Смекни!
smekni.com

Происхождение русской нации (стр. 4 из 6)

Соседями радимичей на востоке были вятичи. Они занимали земли по верхнему течению Оки, по Жиздре, Угре, Упе, Зуше, доходя на севере до верховьев Москвы-реки, а на востоке до верховьев Дона и Тихой Сосны.

Курганы вятичей невелики, без камней в основании. Костяки лежат на уровне почвы на берегу, в гробу или реже в бревенчатом срубе- гробовище головой в направлении захода солнца.Более поздние вятические курганы обнаружены на востоке, в пределах Рязанской области, что говорит о продвижении вятичей на восток, к Дону и Рязани.

Южнее радимичей и вятичей, на Левобережье Днепра , по Десне,Сейму и Суле, жили северяне. На территории земли летописных северян в 9-10 вв. выделяются три района, отличающиеся друг от друга специфическим характером погребений.

На западе земли северян в области ямных погребений вещественных находок мало. Нередки курганы со срубными камерами.

Отдельные группы восточных славян, не составляя компактных масс населения, перед образованием Древнерусского государства и в период его складывания и расцвета появляются на юге, юго-востоке и юго-западе: в Белой Веже на Дону, у бывшей станицы Цимлянской, в Тмутаракани на Тамани, в Корчеве в Крыму, на острове Березань, в низовьях Волги.

Общность культуры славян сохраняется и в середине века. Она проявляется в сходстве керамики всех славянских земель. Такое однообразие керамики тем более характерно, что местная посуда до расселения славян, например, на территории Баалканского полуострова или за Эльбой была совершенно иного типа.

Между тем славяне с самого начала их истории сознавали свое единство, что подтверждается и письменными источниками. Это характерно и для западных славян: поляков, чехов, словаков; и для южных славян: сербов, хорватов, болгар, словецев; и для славян восточных от времен формирования древнерусского государства и до складывания трех братских народов: русского, украинского и белорусского.

6-10 вв.были временем интенсивного расселения славян на обширных просторах Восточной Европы. Именно в этот период началось обособлоние восточной ветви славянских языков.

Рассовые типы, распространенные среди восточных славян, имели место и среди соседних племен и уходят к рассовым типам гораздо более древних эпох. Распространение славянских языков на территории Восточной Европы не всегда сопровождалось массовым переселением. Имело место поглощение славянами неславянского населения, его обрусение, приведшее к появлению среди славян, особенно на востоке и северо-востоке, сложившихся уралолапоноидных (монголоидных) расовых типов.

Говоря об эволюции расовых типов восточных славян уже в историческую эпоху, следует отметить характерные изменения: постепенное округление черепа и уменьшение его массивности, потемнение волос и радужной оболочки глаз, появление на востоке монголоидных черт .

В 8-9 вв. складывается язык восточных славян, древнерусский язык, но сами восточные славяне еще не консолидировались в единую древнерусскую народность, так как хотя язык и является основой любого этнического образования, но стать единственным определяющим признаком народности, а тем более нации он не может. Народность складывается на определенном этапе социально-экономического развития, в эпоху классового общества, и ее определяет ряд признаков, среди которых язык является важным, ведущим, но не единственным признаком.

Неславянское население Восточной Европы и его взаимоотношения с восточными славянами.

Мы поступили бы неправильно , если , говоря об этническом составе Древнерусского государства . о формировании древнерусской народности , ограничились бы только восточными славянами .

В процессе складывания древнерусской народности приняло участие и другое , неславянское , население Восточной Европы . Имеются в виду меря , мурома ,мещера , весь , голядь ,водь и др ., неизвестные нам по названию , но прослеживаемые по археологическим культурам , племена финно-угорских , балтийских и пр . языков , которые с течением времени полностью или почти полностью обрусели и , таким образом , могут считаться историческими компонентами восточного славянства . Их языки при скрещивании с русским языком исчезли , но они обогатили русский язык и пополнили его словарный состав .

Материальная культура этих племен также внесла свой вклад в материальную культуру Древней Руси .

«Повесть временных лет» перечисляет народы , которые дань дают Руси : чудь , меря ,весь , мурома , черемись , мордва , пермь , печера ,ямь , литва , зимигола , корсь , норома , либь(ливы) . Никоновская летопись к числу данников Руси ямь(емь) и либь (ливов) , летописец имел в виду современную ему ситуацию , т.е. конец XI-начало XII столетий .

Часть перечисленных племен не была так органически связана с русскими и Русью (литва, корсь, зимигола, либь , ямь) ,как другие , ассимилированные славянами (меря , мурома ,весь ) .Некоторые из них впоследствии создали свою государственность (литва) или стояли накануне ее создания (чудь) и сложились в народности литовскую и эстонскую .

Поэтому в основном мы остановимся только на тех племенах , которые были наиболее тесно связаны с восточными славянами , с Русью и русскими , с Древнерусским государством , а именно : меря ,мурома ,чудь ,весь ,голядь ,мещера , карелы .

Племена Поволжья и Прибалтики отнюдь не были дикарями . Они прошли сложный и своеобразный путь , рано узнали бронзу , рано освоили земледелие и скотоводство , вступили в торговые и культурные связи с соседями , в частности с сарматами , перешли к патриархально-родовым отношениям , познали имущественное расслоение и патриархальное рабство , познакомились с железом .Племена балтийских языков с самой глубокой древности , доступной лингвистическому анализу , заселяли Понеманье , Верхнее Поднепровье , Поочье и Поволжье и большую часть течения Западной Двины . На востоке балты доходили до Московской , Калининской и Калужской областей , где они в глубокой древности обитали чересполосно с финно-уграми , аборигенами края . Повсюду на данной территории широко распространена балтская гидронимия .

Для культуры балтов , земледельцев и скотоводов характерны наземные постройки столбовой конструкции .

В средней части Белоруссии в эпоху раннего железа и до середины I тыс . н.э. были распространены поселения со штрихованной керамикой .

Основным занятием жителей этих поселений было подсечное земледелие , сочетающееся со скотоводством .

Повсюду у балтов господствовал первобытно-общинный строй с патриархальной родовой организацией .Основной хозяйственной и социальной единицей являлась большая патриархальная семья , т.е. семейная община .Ее господство было обусловлено самим типом хозяйства . Подсечное земледелие требовало общинного , коллективного труда .

Расселение славян по землям балтоязычных племен обусловило славянизацию последних . На древнюю культуру балтов наслаивалась славянская культура .

Культурная и языковая связь балтов и славян обусловлена либо древней балто-славянской общностью , либо длительным соседством и общением .Следы участия балтов в формировании восточных славян обнаруживаются в погребальных обрядах (восточная ориентировка погребения , змеиноголовые браслеты , особые платки , закалываемые фибулами , и др. ) , в гидронимии . Каменные курганы ятвягов с сожжениями и погребениями не встречаются ни у восточных балтов , ни у славян . В период образования Древнерусского государства процесс ассимиляции балтов славянами на его территории в основном был завершен . Среди балтов преобладал долихокранный , широко- и среднелицый расовый тип , видимо , светлопигментированный , вошедший в состав славянского населения в качестве субстрата .

На обширном пространстве восточные славяне соседствовали с различными финно-угорскими племенами , впоследствии обрусевшими . Некоторые из них сохранили свой язык и свою культуру , но были такими же данниками русских князей , как восточно-славянские племена .

Во второй половине I тыс.н.э. восточные славяне пришли в соприкосновение с эстонскими племенами . В это время у эстов господствовали подсечное земледелие и скотоводство .

Связи между эстами и восточными славянами установились давно, во всяком случае не позднее 8в. н. э., когда на юго-востоке Эстонии к западу от Псковского озера появляются курганы и сопки кривичей и ильменских словен. Они проникают на территорию распространения каменных могил эстов. В славянских курганах , обнаружены в Эстонии , находят некоторые предметы материальной культуры эстов.

Существенное значение в истории населения Восточной Европы сыграла весь. ”Повесть временных лет” сообщает, что ”на Белеозере седять весь” , но, по-видимому, весь продвигалась на восток с южного берега Ладожского озера.

Культура веси в общем однородна. Веси принадлежат небольшие курганы юго-восточного Приладожья, расположенные одиночками или многочисленными группами. Материальная культура характеризует как племя, занимавшееся в 11 в. подсечным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством.Сохранился первобытно-общинный строй, патриархально-родовой быт.

Постепенно все больше и больше среди веси распространяются славянские вещи и памятники христианского культа. Потомков веси усматривают в современных вепсах. Памятью о веси являются такие названия , как Весь-Егонская (Весьегонск) , Черепо-Весь (Череповец).

Вепсы , насчитывающие 35 тыс. человек, являются сейчас самой многочисленной из упоминаемых в летописях народностей, ассимилированных славянами.

Трудно проследить историю карел в период, предшествующий образованию Древнерусского государства и на начальных этапах его истории.

Общественный строй карел причудливо сочетал в себе архаические (пережитки матриархата) и прогрессивные черты (накопление богатств)

Прибалтийские племена находились под большим влиянием восточных славян, русской культуры.И чем дальше на восток, тем влияние являлось все более и более ощутимым. С момента вхождения в состав Древнерусского государства оно стало решающим. Об этом говорит прежде всего словарный состав языка всех прибалтийских финно-угров и балтов, где очень много.