На созванном вскоре заседании представителей всех профессий Бебель и Либкнехт внесли совместную резолюцию. Они предлагали, что профессиональные организации, основанные в силу постановлений Нюрнбергского и Берлинского рабочих съездов, созвали общий съезд с целью примирения и слияния, а до этого вступили в договорные отношения и поддерживали друг друга. Профессиональные организации должны были отвергать всякую связь с так называемыми
-40-
гирш-дункеровскими профсоюзами, которые хотели превратить рабочих в простое орудие в руках буржуазии.
Желая придать профсоюзному движению широкий размах, Либкнехт и Бебель рекомендовали создавать международные профсоюзы и опубликовали в «Demokratishes Wochenblatt» постановление Женевского конгресса Интернационала о прошлом, настоящем и будущем профсоюзов.
В начале 1869 года наступила решающая фаза подготовки создания партии. В этом деле успех зависел не в последнюю очередь о классовой позиции по отношению к прусско-германскому государству, в противоположность пропрусской политике лассальянского ВРГС. «Только последовательно-демократическая и революционная тактика Бебеля и Либкнехта, только их «неуступчивость» национализму, только их непримиримость по отношению к объединению Германии «сверху» помогли заложить прочный фундамент действительно социал-демократической рабочей партии»[2].
В мае 1869 года, выступая в Берлинском демократическом рабочем объединении, Либкнехт подробно остановился на вопросе о государстве. Он изложил совместную, его и Бебеля, революционную точку зрения на то, что рабочие, чтобы ликвидировать капиталистическое рабство, должны прежде уничтожить классовое господство эксплуататоров. Он сказал, что с этим обществом и его государством у рабочих не может быть никакого компромисса. Рабочему классу надлежит разрушить старое государство и овладеть политической властью. Страстный поборник социализма, Либкнехт воскликнул: « Революции не делаются по разрешению высокого начальства; идеи социализма не могут быть воплощены в условиях нынешнего государства; чтобы они были осуществлены, это государство должно быть ликвидировано»[3]. Этот доклад, произведший большое впечатление, был опубликован в еженедельнике «Demokratishes Wochenblatt» и вскоре вышел отдельной брошюрой. К убедительным аргументам Бебеля и Либкнехта рабочие не остались глухи. Они с энтузиазмом приветствовали предложение СНРО не откладывая провести конгресс и преобразовать объединение в социал-демократическую партию. Бебель подробно изложил цель, которую выдвинуло правление объединения, он заявил, что нет намерения не
-41-
допустить участия в этом конгрессе тех друзей, которые не состоят в СНРО, но поддерживают идею создания партии. Бебель огласил -
решение «пригласить, кроме членов нашей организации, все тех, кто в социальном и политическом плане стоит с нами на тех же позициях»1. В этом заявлении уже отчетливо отразился характер будущей партии. Бебель и Либкнехт вели речь не о какой-то рабочей секте, а о революционном единстве рабочих, создании партии пролетарских масс.
В июне 1869 года Бебель предпринял агитационную поездку по Тюрингии, которая явилась венцом его деятельности накануне создания партии. Десять дней он был в пути, выступал в Гере, Роннебуге, Нойштадте, Пёсснеке, Йене, Апольде, Веймаре, Готе, Эйзенахе и Эрфурте – в том числе и перед членами ВРГС – по жгучим вопросам жизни рабочих. В своих докладах Бебель излагал революционные принципы, на которых основывалась нюрнбергская программа. Он доказывал, что рабочее движение – явление не случайное, оно закономерное выражение развития капитализма. Поэтому полностью созвучно с пролетарской освободительной борьбой требование в корне изменить общественный строй. Для того чтобы покончить с капиталистической эксплуатацией наемных рабочих, следует ликвидировать существующий способ производства и добиваться политических свобод как предпосылки социального равноправия. Бебель резко отмежевывался от иллюзий мелкобуржуазных реформистов, которые проповедовали, будто можно устранить нищету рабочих с помощью социальной штопки и заплаток. Бебель указывал, что в нынешних условиях было бы совершенно безрассудно считать, «будто возможно радикальное изменение государственной конституции. Это станет возможным только тогда, когда единственно решающей, единственно определяющей будет воля народа. Народ должен иметь власть, чтобы осуществить эту волю»2. Эти слова свидетельствовали о ясной революционной позиции, которую поддерживали рабочие. Бебель открыто выступал за республиканскую, демократическую форму государства, в котором решения исходили бы от народа, а не от денежного мешка или аристократов.
Всеобщее стремление к созданию самостоятельной революционной
________________________________________________________
1.Август Бебель. Из моей жизни. М., 1963, с.194
2. Там же
-42-
рабочей партии не обошло стороной и ВГРС. Это почувствовал на себе преемник Лассаля Йохан Баптист фон Швейцер. На генеральном собрании в Эберфельд-Бармене в марте 1869 года он не смог воспрепятствовать разоблачению Бебелем и Либкнехтом его сговора с Бисмарком. Он даже вынужден был пойти на обнародование обвинения против него. Авторитет Швейцера пошатнулся, генеральное собрание урезало диктаторские полномочия председателя. Чтобы свести на нет это решение, Швейцер объединил в июне 1869 года ВГРС с группкой правоверных лассальянцев и вновь ввел в действие старый устав союза 1863 года. Этот «государственный переворот» окончательно исчерпал терпение многочисленных членов союза. Революционная пролетарская оппозиция начала действовать.
Ее авторитетные представители Вильгельм Бракке, Самуэль Шпир и Теодор Йорк попросили Бебеля и Либкнехта встретиться с ними. Эта знаменитая встреча состоялась 22 июня 1869 года в Магдебурге. Представители обоих направлений немецкого рабочего движения договорились восстановить революционное единство рабочего класса и совместно создать партию. Они решили «в кратчайшее время созвать общий съезд всех социал-демократических рабочих Германии, на котором могли быть заложены основы подлинно демократической организации партии, примыкающей к международному движению»1. С этим призывом пролетарская оппозиция обратилась к членам ВГРС, с тем чтобы они отвернулись от Швейцера и положили конец раздорам в рабочем движении. По предложению Бебеля СНРО одобрило магдебургское соглашение.
Это сдвинуло дело с мертвой точки. Большинство членов СНРО, около 1000 членов ВРГС, а также передовые члены профсоюзов решили участвовать в учредительном съезде партии. Заявления о согласии с этим решением поступили из Берлина, Женевы, Лейпцига, Нюрнберга, Золингена и многих других мест. Теперь путь в Эйзенах был открыт. На совещании функционеров 6 июля 1869 года, на котором выступили Бебель, Либкнехт и Бракке, были согласованы повестка дня, время и место проведения съезда Социал-демократической рабочей партии.
Передовые силы рабочего класса под влиянием Бебеля и Либкнехта встали на путь Международного товарищества рабочих. Возрос авторитет Маркса и Энгельса. Намеченный Интернационалом
__________________________________________________________________________________
[1] Германское рабочее движение в новое время М., 1962, с.60
-43-
курс на создание революционных рабочих партий, осуществлявшийся Бебелем и Либкнехтом, принес первые плоды.
7 августа 1869 года уже на предварительном заседании съезда
начались дискуссии. Этот день не был отмечен добрыми предзнаменованиями. Около 100 лассальянцев, возглавляемых Карлом Вильгельмом Тальке, прибыли в Эйзенах, чтобы сорвать съезд и обречь на провал создание партии. Но Бебель, Либкнехт и другие делегаты были готовы к этому, поскольку ранее Швейцер угрожал спровоцировать скандал. «Лучше всего, - писал Бебелю Гейб, - если мы в субботу вечером (7 августа) выберем поименным голосованием бюро, определим, что программу надо сперва обсудить, а если потом начнется галдеж, в таком случае грубости противопоставить силу. Я не сомневаюсь, что нас большинство, только прошу Вас посодействовать, чтобы побольше друзей по партии прибыло в Эйзенах из Саксонии и Тюрингии»1.
Лассальянцы, ссылаясь на сомнительные мандаты, домогались, чтобы их пустили на предварительное собрание, которое проходило в зале отеля «К золотому льву». Когда Гейб – руководитель собрания – открыл дебаты по повестке дня, лассальянцы начали дебоширить… Но их попытки сорвать съезд провалились, натолкнувшись на противодействие подавляющего большинства делегатов. Гейб был избран председателем съезда, после чего закрыл заседание и назначил новую встречу на первую половину следующего дня в гостинице «К мавру». Участие в ней могли принять, однако, лишь те, кому перед этим было вручено делегатское удостоверение желтого цвета. Этим был положен конец лассальянской провокации. Ее инициаторы, разоблаченные как раскольники рабочего движения, под улюлюканье делегатов покинули зал, где проходило собрание.
На следующий день съезд, вход на который для лассальянцев был закрыт, начал свою работу. Были обсуждены вопросы об организации партии, о партийной программе, отношении к Международному товариществу рабочих, органе партии и объединении профессиональных товариществ. Два первых пункта составляли главную тему дебатов. Докладчиком по программе и уставу выступил Бебель. Он сказал: «… если мы хотим основать ныне новую организацию, необходимо, чтобы мы высказались ясно и определенно _________________________________________________________________________
. 1Август Бебель. Из моей жизни. М., 1963, с.200