Смекни!
smekni.com

Происхождение восточных славян (стр. 10 из 10)

Польский исследователь В.Гензель связывает кристаллизацию славян со временем тшинецкой культуры. Но, по его мнению, нельзя отождествлять культуру и этнос. Народы развивались не изолированно друг от друга. С одной стороны, культурные влияния и без непосредственного участия чуждых этнических элементов могут создавать новые формы культуры, а с другой стороны – одну и ту же культуру могут иметь разные народы. Так на территорию праславянской лужицкой культуры в разное время проникали иллирийцы, балты, кельты, а начиная с III в. до н.э. германские племена. В связи с этим В.Гензель не придает большое значение непрерывности культурного развития и считает необходимым привлекать другие данные. Так как праславяне в древности соседничали с прагерманцами, пракельтами, иллирийцами, прафракийцами, прабалтами, угро-финнами, иранцами, то на этом основании можно определить территорию прародины славян между Одером и средним Днепром29 (карта 3.). На рубеже нашей эры славянам принадлежали пшеворская, оксывская и зарубинецкая культуры.30

По мнению, польского исследователя К.Годловского, нет доказательств соответствия археологических культур этническим группам, и при поисках источников славян в первой половине I тыс. н.э. важны не типологические сопоставления археологических признаков, а общая модель культур и уровень социально-экономического развития населения. Культуры славян VI-VII вв. – пражская, пеньковская – характеризуются простотой и бедностью инвентаря, неразвитостью социально-экономической структуры, и это резко отличает их от культур римского времени – пшеворской, вельбарской и черняховской, входивших в общую культурную среднеевропейскую провинцию. Вместе с тем модель раннесредневековой славянской культуры близка уровню социально-экономического развития племен лесной зоны Верхнего Поднепровья, где были распространены позднезарубинецкая и киевская культуры и где следует искать предков исторических славян.31 Отсюда, по мнению К.Годловского, начиналось расселение славян, а их культуры – пражская и пеньковская – кристаллизировались не раньше V в. н.э. на новой территории между Карпатами и Днепром и впитали в себя элементы местных культур римского времени, в том числе пшеворской (тип сосудов) и черняховской (жилища). На территорию Польши славянская культура проникает около середины V в. н.э. Большое единство славянских языков позволяет, по мнению К.Годловского, предположить позднее формирование славянской языковой общности, приблизительно одновременно созданию их культур в середине I тыс. н.э.

Такова общая характеристика трудов зарубежных ученых, посвященных этногенезу славянских племен.

Примечания.

1. Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. МельниковойЕ.А. – М., 2000. – С.4.

2. Там же. С.5.

3. Там же. С.6.

4. Там же. С.12.

5. Там же. С.15.

6. ДжаксонГ. Варяги – создатели Древней Руси? // Родина. 1993. № 2. С.82.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же. С.83.

10. Там же. С.84.

11. Шафарик П.И. Славянские древности. – М., 1897. С.49.

12. Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э., пер. пол. I тыс. н.э. – М., 1993. С. 7.

13. Нидерле Л. Славянские древности. – М., 1956. С.78.

14. Там же. С.80.

15. Там же. С.84.

16. Славяне и их соседи… C. 8.

17. Там же.

18. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М., 1986. С.45.

19. Там же. С.48.

20. Славяне и их соседи … С.9.

21. Там же.

22. Там же.

23. Лер-Сплавинский Т. К современному состоянию проблемы происхождения славян // Вопросы языкознания. 1960. № 4. С.67.

24. Там же. С.68.

25. Там же.

26. Там же.

27. Славяне и их соседи … С.9.

28. Там же. С.10.

29. Там же.

30. Там же. С. 11.

31. Там же.

Заключение.

Итак, рассмотрев историографию дореволюционную отечественную, советскую и зарубежную, по данной теме, мы можем подвести итог под теми точками зрения, теориями, которые были выше изложены.

Славяне, выделившись из индоевропейской семьи, составили некий массив родственных племен, выделяющихся прежде всего в языковом отношении. Но нельзя считать, что этот массив был изолирован от других этносов, развивался сам оп себе, пока не сложились славяне. На самом деле процесс этногенеза гораздо труднее и противоречивее.

Древнейшие праславяне занимали довольно значительную площадь и контактировали с населениями разных культур, смешивались с разными племенами.

Некоторые исследователи уже в этом склонные видеть будущее, то что славяне с самого начала были отнюдь неоднородны, с глубокой древности шли чуть-ли не разными путями. Но на самом деле этот долгий подготовительный процесс завершился образованием племенных групп или союзов племен. Действительно в VI-VII вв. у славян было несколько больших группировок и множество малых племен, но главное, что у них было единое самосознание. К тому же в это время шло активное перемещение славян по обширной территории.

С одной стороны – это вело к смешиванию славян различных регионов и усиления сознания единства во всем славянском мире. Но с другой, именно в это время славяне начинают продвигаться на новые территории и смешиваться с разными иноязычными группами.

Это привело к дальнейшему (VIII-IX вв.) разделению славянской общности на три ветви: западную, восточную и южную.

Но несмотря на противоречивость изложенных точек зрения на начало формирования славянской общности и этническую принадлежность отдельных культур, почти все исследователи единодушно сходятся в том, что в первой половине I тыс. н.э. территория между средним Днепром и Бугом были заняты славянскими племенами. С ними отождествляют населения зарубинецкой, киевской, отчасти пшеворской и северной лесостепной части черняховской культуры. Этнические процессы происходят непрерывно, и все археологические культуры, оставленные славянским или неславянским населением, имели больше или меньше отношения к сложению славянских раннесредневековых общностей, внеся при этом свой определенных вклад в создание физического типа славян, в развитие их материальной, духовной и производственной деятельности.

И в заключении хочется отметить факт, что эта тема- происхождение славян, остается еще не до конца раскрытой в мире науки. Еще сохраняется масса “белых пятен”, противоречий и несоответствий.

Будем надеяться, что в скором будущем, мы будем знать – “Откуда есть пошла Русская земля?”.

Библиография.

Дореволюционная литература.

1. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. – М., 1955.

2. Ключевский В.О. Сочинения в 8 томах. Т.1. – М., 1959.

3. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 6. – М.-Л., 1952.

4. Платонов С.Ф. Курс лекций по Русской истории. – М., 1988.

5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. Т. 1. – М., 1959.

6. Шахматов А.А. Древнейшие судьбы русского племени. – Пгр., 1919.

7. Шафарик П.И. Славянские древности. – М., 1897.

8. Погодин А.А. Из истории славянских передвижений. – Спб., 1901.

Современная литература.

  1. Артамонов М.И. Вопросы расселения восточных славян и советская археология. – В кн.: Проблемы всеобщей истории. – Л.,1967.
  2. Готье Ю.В. Железный век в Восточной Европе. – Л.,1930.
  3. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953.
  4. Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства.- М., 1968.
  5. Мочинский Д.А. Территория славянской прародины в системе географического и историко-культурного членения Евразии в VIII до н.э.-IX в. н.э./ Славяне. Этногенез и этническая история. Межвузовский сборник. – Л.,1989.
  6. Марр Н.Я. Яфетические зори на украинском хуторе. – Избранные работы. Т 5. – М-Л., 1935.
  7. Нидерле Л. Славянские древности. – М., 1956.
  8. Петров В.П. Этногенез славян. – Киев, 1972.
  9. Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв. Культура иранского типа. – М., 1976.
  10. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. – М.,1964.
  11. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М.,1979.
  12. Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э., пер. пол. I тыс. н.э./под ред. Русановой И.П. – М., 1993.
  13. Советская историография Киевской Руси. – М., 1978.
  14. Третьяков П.Н. У истоков Древнерусской народности. - М., 1970.
  15. Горюнов Е.А. Ранние этапы истории славян Днепровского левобережья. – Л.,1981.
  16. Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. – М.-Л.,1962.
  17. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М., 1986.
  18. Щукин М.Б. Семь миров древней Европы и проблема этногенеза славян./ Славяне. Этногенез и этническая история. Межвузовский сборник. – Л.,1989.

Периодические издания.

1. ДжаксонГ. Варяги – создатели Древней Руси? // Родина. 1993. № 2.

2. Седов В.В. Истоки славян.// Родина. №1,2., 2001.

3. Третьяков П.Н. Северовосточные славянские племена. – МИА,1941., №6.

4. Лер-Сплавинский Т. К современному состоянию проблемы происхождения славян // Вопросы языкознания. 1960. № 4.

5. Мартынов В.В. Глоттогенез славян: опыт верификации в компаративистике. // Вопросы языкознания. 1985. № 6.

6. Седов В.В. Славяне среднего Поднепровья (по данным палеоантропологии) // Советская этнография. 1974. № 1.

7. Трубычев О.Н. Ранние славянские этнонимы – свидетели миграции славян. // Вопросы языкознания. 1974. № 6.

8. Филин Ф.П. О происхождении праславянского языка и восточнославянских языков. // Вопросы языкознания. 1980. № 4.