Содержание
Введение
Глава 1. Социальная обусловленность уголовно-правовой охраны общественной нравственности
1. Преступления против общественной нравственности в историческом становлении уголовного законодательства России
2. Общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых в сфере общественной нравственности
1.Преступления, посягающие на общественную нравственность всфере охраны сложившихся сексуальных отношений в обществе
2. Преступления, посягающие на общественную нравственность в сфере охраны нормального духовного и психического развития взрослых лиц и малолетних в области сексуальных отношений
3. Иные преступления, совершаемые в сфере общественной нравственности
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы дипломной работы. Одним из необходимых и обязательных компонентов нормального функционирования любого государства является общественная нравственность. В уголовном законодательстве России к преступлениям, посягающим на общественную нравственность относят деяния, предусмотренные ст. 240-245 УК РФ: ст. 240 "Вовлечение в занятие проституцией", ст. 241 "Организация занятия проституцией", ст. 242 "Незаконное распространение порнографических материалов или предметов", ст. 242-1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних", ст. 243 "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры", ст. 244 "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения", ст. 245 "Жестокое обращение с животными". Несмотря на усилия законодательных, правоохранительных органов по совершенствованию борьбы с данной категорией преступлений (внесение изменений в уголовное законодательство и др.) многие проблемы в данной области остались неразрешенными. Указанные преступления представляют явную опасность, касающуюся всего общества, самих условий его существования. В период 2005-2009 гг. в России было зарегистрировано следующее количество указанных преступлений: ст. 240 УК - 900; ст. 241 УК - 2 777; ст. 242 УК -6 539; ст. 242-1 УК - 84; ст. 243 УК - 346; ст. 244 УК - 5 991; ст. 245 УК - 2 679.
Проблема уголовно-правовой охраны нравственности не нашла всестороннего освещения в правовой литературе. Научные исследования в области преступлений против общественной нравственности заключались лишь в комментировании и анализе отдельно взятых уголовно-правовых норм. Так, отдельным преступлениям против общественной нравственности были посвящены труды таких ученых, как М.А. Ефимов, A.M. Иванов, С.М. Кочои, В.Н. Кудрявцев, В.А. Михальцевич, A.M. Нечаев, В.А. Номоконов, С.А. Приданов, Р.А. Сабитов, М.А. Селезнев, С.П. Щерба и других. Однако проблема уголовно-правовой охраны общественной нравственности до настоящего времени не получила комплексного исследования. Кроме того, до сих пор в юридической литературе вопрос о понятии общественной нравственности, его содержании разработан недостаточно. Спорные вопросы ответственности лиц, совершающих преступления против общественной нравственности, окончательно не разрешены, отсутствует единообразное толкование признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 240-245 УК РФ, а главное, постоянно возникают трудности в правоприменительной практике при реализации уголовно-правовых средств борьбы с преступлениями против общественной нравственности.
Все изложенное обусловливает актуальность теоретической разработки проблем уголовно-правовой охраны общественной нравственности.
Целью дипломной работы является комплексное изучение института уголовно-правовой охраны общественной нравственности; научный анализ элементов составов и квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных ст. 240-245 УК РФ, формирование по результатам исследования выводов и предложений, направленных на совершенствование уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против общественной нравственности; выявление особенностей квалификации анализируемых деяний.
Достижение указанной цели возможно путем реализации следующих основных задач:
- провести анализ возникновения и развития правовых форм закрепления уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности в отечественном уголовном законодательстве;
- определить понятие и содержание общественной нравственности как объекта уголовно-правовой охраны;
- проанализировать уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за преступления против общественной нравственности, и выявить пробелы в уголовно-правовом регулировании;
- определить особенности квалификации рассматриваемых преступлений и провести разграничения со смежными деяниями;
- разработать и аргументировать конкретные предложения по совершенствованию уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за преступления против общественной нравственности.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений против общественной нравственности. Предметом исследования выступают: ранее действовавшее и современное российское законодательство, регламентирующее ответственность за преступления против общественной нравственности; материалы соответствующей правоприменительной практики; юридическая и иная литература, касающаяся проблем борьбы с данными преступлениями.
Нормативнуюбазу исследования составили Конституция Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, российское уголовное законодательство (как современное, так и действовавшее ранее, в том числе и в дореволюционный период), следственная и судебная практика.
Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Социальная обусловленность уголовно-правовой охраны общественной нравственности
1. Преступления против общественной нравственности в историческом становлении уголовного законодательства России
Зачатки норм об уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности содержались уже в первых уголовно-правовых актах Руси.
Из Соборного Уложения России 1649 года к преступлениям против общественной нравственности можно отнести деяния, указанные в главе 1 данного Уложения "О богохульниках и церковных мятежниках", которая состоит из 9 статей. В то время нравственные понятия, принципы были крепко связаны с церковью, христианским учением. Вся данная глава Соборного Уложения содержит санкции за ненадлежащее поведение в церкви, а также ненадлежащее поведение в отношении церковнослужителей. Так статья 1 карает за непристойные выражения в адрес христианского Бога, Иисуса Христа, Богородицу, причем высказанные не, только христианами, но и людьми иной веры: "Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую его пречистую владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякими сыски на крепко. Да будет сыщется про то допряма и того богохульника обличив, казнити, зжечь".
Статья 2 данной главы предусматривает наказание за срыв проведения церковной литургии: "А будет какой бесчинник пришед в церковь божию во время святыя литургии, и каким ни буди обычаем, божественныя литургии совершите не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады". Как видим, наказание за нарушение церковной этики было самым строгим - смертная казнь.
Статья 3 предусматривает наказание за непристойное поведение во время церковной службы: "А будет кто во время святыя литургии и в иное церковное пение, вшед в церковь божию учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену, или священническому чину, и тем в церкви божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщится про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговую казнь".
Из главы 22 данного Соборного Уложения, которая звучит "Указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чините наказание" к преступлениям, посягаемым на нравственность, можно отнести:
Ст. 4, которая гласит: "А будет кто сын или дочь, не помня закона христианского, учнет отцу или матери грубыя речи говорить, или отца и матерь з дерзости рукою зашибет, и в том на них отец и мати учнут бита челом, и таких забывателей закона христианского за отца и матерь бита кнутом". Из данной нормы видно строгое общественное порицание грубого отношения детей к родителям.
В ст. 25 указано: "А будет кто мужескаго полу, или женского, забыв страх божий и христианский закон, учнут делати свады жонками и девками на блудное дело, а сыщется про то допряма, и им про такое беззаконное и скверное дело учинити жестокое наказание, бити кнутом". Данная норма уже в те времена предусматривала наказание за сводничество.
Теперь рассмотрим статьи Соборного уложения 1649 г., касающиеся отношения к животным (глава 10 "О суде"):
Ст. 209: "А будет кто чужую животину, загнав к себе на двор из своего хлеба или с лугов, учнет держати в запоре и держав в запоре, голодом уморит, и в этом будут на него челобитники и с суда про то сыщется допряма, и за ту животину, которую он уморит, велеть на нем доправити цену по указанной цене и отдати истцу. А будет у истца ту лошадь или иную какую животину напередь того кто воровал и давал денег больше того, а сыщется про то допряма же, и ему за ту умершу лошадь или за иную животину велеть на том, кто ея уморит, доправити ту цену то купцы давали.