1.4. Похоронные обряды викингов . Судя по археологическим раскопкам, викинги хоронили своих умерших собратьев, в месте с теми предметами, которые по их мнению могли пригодится покойнику в загробном мире. Во многих захоронениях викингов были запасы сокровищ, инструментов, еды, питья и оружия. Некоторых богатых людей погребали вместе с их рабами, чтобы в загробной жизни было кому им прислуживать[3].
Размеры могилы викинга, качество и количество погребенного с ним добра, а также тип памятника, воздвигнутого для обозначения места захоронения, зависели от богатства и общественного положения. усопшего.
Бедняков хоронили в ямах в земле. Тело покойного помещалось в выдолбленной изнутри ствол дерева или обычный деревянный ящик. Сверху над могилой насыпался невысокий земляной холм[4].
Богатые викинги могли позволить себе роскошное погребение. Их могилы были просторными и отделанными деревом. Купцов хоронили вместе с весами и серебром. Были найдены захоронения, где люди были похоронены вместе с домашними животными.
Наиболее впечатляющими, судя по всему, были похороны вождей викингов и конунгов. Тело в месте с его добром помещалось на корабль, который затем сжигали или хоронили. Викинги верили, что этот корабль вместе с покойным отправится прямо в Асгард, обитель древнескандинавских богов[5].
В 921 году арабский посол по имени Ибн Фадлан путешествовал по русским землям. В пути он встретил варяжских воинов - купцов, известных как русы. Фадлан стал свидетелем того, как тело их вождя было кремировано вместе с кораблем, и описал все что видел[6].
Почивший вождь лежал в палатке, установленной на палубе ладьи. Вокруг него родственники и друзья разложили множество сокровищ и другое имущество. Затем девушке рабыне добровольно решившей сопровождать своего хозяина в потусторонний мир дали болеутоляющий напиток. Затем старуха, которую викинги называли "ангел смерти", задушила девушку и ее тело уложили вместе с телом вождя. Корабль и все что на нем было, придали огню. Позже над пеплом был, воздвигнут могильный курган.
Некоторые люди устанавливали у своих жилишь камни в память об усопших родственниках, особенно о тех, что погибли далеко и чьи тела не были привезены домой. На мемориальных камнях высекались рисунки и надписи посвященные умершему. Те викинги, которые не могли позволить себе кремацию на корабле, просили похоронить их в могилах, выложенных камнями в форме лодки.
В 1880 году в Гокстеде (Норвегия) был обнаружен погребальный корабль викингов. Он был примерно построен в 850 году, а через 50 лет его вытащили на берег для королевских похорон. Синяя глина, окружавшая корабль, почти идеально сохранила его. Тело короля было внутри небольших деревянных покоев на палубе. Корабль был наполнен имуществом, включая 6 собак, 12 лошадей и павлина. У Осеберга (Норвегия) в1903 году откопали еще один погребальный корабль, построенный 50 годами раньше гокстедского. На его борту были обнаружены останки королевы и ее горничной[7].
Глава 2. Христианизация Скандинавских стран
Христианизация не проходила столь гладко и быстро, как это изображают иные жития святых. Примера праведной жизни отдельного отшельника его проповеди и даже создаваемых им чудес было недостаточно для того, чтобы обратить в истинную веру население, традиционно приверженное языческим культам. Известно также, какую важную роль в обращении в новую религию играла государственная власть, силой и авторитетом она искореняло язычества, и внедряла христианские порядки. И, тем не менее, долгое время даже после завершения миссионерской деятельности духовенству приходилось сталкиваться с устойчивыми пережитками язычества. О мерах по искоренению язычества говорят постановления церковных соборов, папские послания и декреталии, акты государственного законодательства и кодексы церковных покаяний. В частности, заслуживает особого внимания «Перечень суеверий и языческих обычаев»[8], в котором сжато, перечислены многообразные формы народных верований и обрядов, преследующихся церковью. «Перечень суеверий...»[9] начинается с упоминания «святотатств» над покойниками и могилами. Религия тесно была связана с одухотворением природы. Обычно все религиозные церемонии проводились на открытом воздухе, в священных рощах. Также викинги возводили храмы, посвященные своим богам. Так в некоторых источниках упоминается о храме, в котором находилась огромная статуя Тора стоящего в колеснице запряженной двумя козлами[10]. Но от всех святилищ почти не чего не осталось, так как они были разрушены христианами. Религиозные обряды проводились, как правило, самыми уважаемыми людьми, например вождями. Все обряды сопровождались принесением жертв богам. Вера в природные силы — основа и всей народной медицины, равно как и разветвленнийшей системы приворотных и зловредных средств, против которых опять таки ополчается духовенство. Подобно тому, как люди вмешиваются в природные процессы, помогая им ритуальными действиями, так и природа прямо влияет на судьбы людей[11]. Наблюдая движение звезд и планет, следя за полетом птиц, изучая приметы, человек хочет получить залоги успеха своей деятельности. В январские календы участники праздника рядятся в телячьи и оленьи шкуры, наглядно демонстрируя свое единство с природой[12]. Это же единство воспроизводится во время народных игрищ и жертвоприношений силам природы, совершаемых под открытым небом источников, в рощах, на скалах. Решительно запрещая эти сборища, церковь стремилась оторвать людей от лона природы, ибо, с точки зрения:
духовенства, только в храме Божьем человек должен вступать в контакт с высшей силой. Все культы Природы, народные обряды, происходящие в лесах и рощах, на скалах и близ источников, считались богопротивными. Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, заклинаниями и прорицаниями будущего или верил в них.
Многие из языческих обычаев, против которых обрушивали свой гнев деятели церковь - были явно аграрного характера. В «Перечне суеверий...»[13] особо сказано<<о Бороздах>>[14], которые проводят вокруг деревень»: имелась в виду, очевидно, ритуальная вспашка, также говорится об идоле, которого носили по полю.
Церковь уничтожала капища и идолов, запрещая поклоняться божкам. Но Папа советует, в частности, не уничтожать самих капищ а, разрушать лишь идолов: опрыскав старые святилища святой водой[15], их можно использовать для новых целей, поместив в них христианские алтари и мощи святых, чтобы новообращенные могли в знакомых и привычных им местах с большей легкостью перейти от заблуждений к истинной религии. Также запрещалось совершать жертвоприношения и устраивать языческие праздники и ритуалы. Преследованию подвергались погребальные обряды, сопровождавшиеся кремацией и ритуальными пирами. Скандинавы имели обычай приносить в жертву своим богам большое количество скота. По словам служителей, «нужно дать им взамен нечто праздничное», позволяя — разумеется, в дни святых — собираться на религиозные пиршества: «...пусть они не приносят животных в жертву дьяволу, а убивают их для собственного пропитания во славу Господа и за все благодарят Его» [16].
Также учитывалась психология новообращенных, по возможности избегали резкого конфликта двух религий, — правда, нет данных, свидетельствующих о применений рекомендованных папой терпимости и осторожности при крещении язычников. Крещение скандинавов выразилось в первую очередь в утверждении внешних форм социального поведения и в отказе от языческих жертва приношений и возлияний. Что касается внутренних убеждений человека, то усвоение христианского мировоззрения оставалось в вышей степени неполном и поверхностным. В XI- XII в. Святой конунг Олфа Хардольдесон огнем и мечом искоренял языческие капища и истреблял всех противившихся крещению[17].
Форсирование процесса христианизации было одним из источников острых столкновений, ибо со старой верой у массы населения нередко ассоциировались традиции народной свободы и независимости, между тем как связь христианской церкви с государственной властью и угнетением, которое она несла, проступала достаточно отчетливо.
Разными способами церкви удавалось доказать новообращенным, что Христос – более могучей бог чем, Один или Тор, и оттеснить прежних богов на периферию религиозного сознания, превратить их в нечистую силу, либо сохранив в отдельных случаях какие то черты в облике святых, которым было предано соотвествущие функции, ранее выполнявшие языческие божества[18].
Учение Христа оказалось в Северной Европе недостаточно привлекательным и малодоступным пониманию. Многое из христианского учения люди понимали более привычных и близких им категориям язычества. Торжество христианство в Норвегии обязано в большой мери не проникновению <<святой веры>> в души людей, а насильственная политика конунгов, заставлявшие населения признавать христианство. Разрушая языческие капища и разбивая изображения Тора и Фрейда, увеча и убивая отказывающихся крестьян крестится, мало чем конунги миссионеры отличались от язычников: не проповеди слова божьего, всепрощения и смирения, а центральное место отводили насилию политики христианизации страны.
2.1.Причины распространения Христианства. Первыми кто обратился к новой религии, были скорей всего торговцы и воины. Можно предположить, что принятие новой религии это политический и экономический шаг. В первую очертеть в новой религии они видели мощного союзника (воины), в лице католического духовенства, а не наставников и учителей, которые могли спасти их от Божьего суда.