Списоклитературы:
ВасильевЛ.С. «Историярелигий Востока.Для студентовВУЗов.» 1999. Ростов-на-Дону.стр.53-58.
ТокаревС.А. «Религияв истории народовмира» 1986. Москва.стр.321-332
ЭлиадеМ., Кулиано И.«Словарь религий,обрядов и верований.Миф, религия,культура» 1997С.Петербургстр.228-233
Введение.
В VII в. до н.э. врайоне междуреками Тигри Евфрат (территориянынешнегоИрака) обиталипастухи иземледельцы.К 3500 г. до н.э. зарождениеписьменностиознаменовалопереход отпервобытногообщества кистории. В ходеархеологическихраскопок Убейдаи Урука былиобнаруженырасписныегончарныеизделия, многочисленныестатуэтки истроения, архитектураи украшениякоторых отличаютсянеобыкновеннойсложностью.Изначальныйязык сохранилсяв некоторыхтопонимахюжного региона,куда позднеепридут шумерийцысо своим собственнымязыком, а такжес системоймаркировкии подсчетаскота, котораястанет их первойписьменностью.Аккадцы, говорившиена семитскомязыке, сохранилии переосмыслилитрадиции шумерийцеввкупе с их божествами— этот процесспродолжалсяв течение несколькихвеков, когдашли бесконечныевойны междугородами-государствамии со всех сторонвторгалисьновые враги.Начиная с XVIII в.до н.э. уже можноговорить о двухтерриториальныхобъединениях:
Ассирия —на севере, Вавилон— на юге. В царскихархивах ассиро-вавилонскогопериода и, вособенности,VII-VI вв. мы находиммифы и эпическиесказания, которыесчитались оченьдревними ужев ту эпоху, когдабыли записаны.
Условияисторическогоразвития народовМесопотамиибыли во многомсходны с египетскими,и развитие этопротекалов значительнойстепени параллельно.Поэтому, хотяпрямые историческиесвязи междуЕгиптом и Двуречьембыли слабы, покрайней мерев раннюю эпоху,тем не менееформы религиив обеих странахимели оченьмного общего;конечно, былиу них и существенныеразличия.
Источникамиизучения религийдревнего Двуречьяслужат чрезвычайномногочисленныетексты, главнымобразом наглиняных табличках,обнаруженныхпри раскопкахдревних вавилонскихи ассирийскихпоселений идворцов, и найденныетам же богатейшиевещественныепамятники, втом числе изображениябогов, духови пр.
Шумерийскаяэпоха. Древнейшиеобщинные культы.
Древнейшиепамятникивысокой цивилизацииДвуречья, основаннойна оросительномземледелиии регулированиитечения рек,восходят кчетвертомутысячелетиюдо н. э. Она принадлежалашумерам — древнейшемудосемитическомунаселениюМесопотамии,этническаяпринадлежностькоторого остаетсяеще не совсемясной. Древниешумерийскиеобщины —самостоятельныемелкие поселки,окруженныеземледельческимирайонами,—представлялисобой первичныетерриториальныеобъединения,имевшие каждоесвой общинныйкульт. У каждойобщины — вначале,возможно,родоплеменной— был свой местныйбог-покровитель;он считалсяповелителемданной местностии имел своегослужителяв лице князяобщины—патеси(энси). Этот патесибыл одновременнои вождем и жрецом.
Общинныекульты шумерийцевв древнейшуюэпоху — до началатретьего тысячелетия— были, по-видимому,совершенносамостоятельны,отражая самостоятельностьсамих общин.Но общины эти,вероятно, в ещеболее раннеевремя самисложились измелких родовыхили территориальныхгрупп. На некоторыхпримерах можнокак бы воочиювидеть, какскладывалисьобразы общинных(или племенных)патронов. Вдревнем г. Лагашебогом-покровителемсчитался Нингирсу(то есть повелительГирсу). А Гирсу— это был небольшойпоселок, влившийсяв состав Лагаша.Другой поселок,вошедший вЛагаш, имелпокровительницейбогиню Бау. Ивот, когда произошлообъединениеэтих поселков,возниклопредставление,что богиня Бау— жена Нингирсу.
Объединениестраны иобщегосударственныебоги.
Уже в шумерийскуюэпоху (четвертое— третье тысячелетиедо н. э.) образовались,путем такогослияния икомбинированияместных представленийо богах-покровителях,общенародныебожества. Вчисле их особенновыделяласьвеликая троица:боги Ану, Эа иЭнлиль. Происхождениеэтих образовнеясно, во всякомслучае онисложные. Ану— от шумерийскогоан (небо) — вначалебыл, вероятно,просто олицетворениемнеба. Этимологияимени Энлильспорна; считают,что она восходитк шумерскомулиль (ветер,дыхание, тень,дух). В текстахЭнлиль получаетэпитеты «царьнаводнения»,«гора ветра»,«царь страны»и пр. Возможно,что это божествобыло связанос ветром, дующимс гор и нагоняющимдождевые тучи,а отсюда иногдавозникали инаводнения.Бог Эа почиталсяособенноприморскимиобщинами и,видимо, былпокровителемрыбаков; егоизображалив виде человека-рыбы;он считалсяв то же времякультурнымгероем и в мифахизображаетсякак защитниклюдей от другихбогов. В эпохуполитическогообъединениястраны названныетри бога почиталиськак великиеобщенародныебожества. Заними закрепилисьэпитеты: Ану— непостижими далек, Энлиль— могуч и царствен,Эа — мудр и свят.
Между этимии местнымибожествамижрецы сталиустанавливатьгенеалогическиесвязи. Нингирсубыл объявленсыном Энлиля,богиня Иннина(покровительницаХаллаба) — дочерьюСина, позже —супругой Ануи т. д. Такимобразом, ужев шумерийскуюэпоху, до вторжениясемитическихнародов — аккадийцев,аморреев, шелпроцесс формированияпантеона боговиз прежнихбожеств-покровителейобщин. Сюдавплеталисьи черты олицетворениясил природы,и черты культурныхгероев.
Интересно,что изображениябогов уже всамую раннююэпоху по большейчасти антропоморфны.В отличие отЕгипта, Месопотамияпочти не зналазооморфныхбогов; исключениемявляется тотже Эа, изображавшийсякак человек-рыба.Почти не зналаМесопотамияи культа животных— опять-такине в примерЕгипту. Вообщеследы тотемизмаздесь малозаметны. Были,правда, священныеживотные —быки, змеи. Кстати,священные быкичасто изображалисьс человеческимиголовами, тогдакак в Египте,напротив, богизачастую изображалисьв виде человека,но с головойкакого-либоживотного.
Семитическаяэпоха. ВозвышениеВавилона. Мардук.
Первоначальныешумерийскиеобразы эпоха,богов оченьтрудно очиститьот последующихсемитическихнаслоений. Всемитическуюэпоху (с серединытретьего тысячелетиядо н. э.) древнешумерийскиебожества былисохранены взначительноймере под своимипрежними именами.Но появилсяи ряд новыхбогов с семитическимиименами. Иногдаэти семитическиеимена давалисьстарым шумерийскимбогам, а некоторыеиз них долгосохраняли обаимени. Так, богинюИннину сталиназывать Иштар(у аккадийцев— Эштар, у ассирийцев— Истар, у западныхсемитов — Аштарт,Астарта); богЛарсы Уту, связанныйс солнцем, получилназвание простоШамаш — солнце(у евреев — Шемеш,у арабов — Шамс,у аморреев иассирийцев— Самсу, Самас);некоторые изсемитическихнародов (финикийцы,южные арабы)олицетворялиэто солнечноебожество вженском образе.Бога Нингирсупереименовалив Нинурту (преждечитали «Ниниб»).По своемупроисхождениюэти и другиебожествасемитическогопантеона быливсе же покровителямиотдельныхобщин: Наннар— он же древнийСин — покровительг. Ура; Нинурта(Ниниб, прежнийНингирсу) —Лагаша; Набу— г. Борсиппы;Нергал (подземноебожество смерти)вначале былместным патрономг. Куту.
Со временивозвышенияг. Вавилона, сначала второготысячелетиядо н.э., выдвигаетсяна первое местопокровительВавилона богМардук. Он ставитсяво главе сонмабогов. Жрецывавилонскиххрамов сочиняютмифы о первенствеМардука наддругими богами.Мало того, онипытаются создатьнечто вродемонотеистическогоучения. Существует-девообще толькоодин бог Мардук,все другие боги— это лишь разныеего проявления:Нинурта — Мардуксилы, Нергал— Мардук битвы,Энлиль — Мардуквласти и т. д.В этом тяготениик монотеизмуотразиласьполитическаяцентрализация:вавилонскиецари как разприбирали крукам все Двуречьеи становилисьсамыми могущественнымиповелителямиПередней Азии.Но попыткавведения монотеизмане удалась,вероятно из-засопротивленияжрецов местныхкультов, и прежниебоги продолжалипочитаться.
Обожествлениецарей.
Как и в другихдревневосточныхгосударствах,в Двуречье саминосители властистановилисьпредметомрелигиозногопоклонения.Шумерийскиепатеси былиодновременножрецами богов.Цари объединенногоДвуречья, начинаяс Саргона,претендовалина особую близостьк небеснымбогам:они считалисьлюбимцами,ставленникамибогов, правилиот их имени. Набарельефахцари обычноизображалисьлицом к лицус богами либоносили божескиеатрибуты. Настеле Нарамсинацарь изображенв рогатом головномуборе как божество.На стеле с кодексомзаконов Хаммурапицарь стоитперед богомШамашем и изего рук получаетзаконы.
Вавилонскиеи другие жрецыподдерживаликульт царей,ибо этот культим самим обеспечивалустойчивостьпривилегированногоположения. Онине соперничалис царями, какэто порой делалиегипетскиежрецы.
Народныеземледельческиекульты. Умирающиеи воскресающиебоги.
Наряду софициальнымкультом богов-покровителейгосударстваи культомцарейсохранялисьи другие, несомненноглубоко древниеи чисто народныекульты. Преждевсего, земледельческийкульт божестврастительностии плодородия.Почиталосьженское божество,богиня плодородия,известная подтем же именемИштар, как ибогиня-покровительницаодного из шумерийскихгородов, и потомувпоследствиис ней, видимо,слившаяся. Каки другие аналогичныеженские божестваплодородия,Иштар обнаруживалаи черты эротическойбогини: например,в тексте древнейпоэмы о Гильгамешеэтот геройсурово упрекаетее в сладострастнойжестокостик своим любовникам.Мужским дополнениемИштар был богДумузи (болееизвестный поддругим именем— Таммуз) —олицетворениерастительности.Существовалмиф о его гибели,нисхождениив подземныймир и возвращениина землю, номиф этот известентолько по отрывкам.Думузи мифологическирассматривалсякак сын водяногобожества Апсу,и полное имяего — Думу-зи-Апсу,что значитистинный сынАпсу. Был обычаиоплакиватьпогибшегоДумузи; этоделали женщины.Сохранилсятекст плачаИштар по погибшемувозлюбленномуДумузи: «Господьсудьбы большене живет, господьсудьбы большене живет... Супругмой больше неживет... Господьземных недрбольше не живет...Тот, кто лелеетростки в земле,больше не живет,владыка земнойсилы большене живет...» ' ит. д. Летниймесяц (июнь —июль) был посвященДумузи.
Из всего этоговидно, что Думузи— земледельческоебожество, смертьи воскресениеего — олицетворениеземледельческогопроцесса (параллельегипетскомукультовомумифу об Осирисеи Исиде).
Любопытно,что вавилонскиежрецы пыталисьперенестикульт погибающегои воскресающегоДумузи на своегоМардука: в одномтексте именноМардук (Бэл)гибнет у воротподземногоцарства и жена-богинявозвращаетего к жизни.
Семиты назвалиДумузи-Таммуза«Господином»— Адони (в греческойи латинскойформе—Адонис),культ еговпоследствиишироко распространилсяпо всей ПереднейАзии. Известенмифологическийрассказ о гибелиАдониса наохоте от клыковдикого кабана.Еще еврейскийпророк Иезекиилъвидел в Иерусалимеженщин, плачущихпо Таммузе(Иез. 8:14); вероятно,это былиженщины-вавилонянки.А «садики Адониса»,с быстро прорастающимирастениями,еще гораздопозднее разводилисьв странах Востока.Обычай этотисследовалФрэзер .
Жречествои организациякульта.
Уже в древнейшуюэпоху в связис объединениемобщин и образованиемпервых государствскладываетсяобособленноесословие жрецов.Жрецы — прислужникихрамов, владевшихзначительнымибогатствами,представлялисобой оченьвлиятельныйобщественныйслой. Происходилиони обычно иззнатных фамилий.Звание жрецабыло наследственным.Одним из ритуальныхтребований,предъявлявшихсяк кандидатамв жрецы, былотребование,встречающеесяво многих религиях,—не иметь физическихнедостатков.
Наряду сжрецами существовалии жрицы, а такжехрамовые прислужницы.Многие из нихбыли связаныс культом богинилюбви Иштар,практиковалихрамовую проституцию(иеродулы) ипредавалисьоргиастическимкультам. С другойстороны, тойже Иштар служилижрецы-евнухи,носившие женскиеодежды, исполнявшиеженские пляски.
При большиххрамах существовалразветвленныйштат жрецов,писцов, астрологови искусныхремесленников.Особая категориясвященнослужителейзанималасьежедневнымуходом за статуямибогов — их кормили,мыли, одевалии развлекали.Всем прочимверующим позволялосьприносить вдар богам пищуили ставитьперед алтаремфигурки воисполнениеобета;кроме того,народ мог приниматьучастие впразднествахи мифологическихпредставлениях,сопровождавшихподобныеторжества. Людичасто прибегалик чарам и заклятиям,чтобы избавитьсяот болезни,обеспечитьпродолжениерода, навестиили снять порчу.В медицинскихзаклятияхнередко взываютк одному илинесколькимбогам, умоляяпростить явнуюили невольнуюобиду, а в письменнойих версии имеетсяпустое место,куда вставлялосьимя просителя.Большой популярностьюпользовалисьоживленныепрофессиональнымиколдунамиглиняные статуэткибогов и духов,которые выставлялисьили закапывалисьв доме, чтобыобеспечитьему защиту.Личные имена,в большинствесвоем производныеот богов, показываютверу людей вто, что личныебоги-покровителидаруют процветаниеи здоровье.
Культ вообщебыл строгорегламентирован.Вавилонскиехрамы, обычнов форме ступенчатыхбашен (зиккураты),были весьмавнушительнымзрелищем; онипослужилиповодом к созданиюеврейскойлегенды о построенииВавилонскойбашни.
Жрецы былив то же времяучеными. Онимонополизировализнания, которыебыли необходимыдля веденияорганизованногоирригационно-земледельческогохозяйства.Чтобы следитьза сезоннымиразливами рек,необходимобыло систематическинаблюдать задвижениемнебесных светил.Поэтому в Вавилонииочень раноразвиласьастрономическаянаука, не уступавшаяегипетской.Наблюдениявелись жрецамис высоты ихбашен-храмов.
Ориентировказнаний на небо,необходимостьнепрерывныхнаблюденийза светилами,а также сосредоточениеэтих наблюденийв руках жрецов— все это отразилосьсущественнымобразом нарелигии и мифологиинародов Месопотамии.Довольно раноначался процессастрализациибожеств. Богии богини, местныепокровители,стали ассоциироватьсяс небеснымисветилами.Возможно, конечно,что астральныечерты, элементыолицетворениянебесных явлений,входили в образыбогов как составнаячасть и в самуюначальнуюэпоху, еще доразвитияастрономическихзнаний. Ведьнедаром и самопонятие «бог»изображалосьв вавилонскомклинописномписьме идеограммой,означающейзвезду, и этотзнак в качестведетерминативасопровождалкаждое имя богаили богини.
Когда же сталинакапливатьсяастрономическиезнания, а изразрозненныхобразов боговсоставилсяцелый пантеон,жрецы распределилимежду богамив систематическомпорядке отдельныенебесные светилаи другие явления:произошлаастрализациябогов. Бог ЛарсыУту, видимоискони связывавшийсяс солнцем, сталпод именемШамаш (солнце)почитатьсяпо всей стране:бог Ура — Синбыл отождествленс луной; другиевеликие боги— с планетами:Набу — Меркурий,Иштар — Венера,Нергал — Марс,Мардук — Юпитер,Нинурта — Сатурн.Кстати, именноиз Вавилонииэтот обычайназывать небесныесветила, особеннопланеты, именамибогов перешелк грекам, отних к римлянам,и римские (латинские)имена боговсохранилисьв названияхэтих планетвплоть до нашихдней. Месяцыгода тоже посвящалисьбогам.
Эта астральнаяориентировкарелигии Вавилонаповлияла ина созданиекалендаря,12-ричной системывремяисчисления,унаследованнойвпоследствииевропейцами.Вавилонскиежрецы приписываличисловым отношениямотрезков времении делениямпространствасвященноезначение. Сэтим связанопоявлениесвященных чисел— 3, 7, 12, 60 (5 Х 12) и др. Этисвященные числатоже былиунаследованыевропейскимии другими народами.
Мифология.
МифологияДвуречья богатаи весьма разнообразна.В ней можновстретить икосмогоническиесюжеты, историио созданииземли и ееобитателей,в том числевылепленныхиз глины людейи легенды оподвигах великихгероев, преждевсего Гильгамешаи, наконец, рассказо великом потопе.Знаменитаялегенда о великомпотопе, впоследствиистоль широкораспространившаясясреди разныхнародов, вошедшаяв Библию и принятаяхристианскимучением, непраздная выдумка.Жители Двуречья,особо выделявшиесреди прочихбогов богаюжного ветра,гнавшего водыТигра и Евфратапротив теченияи грозившегокатастрофическими наводнениями,не могли восприниматьтакого роданаводнении(особенно наиболееразрушительныеиз них) иначекак великипотоп. В томже, что такогорода катастрофическоенаводнениидействительнобыло реальнымфактом, убеждаютраскопки английскогоархеолога Л.Вулли в Уре (в20-30-е годы), во времякоторых былобнаруженмногометровыйслой ила, отделявшийнаиболее древниекультурныеслои городищаот более позднихИнтересно, чтосохранившийсяв фрагментахшумерскийрассказ о потопенекоторымидеталями (сообщениебогов добродетельномуцарю о намеренииустроить потопи спасение его)напоминаетбиблейскуюлегенду о Ное.
Особенноинтересен одинмифологическийтекст, изложенныйв сохранившейсясерии семиглиняных табличек;он носит условноеназвание поначальнымсловам — «Энумаэлиш» (буквально— когда вверху).В мифе рассказываетсяо начале мира,о богах и ихборьбе замироустройство.
Когда вверхунебеса еще небыли названы,а внизу суша(?) имени не имела,были толькоАпсу изначальный,отец их, Муммуи Тиамат, чтородила всехбогов, воды ихсливалисьвоедино... Полейеще не было,болот не встречалось,богов еще небыло ни одного,тогда былисозданы богипосреди неба,Ламму и Лахамуполучили бытие...
Здесь говоритсяо первобытномхаосе — Апсу.Это, быть может,мужское олицетворениеподземнойбездны и подземныхвод. Тиамат —женское олицетворениетой же бездныили первобытногоокеана, соленойводы, изображавшеесяв виде четвероногогочудовища скрыльями.
Мумму — подчиненныйим дух. Ламмуи Лахаму — видимо,мифологическистарейшая парабогов. Далеев мифе рассказываетсяо борьбе народившихсябогов с силамихаоса. Самыйинтересныйэпизод в этойборьбе — момент,когда Тиаматподнимает своистрашные полчищапротив богов,против зарождающегосямирового порядка.Боги в страхене решаютсявыступитьпротив чудовища.Один толькоМардук отваживаетсяна бой и беретсязащитить богов,но с условием,что боги признаютего первенствоперед всемидругими. Ондействительно,после жестокойборьбы, побеждаети убивает чудовищнуюТиамат, рассекаетее тело, создаетиз его частейнебо и землю.Отныне Мардук— первый междубогами. Мифэтот, созданныйнесомненновавилонскимижрецами, призванбыл оправдатьпервенствоих бога Мардуканад богамидругих подчиненныхгородов.
В другихмифологическихтекстах говоритсяо созданиипервого человекапо имени Адапа(его создал богЭа), о потереэтим первымчеловекомбессмертия,то есть о происхождениисмерти (Эа хотелнаделить Адапубессмертием,но тот вследствиесвоей ошибкине получаетего).
Некоторыеинтересныемифологическиемотивы содержатсяв знаменитомэпосе о Гильгамеше— древнейшемиз дошедшихдо нас эпосов.Не касаясьсодержанияэтого эпосав целом, обратимвнимание толькона один эпизод:встречу герояГильгамешана краю света,за «водамисмерти», сосвоим предкомУтнапиштимом.ПоследнийрассказываетГильгамешуо страшномпотопе, посланномбогами и затопившемвсю землю; отпотопа спассятолько он,Утнапиштим,с семьей и сживотными,построив корабльпо совету Эа.Этот мифологическиймотив и отдельныеего деталиочень напоминаютизвестноебиблейскоесказание опотопе, которое,вероятнеевсего, и былозаимствованоевреями отвавилонян.
Демонологияи заклинания.
Наряду спредставлениямио небесныхбогах и культурныхгероях в религиинародов Двуречьякрупную рольиграли чрезвычайнодревние верованияо многочисленныхнизших духах,по большейчасти злых,губительных.Это духи земли,воздуха, воды— Анунаки иИгиги, олицетворенияболезней ивсяких несчастий,поражающихчеловека. Дляборьбы с нимижрецы составилимножествозаклинаний.Наиболее опаснымисчитались «семьдухов бездны»,виновникивсяких болезней.В заклинанияхперечисляютсяих имена и ихспециальности:Ашакку поражалголову человека,Намтару — горло,злой Утукку— шею, Алу — грудьи т. д. Вот однотипичное заклинаниепротив «семидухов бездны»:
Семеро их,семеро их,
в подземнойбездне семероих...
В недрахподземныхбездны взращеныони,
ни мужскогоони пола, ниженского...
Они — разрушительныевихри,
жен они неберут, детейне рождают,
жалости исостраданияони не знают,
молитв ипросьб они неслышат...
Они — вскормленныена горах кони,
враждуютони с Эа,
могучи средибогов они,
становятсяна дороге, приносятгоре в пути.
Злые они, злыеони...
Семеро их,семеро их и ещераз семероих... '
Для защитыот злых духовпомимо многочисленныхза-клинательныхформул широкоупотреблялисьамулеты-апотропеи.(обереги). Вкачестве апотропеяпротив злогодуха применялось,например, егособственноеизображение,настолькоотвратительноговида, что, увидевего, дух долженв страхе убежать.
Магия и мантика.
Практиковалисьи весьма разнообразныечисто магическиеобряды. Описанияих вместе стекстамизаклинаний-заговоровдошли до насв большом количестве.Среди них известныобряды лечебнойи предохранительной,вредоносной,военной магии.Лечебная магиябыла перемешана,как это обычнои бывает, с народноймедициной, ив сохранившихсярецептах нелегкоотделить одноот другого, нов некоторыхиз них магиявыступаетвполне отчетливо.
Вот примермагическогорецепта противглазной болезни:«Из чернойшерсти, из белойшерсти с этойстороны тыспрядешь; 7 и 7узлов ты завяжешь;заговор тыпрочтешь; узелиз черной шерститы привяжешьна больой глаз,узел из белойшерсти ты привяжешьна здоровыйглаз и...»
А вот фрагменттекста, описывающегообряд военноймагии: «Когдавраг противцаря и его страны...царь долженидти справаот войска».(Принеся жертву)«ты сделаешьиз сала изображениеврага и повернешьпри помощиулинну (?) еголицо на спину(чтобы обратитьего в бегство)».Вероятно, послеэтого фигураврага сжигаласьили уничтожаласькак-нибудьиначе; обычноколдуны сжигали,топили, зарывалив землю, замуровывалиизображениесвоей жертвы,но это уже невоенная, авредоноснаямагия.
Чрезвычайноразвита былав Вавилониисистема мантики— различныхгаданий. Средижрецов былиособые специалисты-гадатели(бару); к нимобращалисьза предсказаниямине только частныелица, но и цари.Бару толковалисны, гадали поживотным, пополету птиц,по форме масляныхпятен на водеи т. п. Но самымхарактернымприемом мантикив Вавилониибыло гаданиепо внутренностямжертвенныхживотных, особеннопо печени. Техникаэтого последнегоспособа (такназываемаягепатоскопия)была разработанадо виртуозности,каждая частьпечени имеласвое название,существовалиграфическиесхемы, глиняныемодели человеческойпечени с гадальнымизнаками. Впоследствииэта техникабыла заимствована— вероятночерез хеттови этрусков —римлянами.
Представленияо загробнойжизни.
Представленияо загробнойжизни были ввавилонскойрелигии весьмасмутны. Погосподствовавшимповерьям, душиумерших идутв подземныймир, где ведутунылую жизньбез всякойнадежды. Идеизагробноговоздаяниявавилонскаярелигия незнала. Дажепредставленияо неодинаковостисудьбы душ загробом были,в отличие отегипетскойрелигии, неразработаны.Вся религиянародов Месопотамиибыла ориентированана земную жизнь,она не обещалачеловеку наградыили утешенияв потустороннеммире. Это оченьхарактерно.Ведь и египетскаярелигия лишьв слабой степении лишь в позднейшеевремя давалачеловеку какое-тоутешение,какую-то надеждуна лучшую жизньза гробом внаграду зазаслуги в этойжизни. На раннемэтапе историиклассовыхобществ, каки в доклассовомобществе, этотмомент утешениязагробнойнаградой вообщеобычно отсутствует;он появляетсялишь позже, всвязи с гораздоболее обострившимисяклассовымипротиворечиями.
Ассирийскаяэпоха.
В эпоху Ассирийскойимперии (VIII—VII вв.до н. э.) религиознаясистема Месопотамииизмениласьмало. Ассирийцыне внесли почтиничего новогони в экономическийуклад, ни вкультуру. Онилишь заимствовалиу покоренноговавилонскогонаселения еговысокую культуру,письменность,а также и религию.В эпоху ассирийскоговладычествагосподствовалите же шумеро-вавилонскиебоги. Могущественноевавилонскоежречествосохранило своипозиции.Завоеватели-ассирийцыучились у негомудрости инакопленнымзнаниям, переписывалирелигиозныетексты, мифы,заклинания.Значительнаячасть шумеро-вавилонскихрелигиозно-мифологическихтекстов дошладо нас как разв ассирийскойредакции, онихранились взнаменитой«библиотекеАшшурбанипала».Но пантеонбогов был пополненплеменнымии национальнымибожествамисамих ассирийцев.Их племеннойбог Ашур (Ассур)— типичныйбог-воитель— превратилсяв официальногопокровителягосударства,что нисколько,правда, не помешалосохранениюкульта всехпрежних богов.Широкомураспространениюкульта Ашурамешало то, чтоассирийскиежрецы никогдане пользовалисьтаким могуществом,как вавилонские.Главным служителемАшура считалсясам царь, якобынаходившийсяпод особымпокровительствомэтого бога.Культ Ашурабыл чистогосударственный.Среди ассирийцевбыл популярени культ богагрозы Раммана(он же Адад).
Интересно,что ассирийцыпытались придатьнекоторымвавилонскимбожествамчерты, болеесоответствующиевоинственномухарактеруассирийскогонарода. Богиняплодородияи любви мягкаяИштар превратиласьу них в грознуювоительницу.
С крушениемассирийскоговладычествабыстро сошлина нет боги —покровителиАссирии, и преждевсего Ашур. Отассирийскогонаслоения врелигии Месопотамиине осталосьи следа.
Наследиевавилонскойрелигии.
Сама же вавилонскаярелигия держаласьдолго и прочно,может быть,потому, чтоона была связанас действительнообширнымизнаниями вавилонскихжрецов, особеннов области астрономии,времяисчисления,метрологии.Вместе с этимизнаниями вавилонскаярелигиозно-мифологическаясистема распространиласьи за пределыстраны. Онаповлияла нарелигиозныепредставленияевреев, неоплатоников, ранних христиан.В античную ираннесредневековуюэпоху вавилонскиежрецы считалисьхранителямикакой-то небывалой,глубокой мудрости.Особенно многоядовитых семяноставила вавилонскаядемонология:вся средневековаяевропейскаяфантасмагорияо злых духах,вдохновлявшаяинквизиторовна их дикиепреследования«ведьм», восходитпреимущественнок этому источнику.
Заключение.
Справедливостиради надо заметить,что отнюдь невсе стороныжизни, не всясистема идейи институтовдревнего Двуречьяобусловливалисьрелигиознымипредставлениями.Например, текстызаконов Хаммурапиубеждают в том,что нормы правабыли практическисвободны отних. Этот весьмасущественныймомент свидетельствуето том, что религиознаясистема Двуречья,по образу иподобию которойвпоследствииформировалисьаналогичныесистемы другихближневосточныхгосударств,не была тотальной,т. е. не монополизировалавсю сферу духовнойжизни. Она оставляламесто для взглядов,поступков ипорядков, несвязанныхнепосредственнос религией, иименно этапрактика моглаповлиять нахарактер религиозныхпредставленийнародов восточногоСредиземноморья,начиная отсемитскихплемен Сириии Финикии икончая крито-микенскимипредшественникамиантичных греков.Не исключено,что она сыгралаопределеннуюроль в появлениисвободомыслияв античности.На это стоитобратить вниманиепотому, чтовторой вариантдревнейшейрелигиознойсистемы мира,древнеегипетский,практическиодновременныйс месопотамским,привел в этомсмысле к другимрезультатам.
МИНИСТЕРСТВООБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙГУМАНИТАРНЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
Рефератпо «Историимировых цивилизаций».
«Религияи мифы ДревнейМесопотамии».
Преподаватель: проф. БудановаВ.П.
Студент:Зубов К.С.1 курс,2 группа
Москва2001г.