После освобождения Лев Тихомиров пытался вернуться в Университет, но был уволен формально “за невзнос платы”, хотя было очевидно, что причиной этому послужила его причастие к революционной деятельности.
В Петербурге он знакомится с уроженкой Орла, учащейся на женских курсах, Екатериной Дмитриевной Сергеевой, с которой он обвенчался летом 1880 года, использовав фальшивый паспорт на имя Алещенко. У них родились сыновья Николай и Александр (впоследствии епископ Тихон, расстрелянный в годы советской власти), дочери Надежда и Вера.
Лев Тихомиров входит в народную организацию “Земля и Воля”, а летом становится членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции организации “Народной воли”. Подготовкой террористических актов он не занимался, сосредоточившись на пропагандистской и публицистской деятельности, сотрудничая не только в подпольных изданиях, но и в легальной периодике. (“Отечественные записки”, “Русское богатство”, “Слово”). Лев Александрович становится крупнейшим идеологом и теоретиком “Народной воли”.
Однако уже в 1880 году Тихомиров хочет выйти из Исполнительного комитета, но товарищи его не пускают, и, в качестве своеобразной “компенсации” он получает временный отпуск для поправления здоровья. После убийства Александра II он составляет обращение народовольцев к новому императору с угрозой повторения судьбы отца, если власть не будет передана народу.
Но в 1882 году царская полиция разгромила некогда мощную организацию. Летом этого же года супруги Тихомировы порознь покидают Россию. Встречаются они уже в Женеве, где Лев Александрович налаживает отношения с революционной эмиграцией, предлагая Г.В.Плеханову объединить “Черный передел” с остатками “Народной воли”. Он даже выпускает в 1883-1886 годах вместе с П. Л. Лавровым “Вестник “Народной воли” в Париже.
Спокойная, хотя и полунищенская жизнь в эмиграции располагала к переосмыслению жизненного пути. Постепенно Лев Тихомиров отдаляется от революционной деятельности. 12 мая 1888 года он закончил свою книгу “Почему я перестал быть революционером”. В августе книга вышла небольшим тиражом в Париже, а спустя 7 лет - в Москве. Лев Александрович направляет экземпляр товарищу министра внутренних дел В. К. Плеве вместе с прошением о возвращении на Родину. 12 октября 1888 года Лев Тихомиров обращается с письмом к Александру III, которому семь лет назад угрожал смертью. 10 октября он получил ответ в Российском посольстве: амнистия и пять лет гласного надзора.
16 января 1889 года Тихомиров уезжает из Парижа, вскоре за ним возвращаются в Россию жена с сыном Сашей.
По возвращению в Россию Лев Александрович посещает Санкт-Петербург и Новороссийск, но потом обосновывается в Москве, где устраивается на постоянную работу в редакцию “Московских ведомостей”.
12 июля 1890 года по высочайшему повелению с Тихомирова был снят полицейский надзор. Вместе с К.Н.Леонтьевым, он мечтает об объединении в тайную общественную организацию для противодействия освободительному движению.
Лев Тихомиров пишет ряд работ, в которых излагает новый взгляд на актуальные проблемы, но главным трудом его жизни по праву является капитальная “Монархическая государственность”, в которой он выступает за сочетание самодержавия и народного представительства. В своем труде Лев Александрович указывает на то, что необходимо бороться не только с революционно-демократическим движением в стране, но и с либеральной оппозицией, противостоящей самодержавию,
за неограниченную монархию, т. к. либерализм, по его мнению, - “главный виновник революционизирования русского общества”[5]. Очень важным моментом в государственной политике Лев Тихомиров считает “воспитание умов”, на уровне от земских школ до Университетов. Самодержавие он называет “лучшее наследие всей истории человечества”[6].
Поддерживая крайне правые политические силы, Тихомиров во время Первой русской революции 1905-1907 годов, однако, не вступает ни в одну из черносотенных организаций, предпочитая, находится вне “партийных дрязг”. В 1907-1913 годах Лев Александрович Тихомиров находится на посту главного редактора “Московских ведомостей”.
Еще до революции 1917 года вместе с тяжело заболевшей женой он уезжает в Сергиев Посад, где работает над сборником воспоминаний “Тени прошлого”. В 1919 году Лев Тихомиров отказывается от политической деятельности. Новая революционная власть не отомстила своему врагу “за предательство”. В отличие от большинства оставшихся в России после революции лидеров черносотенного движения, расстрелянных как заложники в годы красного террора, Тихомиров умер своей смертью 16 октября 1923 года в Сергиевом Посаде, называвшимся тогда Загорском.
1.2. Экономические и политические предпосылки образования “Земли и воли”.
Отмена крепостного права в феврале 1861 года стала первой в ряду прогрессивных реформ Александра II и явилась переломным периодом в социально-экономической и политической жизни Российской империи; тем не менее в 1875-1882 годах в 28 “великорусских” губерниях произошло 275 крестьянских волнений. В этих условиях на арену борьбы за интересы крестьян выступила революционно-народническая интеллигенция 70-х годов.
Важнейшую роль в образовании организации сыграли два течения, сформировавшиеся в 70-х годах: лавристское и бакунистское.
Идеи П.Л.Лаврова излагались на страницах журнала “Вперед”, издававшегося сначала в Женеве, а потом в Лондоне. (Лавров был редактором данного журнала). В основе его идеологии лежит идея развития личности. По мнению Лаврова, было необходимо “слить” интересы личности с интересами общественными. Его течение больше известно как “пропагандистское” течение – идея долговременной пропаганды революции среди крестьян.
Бакунин был родоначальником русского анархизма и отвергал всякую государственную власть. Свои мысли он изложил в работе “Государственность и анархия”. По мнению Бакунина, бунт гораздо эффективнее подготавливает народ к социальному перевороту, чем пропаганда.
Эти два течения дали мощный толчок к развитию революционного движения в России, в частности к образованию “Земли и воли”.
“Возникновение революционной народнической организации “Земля и воля” неразрывно связано с хождением в народ. … Это движение привело к созданию организации, которая стремилась связать свою судьбу с судьбой народа”[7]. “Хождение в народ” возникло и развивалось стихийно и приняло впоследствии огромный размах. Оно подразумевало под собой не только пропаганду, но и участие революционеров в жизни народа. Но, в конце концов, большинство народников разочаровалось в “хождении в народ”, - они были поражены разницей между принесенными жертвами и ничтожным результатом. Порой пропагандисты сталкивались с полным непониманием среди крестьян. Большинство участников “хождения в народ” разочаровалось в крестьянстве как в движущей революционной силе.
В 1873-1874 годах возникли массовые революционные кружки среди студентов Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, Одессы и других городов. Лев Тихомиров в своих воспоминаниях написал об этом периоде следующее: “ ... вся Россия, т.е. Россия образованная, была тогда настроена как-то революционно. Правительство было в полном презрении”[8].
Среди активных участников этих кружков были будущие землевольцы, такие как Н. А. Морозов, Д. А. Клеменц, И. Тищенко, М. А. Натансон, С. М. Кравчиский. Как уже было сказано, Лев Александрович в этот период занимался революционной деятельностью в кружке “чайковцев”.
К 1874 году у пропагандистов возникла мысль об объединении в общую организацию, и в начале зимы 1874-1875 годов они образовали “Всероссийскую социально-революционную организацию”, так называемый кружок “москвичей”.
В неё входили русские студентки, учившиеся в Цюрихе, члены революционного кружка студентов-грузин, русские студенты и рабочие. “Москвичи” считали своей главной задачей пропаганду среди рабочих, как среди “посредников” между крестьянством и интеллигенцией. Широкую деятельность организация развернуть не смогла, т.к. в 1875 была разгромлена. Организация “москвичей” дала толчок к образованию “Земли и воли”.
На опыте “хождения в народ” у народников возникла мысль о создании конспиративной, централизованной организации с определившейся программой и организационной структурой, какой и стала впоследствии “Земля и воля”.
Идеологической основой народничества являлась теория русского крестьянского социализма, родоначальниками которой были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Основную идею народников. Основная идея народников состояла в том, чтобы поднять крестьянство на социальную революцию против основ современного общества.
Наиболее ярко эти идеи отразились в идеологии “Земли и воли”. В основе лежала идея, что Россия может миновать капиталистический путь развития и прийти к новому социальному строю через общинное землепользование. Основное революционное требование “Земли и воли” - требование скорейшего насильственного переворота. На месте существующего государства землевольцы хотели создать иное, которые бы определялось “Народной волей” и обязательно осуществляло широкое общинное и областное самоуправление. Землевольцы также считали, что только экономическая революция сможет покончить с существующим строем. В этом смысле программа “Земли и воли” очень близка к идеям Бакунина.
Лев Тихомиров в своих мемуарах сформулировал основную идеологическую направленность организации так:
“ “Земля и воля” была кружком народническим. По программе, кружок должен был создать народно-революционное движение. Только для этого существовала организация интеллигенции. Всякие “улучшения” правительственного строя отрицались, “конституция” считалась хуже, вреднее, нежели “абсолютизм”, ибо она объединит “эксплуататоров”, буржуазию: “Земля и воля” ставила целью ниспровержение всего государственного строя, а вовсе не правительства”[9].