Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая характеристика преступлений против половой свободы (стр. 5 из 20)

- в угрозе оставления одну без денег и одежды в отдаленной местности, особенно раздетой в зимнее время в случае невыполнения требований виновного.

Требование субъекта к потерпевшей о совершении с ним полового акта под угрозой распространить сведения, которые, ставшие общеизвестными, могут нанести ущерб чести и достоинству потерпевшей или привести к иным нежелательным последствиям, либо под угрозой уничтожения, повреждения или изъятия имущества также образуют состав преступления, предусмотренный ст. 133 УК РФ. Для квалификации действий виновного по ст. 131 УК РФ не имеет значения, имел ли субъект намерение осуществить на деле высказанную или продемонстрированную им угрозу или нет.

Пленум Верховного Суда РФ в своем «Постановлении» от 22.04.92г. указал: «Изнасилование следует признавать совершенным с использованием беспомощного состояния потерпевшей в тех случаях, когда она в силу своего физического или психического состояния (малолетний возраст, физические недостатки, расстройство душевной деятельности, иное болезненное либо бессознательное состояние и т.п.) не могла понимать характера и значения совершаемых с нею действий или не могла оказать сопротивления виновному и последний, вступая в половое сношение, сознавал, что потерпевшая находится в таком состоянии.

Для признания изнасилования совершенным с использованием беспомощного состояния потерпевшей не имеет значения, привел ли женщину в такое состояние сам виновный (например, напоил спиртными напитками, дал наркотики, снотворное и т.п.) или она находилась в беспомощном состоянии независимо от его действий.

Если из материалов дела об изнасиловании усматривается, что беспомощное состояние потерпевшей наступило в результате применения лекарственных препаратов, наркотических средств, сильнодействующих или ядовитых веществ, то свойства и характер их действия на организм человека могут быть установлены соответствующим экспертом, заключение которого следует учитывать при оценке состояния потерпевшей наряду с другими доказательствами»[[30]].

По нашему мнению, беспомощное состояние потерпевшей возникает при потере сознания, вызванного страхом при нападении насильника или возникшего в результате нанесения им сильных ударов по голове, или сдавливания шеи потерпевшей до начала насильственного полового акта. Применительно к сказанному можно привести пример из судебной практики.

Так, Г., оказывая транспортные услуги М., обманом завез ее в безлюдное место, заставил выпить значительное количество водки и начал избивать, нанося ударами кулака по различным частям тела с целью принудить ее к вступлению в половую связь. Вытащив М. из автомашины на снег, Г. продолжал наносить ей удары в жизненно важные органы — голову, грудь, живот, в результате чего сломал ей 15 ребер. Испытывая возникшее в процессе избиения сексуальное возбуждение, Г. затащил потерявшую сознание и не подававшую признаков жизни М. в машину, и совершил с ней насильственный половой акт. Аналогичным образом Г. действовал в отношении потерпевших Ф., В. и др. Действия Г., помимо всего прочего, были квалифицированы как изнасилование с использованием беспомощного состояния потерпевшей[[31]].

При совершении полового акта с потерпевшей, находящейся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то беспомощным состоянием в этих случаях может быть признана лишь такая степень опьянения, которая лишала потерпевшую возможности оказать сопротивление виновному[[32]].

Так, П., работая дежурным водителем пожарной автомашины, заметил на территории лесозавода ранее ему не знакомую А., находящуюся в сильной степени алкогольного опьянения, которая через щель в заграждении, еле передвигая ноги и издавая нечленораздельные звуки, пыталась проникнуть на территорию объекта.

Вытолкав А. за внешнюю сторону забора, П. положил ее на землю, снял юбку, колготки и совершил с ней насильственный половой акт. Суд в своем приговоре справедливо отметил, что действия подсудимого по факту совершения насильственного полового акта с потерпевшей необходимо квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 131 УК РФ как изнасилование с использованием беспомощного состояния потерпевшей, так как А., в силу своего сильного алкогольного опьянения (содержание алкоголя в крови А. составило 5,1%), не осознавала совершаемых с нею действий и не могла оказать сопротивления насильнику[[33]].

В том случае, если потерпевшая страдала психическим заболеванием, характер и степень ее душевного расстройства должна установить психиатрическая экспертиза для того, чтобы сделать суждение о возможности потерпевшей осознавать характер совершаемых с ней сексуальных действий.

Беспомощным состоянием может быть признано возникновение у потерпевшей так называемого психологического ступора, вызванного действиями виновного для достижения своей цели и обстановкой на месте изнасилования, что заставляет потерпевшую безропотно подчиняться чужой воле. Для правильной оценки этого состояния также необходимо заключение психиатрической экспертизы поведения потерпевшей на момент, предшествующий изнасилованию[[34]]. Законодательно, к обстоятельствам, отягчающим ответственность за изнасилование, относятся обстоятельства, перечисленные в ч. 2 ст. 131 УК РФ.

Совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Отличительным признаком, позволяющим квалифицировать действия виновных по п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ является наличие двух или более исполнителей (соисполнителей).

Пленум Верховного Суда РФ в своем «Постановлении» от 22.04.92г. указал: «квалификация изнаси­лования как совершенного группой лиц, может иметь место в случае, когда лица, принимавшие участие в изнасиловании, действовали согласованно в отношении потерпевшей, причем как групповое изнасилование должны квалифицироваться не только действия лиц, совершивших насильственный половой акт, но и действия лиц, содействовавших им путем применения физического или психического насилия к потерпевшей. При этом действия лиц, лично не совершавших насильственного полового акта, но путем при­менения насилия к потерпевшей содействовавших другим в ее изнасиловании, должны квалифицироваться как соисполнительство в групповом изнасиловании»[[35]].

Исходя из смысла вышесказанного, психическое и физическое насилие к потерпевшей могут оказывать лица не только мужского, но и женского пола, лица, страдающие половым бессилием или вообще, в силу физических недостатков, неспособные к совершению половых актов. Эти лица могли принимать участие в избиении жертвы, чтобы сломить ее способность к сопротивлению, удерживали потерпевшую во время совершения с ней насильственных половых актов другими лицами, способствовали приведению потерпевшей в беспомощное состояние. Изнасилование следует признавать совершенным группой лиц не только в тех случаях, когда несколькими лицами подвергается изнасилованию одна или более потер­певших, но и тогда, когда виновные, действуя согласованно и применяя физическое насилие или угрозу в отношении нескольких женщин, затем совершают половой акт каждый с одной из них.

Действия участников группового изнасилования подлежат квалификации по п. «а» ч. 2 ст. 131 УК РФ независимо оттого, что остальные участники преступления не были привлечены к уголовной ответственности ввиду невменяемости, либо в связи не достижением четырнадцатилетнего возраста.

Изнасилование признается совершенным группой лиц и в том случае, если виновные совершают указанные действия поочередно, независимо от того, присутствовали ли при этом остальные члены группы или нет. В данном случае преступные действия каждого предыдущего члена группы облегчают в силу оказанного или психического, или физического воздействия на потерпевшую преступные действия последующего. Ответственность за совершение изнасилования несут не только соисполнители, но и другие соучастники: пособники, подстрекатели, организаторы.

Пособником, например, может быть признано лицо, завлекшее потерпевшую в заранее оговоренное место, удобное для совершения изнасилования, предоставившее для этой цели свое транспортное средство, дававшее советы, каким образом следует преодолеть сопротивление потерпевшей, не позволяющее другим лицам прийти к ней на помощь, оказавшее содействие в приобретении веществ, специально предназначенных для приведения потерпевшей в беспомощное состояние или приготовившее для этой цели одурманивающий напиток. Пособником может быть признано также лицо, которое, совершив с потерпевшей половой акт по добровольному согласию, тут же создало условия для совершения изнасило­вания потерпевшей другими лицами, предварительно вступив с ними в сговор по этому поводу. Лицо может быть признано пособником только в том случае, если между его действиями и изнасилованием имеется причинная связь. Иными словами, оно должно знать, что его деяния направлены на содействие остальным соучастникам на совершение с потерпевшей насильственных половых актов.

Ответственность лица, оказавшего пособничество в двух и более изнасилованиях, наступает по совокупности ст. ст. 33 и п. «а» ч. 2 ст. 131 УК РФ.

Организаторы, пособники и подстрекатели, не принимавшие непосредственного участия в совершении с потерпевшей насильственных половых актов, но своими действиями способствующие этому, ответственность по п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ не несут. Их действия квалифицируются по ст. 33 и соответствующей части ст. 131 УК РФ. При совершении изнасилований, предусмотренных п. п. «г», «д» ч. 2 ст. 131 УК РФ, пособник может быть привлечен к ответственности за соучастие именно в данных преступлениях только в тех случаях, когда заведомо знал, что оказывает содействие в изнасиловании лицу, ранее совершившему изнасилование или насильственные действия сексуального характера, что потерпевшей является девушка, не достигшая четырнадцатилетнего возраста или тот факт, что насильник болен ВИЧ-заболеванием.