской победы над Турцией для славянских народов было чрезвы­чайно велико. В то же время согласие русской дипломатии на пересмотр Сан-Стефанского договора значительно подорва­ло престиж правительства внутри страны, способствовало уг­лублению кризиса в русском обществе.

Присоединение земель в Средней Азии и на Кавказе

Вторая половина XIX — начало XX в. стали временем активной колониальной политики европейских держав. Растущий капитализм остро нуждался в источниках сырья и рынках сбыта. Активно расширяла свои азиатские владения в эту эпоху и Россия. Русской текстильной промышленности нужен был хлопок из Средней Азии; восточные районы были подходящим рынком сбыта для русской буржуазии. Вместе с тем продвижение России на Восток в очень значительной степени диктовалось чисто политическими условиями (в частности, завоевание Средней Азии должно было упредить проникновение туда Англии).

Окончание Крымской войны позволило русскому прави­тельству завершить завоевание Северного Кавказа. В 1859 г. пал аул Гуниб — последнее прибежище имама Шамиля, воз­главлявшего борьбу горцев против России. В 1864 г. была покорена западная часть Северного Кавказа: Кавказская вой­на закончилась.

По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем, Россия приобрела Уссурийский край. Согласно договору с Японией (1875), к России отошел остров Сахалин, а Япония получила Курильские острова. В 1867 г. Соединен­ным Штатам Америки была продана Аляска.

В 1864 г. началось военное проникновение России в Сред­нюю Азию, и в следующем году войска под командованием генерала М.Г.Черняева взяли Ташкент. Было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, во главе которого встал видный военачальник и администратор К.П.Кауфман. В 1868 г. вассальную зависимость от России признали Кокан-дское ханство и Бухарский эмират.

В 1873 г. в зависимость от России попало Хивинское ханст­во. Присоединение к России Средней Азии было завершено покорением туркменских племен (1881-1884 гг). В 1876 г. Кокандское ханство вошло в состав России; Хива и Бухара сохранили внутреннюю автономию. В новоприсоединенных землях было ликвидировано рабство, ограничено крупное фе­одальное землевладение, получили развитие промышлен­ность, торговля и просвещение.

Присоединение Средней Азии укрепило Россию экономи­чески и политически. Однако оно весьма дорого обошлось России: так, за первые двенадцать лет после присоединения государственные затраты в три раза превышали доходы. Лишь к началу XX в. Средняя Азия стала основным поставщиком хлопка для русской промышленности.

В 1880-1890-х гг. русское правительство вынуждено было отказаться от активных действий на Балканах. Все большее место во внешней политике России начинает занимать Даль­ний Восток (в начале XX в. это привело к русско-японской войне). При Александре III Россия практически не вела войн (не считая взятия Кушки в 1885 г., завершившего присоеди­нение Средней Азии). Это доставило Александру III популяр­ное в консервативных кругах имя Миротворца.