Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………... | 3 |
Глава 1. Биография и начало революционной деятельности Льва Александровича Тихомирова…………………………………………………………………………………….. | 5 |
1.1. Биография Льва Александровича Тихомирова………………………………………. | 5 |
1.2. Экономические и политические предпосылки образования “Земли и воли”……… | 9 |
1.3. Состав “Земли и Воли”………………………………………………………………… | 12 |
Глава 2. Лев Тихомиров - член Исполкома “Народной воли”……………………………… | 17 |
2.1. Революционная ситуация в России в конце 70-х - 80-х годах ХIХ веке…………… | 17 |
2.2. Организационные основы и политическая программа “Народной воли”………….. | 21 |
2.3. Революционная деятельность “”Народной воли”……………………………………. | 24 |
Заключение…………………………………..………………………..………………………... | 28 |
Список использованной литературы и источников………………………..………………... | 29 |
Введение
Льва Александровича Тихомирова часто сравнивают с Федором Михайловичем Достоевским. Отказ М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева от своих убеждений можно объяснить возрастным “плавным поправлением”. Тихомиров и Достоевский - резко порвали с революционным прошлым. Жизнь Льва Тихомирова четко делится на две части: вот он, прекрасный революционер, член Исполкома “Народной воли”, один из основных лидеров и, что главное, теоретиков народовольцев, а вот - консерватор, яростный защитник самодержавия и православия, ведущий публицист проправительственных журналов.
Если можно согласиться с обвинениями в предательстве, то с отсутствием убеждений и беспринципностью согласиться трудно.
Лев Александрович согласовал с голосом сердца, а не с общественно-политическим учением и конъюнктурой.
Ни бывшие соратники, ни новые союзники не простили ему “двуличия”, революционеры от него отвернулись, как от предателя, а лидер крайне правого черносотенного движения В. Н. Пуришкевич при встрече не подал руки бывшему подпольщику.
В советский период , как впрочем и сегодня, личность Льва Тихомирова привлекала многих историков, публицистов и философов. К числу работ, посвященных судьбе и взглядам Льва Тихомирова, можно отнести исследования Назарова В. К., Костылева В. Н., Бурина С. Н., Полевина Ю. А. и др. (Назаров В. К. Загадочный Лев Тихомиров. // Вопросы философии. - 1992 - № 5; Бурин С. Н. Действие Тихомирова. Судьбы безвестные: С. Нечаев, Л.Тихомиров, В. Засулич - М. 1992 г.; Полевин Ю. А. Новые материалы о народовольцах А. Ю. Михайлове, А. П. Прибылевой-Корбе и Л. А. Тихомирове. М., 1979 г.; Костылев В. Н. Выбор Льва Тихомирова. // Вопросы истории. - 1992- № 6-7). Об участии Льва Тихомирова в революционном движении и его “ренегатстве” пишет в своих воспоминаниях Фроленко М. Ф., Фигнер В. Н., Плеханов Г. В. (Фроленко М. Письма вредакцию. - Каторга и ссылка - 1932 г.; Фигнер В. Н. Лев Тихомиров., М. 1932; Плеханов Г. В. Новый защитник самодержавия или Горе Тихомиров).
При написании работы были использованы такие источники, как воспоминания Льва Тихомирова, воспоминания участников революционного народнического движения, а также журналы “Каторга и ссылка” за 1924-1928 года. В работе были рассмотрены разные точки зрения на произошедшие события: оценка народнического движения, данная во времена Советской власти, современные исследования и отношения к событиям непосредственно самих участников, таких как Лев Тихомиров, Вера Фигнер, Андрей Желябов и др.
Разрыв Льва Тихомирова с революционными идеалами уже само по себе ставшее заметным явлением общественно-политической борьбы конца 80-х начала 90-х годов XIX века, явилось, однако, лишь первой ступенью его новой карьеры. “Вторым Катковым” называли Тихомирова-монархиста его бывшие товарищи по революционному движению и имели для этого ряд оснований. Ряд его работ, в том числе и четырехтомный труд “Монархическая государственность”, многочисленные брошюры, статьи, в которых он не только доказывал утопичность революционных и либеральных программ, но и обосновывал необходимость для России самодержавия, совершающего “прогрессивную революцию”, позволяет говорить о Тихомирове как о едва ли не самом крупном (после М. Н. Каткова) публицисте и идеологе самодержавной власти.
Не смотря на то, что имя Льва Тихомирова, довольно часто упоминается в работах историков, публицистика его как монархиста, его связи и окружение, идеи, которые он разделял и проповедовал, изучены лишь в самых общих чертах.
Таким образом, целью данной работы является исследование не только жизненного пути и общественно-политической деятельности Льва Александровича Тихомирова, но и показать на его примере, как диаметрально изменилось мировоззрение человека и произошло отступничество от революционно-демократических убеждений в пользу идеологии неограниченной монархии.
Из методов исследования при написании работы нужно выделить диалектический, индуктивный, а также синтетический метод.
Данная работа может быть использована как пособие на уроках истории, посвященных революционному народническому движению 60-х-70-х годов в России, а также на уроках философии, посвященных проблеме пути развития государства.
Глава 1.
Биография и начало революционной деятельности
Льва Александровича Тихомирова
1.1. Биография Льва Александровича Тихомирова.
19 (по старому стилю 31) января 1852 года в городе Геленджике в семье военного врача Александра Александровича Тихомирова и Христины Николаевны (урожденной Каратаевой) родился третий сын. Он был назван Лев в честь умершего брата.
Предки Льва Александровича были родом из Тульской губернии и почти все принадлежали к духовному званию. Его отец, Александр Александрович, закончил духовную семинарию, первым учеником. Однако он решает не поступать в Духовную академию и едет в Москву, где поступает в Московскую медико-хирургическую академию. (Преобразованную в последствии в медицинский факультет Московского университета). Закончив ее в 1840 году, отец Льва Александровича служит в Московском, Феодосийском, Новороссийском военных госпиталях. В 1842 году он был переведен в Геленджик, где он женился на вдове своего академического товарища Семена Ивановича Соколова.
О своем детстве и юности Лев Александрович позднее вспоминал в своих мемуарах: “Я с детства был мальчик болезненный, физически мало развитой, неловкий, хотя выносливый. В отношении духовном я был чрезвычайно способным, чрезмерно развитым, в девять лет зачитывался романами. Фантазия была развита до болезненности ... обижался легко; был очень самолюбив и тщеславен ... В юности, как и в молодости, я много мучился ложным сознанием своей якобы бесхарактерности и беспамятности. Это последнее качество на самом деле вовсе не было мне свойственно ... Недостатком воли я также, в сущности, не страдал. Когда я ясно знал, чего хотеть, я шел к этому желаемому очень упорно, иногда, даже резко”.[1]
По воспоминаниям Льва Александровича Тихомирова можно судить, что он еще в детстве интересовался глубокими политическими проблемами, и уже в детстве была подорвана вера в идеальность существующего политического строя и, вероятно еще подростком Лев Тихомиров задавался если не революционными идеями, то, по крайней мере, убеждениями:
“В детстве я был очень набожен, ребенком я с полной верой молился ... я также очень любил Россию, почему не знаю, но я гордился ее громадностью ... я чувствовал идеал всемогущего, всевысочайшего царя, повелителя для всех и всего. Таковы были основы. Но затем все, абсолютно все, что только приходилось читать, узнавать, слыхать от других, согласно и ежедневно подрывало эти основы тем успешнее, что я привык рассуждать чуть ли не с пеленок ... я уже десяти лет рассуждал, кто прав: Циммерман или Моисей, бог или Караяни ... эта готовность, решимость рассуждать, вне всякого соответствия со способностью рассуждать, могли привести только к полному хаосу в моей голове”.[2]
В 1864 году Лев Александрович Тихомиров поступил в Александровскую гимназию, и, продолжая традиции своего отца, закончил ее с золотой медалью. В августе 1870 года он стал студентом юридического факультета, но вскоре он переводится на медицинский. Его сразу же захватывает движение студентов-радикалов. Уже осенью 1871 года Лев Тихомиров вошел в кружок “чайковцев”. Они издавали революционную литературу и были инициаторами “хождения в народ”. В кружке Льва Тихомирова очень любили, называли ласково “Тигрыч”. Тогда у Льва Александровича завязалась горячая дружба с Сергеем Силычом Синегубом. Вот стихотворение Льва Тихомирова, посвященное “чайковцам”:
Я помню дом за Невскую заставой,
Там жили бедность, дружба и любовь,
Друзьям нужда казалася забавой, -
И вместо дров их часто грела кровь.[3]
Летом 1873 года Лев Тихомиров переезжает в Санкт-Петербург для обучения методам ведения пропагандистской работы. Но в ночь на 12 октября того же года он был арестован на квартире С.Синегуба.
Четыре года Тихомиров проводит в Петропавловской крепости и Доме предварительного заключения, пока в октябре 1877 года не предстал вместе с другими “чайковцами” на “процессе 193-х”, где был оправдан.
После пережитых злоключений авторитет Тихомирова в революционной среде резко вырос. У него начинается роман с Софьей Перовской, чуть не закончившийся браком. “В тюрьме я считался ее женихом. Это был один из множества тюремных романов ... я же считал себя очень сильно привязанным”[4], – пишет Лев Александрович об этом периоде.