бронзовых.
В МАСТЕРСКОЙ У КОЖЕВНИКА И ТКАЧА
Существенное место среди ремесел занимали обработка кожи и изготовление из нее различных предметов обихода. Египтяне с древнейших времен умели обрабатывать шкуры, которые в изобилии доставляли пастухи и охотники. Из кожи делали ремни, служившие для прикрепления к рукоятке рабочей части многих орудий (топоров, тесел, мотыг), для скрепления частей плуга и деталей мебели, бурдюки для воды, кошели, мешки, чехлы и футляры для свитков папирусов и драгоценных изделий, пергамент, сандалии, щиты и колчаны, а с Нового царства – детали боевых и парадных колесниц, конские сбруи.
Вот перед нами мастерские кожевников. В глубине одной из них открыта дверь в небольшой дворик, на котором группа мужчин занята обработкой шкур. Один кладёт в большой глиняный сосуд шкуры для вымачивания, а двое других принялись за обработку вымоченных, только что вынутых из сосуда шкур. Один кожевник очищает шкуру от мездры; в руке он держит инструмент с несколькими остриями, похожий на гребень. Его сосед удаляет с кожи скребком шерсть. Очищенные шкуры снова кладут вымачивать в другие сосуды.
В самой мастерской работники заняты обработкой совершенно готовых, чистых и вымоченных шкур. Часть их промазывают густым слоем жира, а затем начинают мять. Жир впитывается в поры кожи, и она становится гибкой и мягкой. Другие шкуры' просто растягивают, вырезают из них куски нужной формы и натягивают их на приготовленные деревянные остовы; так получаются щиты, колчаны, передки и бока колесниц. Всё это высушивается на солнце. Высохнув, кожаные предметы становятся твёрдыми и прочными. Из кожи обработанной жиром, делают сандалии, ремни, конские уздечки, ошейники для собак. Добавив красящие вещества, получают цветную кожу.
В мастерской тесно и душно. Кожи издают отвратительное зловоние. Краски разъедают пальцы работников, шерсть забивается в ноздри.
Одним из древнейших видов египетского ремесла было ткачество, которое развивалось из плетения корзин. Сохранились образцы неолитических, бадарийских и додинастический плетений из листьев финиковой пальмы, различных трав и растений. Остатки полотняных тканей дошли до нас еще от эпохи неолита. Лен оставался до позднего времени основным материалом для изготовления тканей , но сохранились также ткани из травяного и тростникового волокна.
Мастерская ткача завалена свёртками различных материй. Тут и грубое, дешёвое полотно, и дорогие, полупрозрачные ткани; есть ткани с цветными узорами, есть и отороченные бахромой. Здесь прядут изготовленное в сельских местностях льняное волокно. Сначала волокно растягивают между двумя палочками и получают тонкую нить. Затем её скручивают, а скрученные нити, так называемую «ровницу», ссучивают с помощью веретена в одну нить пряжи.
Веретено представляет собой деревянный стерженёк с надетым на него каменным или глиняным пряслицем, оно помогает веретену вращаться долго и равномерно.
Прядильщики вращают в руках веретёна и ссучивают пряжу из нескольких нитей, обычно из двух, иногда и больше; бывает даже, что число нитей доходит до двенадцати. Над головами прядильщиков укреплены в стене палки, к которым приделаны кольца. Через эти кольца и продеты нити ровницы, которая лежит в сосуде, слегка смоченная для того, чтобы нити шли ровнее. Некоторые прядильщики прядут сразу на двух веретёнах: это опытные мастера, хорошо знающие своё дело.
Помимо прядильщиков, в мастерской работают ткачи и ткачихи. Ткацкие станки различного устройства: некоторые из них расположены горизонтально, другие—вертикально. Последний род станков был изобретён только во времена Нового царства.
«ТРАНСПОРТ»
КОЛЕСНИЦЫ
Во времена Нового царства расцвела новая отрасль деревообделочного ремесла изготовление колесниц. В XVI в. до в, э. египтяне вывезли из Сирии ханаанские двухколесные колесницы и лошадей как военную добычу. Затем их получали в качестве дани. Но уж во времена XVIII династии египтяне сами научились изготовлять колесницы. Археологи обнаружили в Египте мастерские Нового царства, в которых еще сохранились различные детали колесниц, причем колеса имели большей частью четыре деревянные спицы. Легкие колесницы с такими колесами в начале Нового царства использовали как боевые, а позднее -как гоночные при охоте на быстроногую дичь (роспись в гробнице Усерхета XV в. до н. э.) и при выездах знати. В XIV в. до и. э, стали делать боевые колесницы, которые ставили на колеса с восемью спицами (рельеф на кузове колесницы Тутмоса III). В гробнице Иуи, отца фараона Аменхотепа III, и в гробнице Тутанхамона (XIV в. до н. э.) были найдены колесницы с шестью спицами в колесах. Па такой боевой колеснице Рамсес II сражался в Сирии (рельеф Рамессеума). Полагают, что колеса с восемью спицами оказались слишком тяжелыми, и от них отказались. Колесницы почти целиком сделаны из дерева, большей частью из вяза, как, например, колесница, сохранившаяся в гробнице Тутанхамона. Открытый сзади кузов состоял из полукруглой гнутой деревянной рамы, затянутой кожаным плетением, и закругленною передка. Спереди колесница поддерживалась подпоркой, скрепленной кожаными ремнями с дышлом. Легкая гоночная колесница имела только деревянный остов. Кузов
царских выездных и боевых колесниц спереди и в нижней части был обтянут кожей или холстом, украшен позолотой, росписью по наложенной штукатурке, усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями (покрытие не сохранилось на найденных: колесницах, не изображено на стенных росписях).
Для придания колеснице устойчивости на поворотах кузов укрепляли
на оси так, что оба конца последней выступали по сторонам кузова. Например, ширина кузова колесницы Тутанхамона быта 1, 02 м, а длина оси между колесами — 1, 75 м, т. е. па 73 см длиннее. Высота передней части кузова этой колесницы — 1, 25 м. На стенных росписях можно видеть, как в колесничных мастерских мастера гнут дерево и вставляют гнутые порта в раму основания колесницы. Колеса были искусно сделаны из нескольких, скрепленных друг с другом сегментов, выпиленных из подходящей по толщине доски. Спицы также большей частью изготовляли из скрепленных кусков дерева. Обод колеса часто обматывали, как и спицы, толстыми ремнями из свежей кожи, которая при высыхании скрепляла дерево. В мастерской обычно показана полировка уже готового колеса, но не обтянутого еще кожей. Диаметр колеса колесницы Тутанхамона – 92 см. Если колесница была гоночной, деревянное дышло, закрепленное ремнями у основания кузова, для большей устойчивости завязывали ремнями и у ярма. Поэтому оно могло поворачиваться вокруг шипа.
Если в начале XVIII династии египетские колесницы еще напоминали своей формой ханаанские, то с XIV в. до н. э. Египетские мастера сумели найти новую форму наиболее устойчивых колесниц. С этого времени их опыт стали заимствовать иноземные мастера.
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
Судостроением в Египте занимались с древнейших времен, но первоначально лодки и небольшие суда, предназначенные для плавания только
по Нилу или в протоках Дельты, связывали из стеблей папируса. Сохранилось много рисунков на додинастической керамике из Нагаде и на стенах додинастический и раннединастических гробниц в изображающих лодки и суда с каютой посредине (часто сдвоенной). На основании этих рисунков высказывают предположение, что каюты могли служить жилищами додинастический египтянам, поскольку во время паводка и после его спада в них было безопаснее пребывать, чем на суше, и удобно передвигаться по многочисленным протокам и болотам, оставленным Нилом после паводка.
В стране, где река служила основным путем сообщения, судостроение рано стало важной отраслью ремесла. Уже во времена Древнего царства строились не только речные, но и морские суда, которые плавали вдоль восточного берега Средиземного моря в Библ и по Красному морю в Пунт. Речные суда были прогулочными, грузовыми и культовыми, морские – военными и грузовыми.
Заслуживает внимания указание Геродота, что древнеегипетские суда не имели ребер, т. е. строились без шпангоута, Это подтверждают сохранившиеся лодки и изображения строительства судов на рельефах в гробницах Древнего царства. Древнеегипетские суда были построены не только без шпангоута, но и без киля и имели малую осадку, поскольку предназначались для плавания по реке, где отмели были не редкостью. Ко времени Древнего царства судостроители в результате длительного опыта выработали определенный стандарт для частей корпуса судна. На основании изображений на рельефах различных стадий строительства речных грузовых судов удалось реконструировать количество, форму и местоположение составных частей корпуса плоскодонных египетских судов. Каждая сторона корпуса монтировалась из семи частой: носовой и кормовой, трех досок, поддерживающих плоское днище лежащей на них более длинной, узкой и слегка изогнутой доски (она упиралась своими короткими сторонами в верхние части кормовой досок), и борта, служившего для прикрепления весел. Доски корпуса изготовляли из акации, сикоморы и ливанских пород хвойного дерева. Составные части корпуса соединялись при помощи деревянных гвоздей, а также системы пазов и шипов. На рельефах гробницы Тии (Древнее царство) изображены различные стадии строительства грузовых судов. Сначала стволы деревьев с грубо обрубленными ветвями скоблили и обтесывали при помощи топоров и тесел затем распиливали медной пилой. Части корпуса судна соединялись следующим образом: в круглые пазы уже положенной на место доски вбивали шипы или деревянные гвозди, но не до конца. На выступы шипов насаживали доску так чтобы пазы, выдолбленные в ее нижней части, совпали с шипами. Пазы для шипов пробивали с помощью долот и колотушек, шипам придавали нужную форму с помощью тесел. Размеры пазов и шипов должны были точно соответствовать друг другу, поэтому их заранее, рассчитывали. Чтобы вогнать гвозди и шипы в пазы с помощью больших деревянных кувалд требовалась большая физическая сила. Таким же способом накладывали борт судна, но эта стадия работы была сопряжена с особыми трудностями, поскольку борта были очень длинными и притом выгнутыми. Установкой бортов занимались по пять рабочих с стороны, а в лодке стоял старший мастер подавая, подавая команды. Снаружи рабочий поддерживал рычагом накладываемую часть в середине, двое других работников, сидя в лодке, держали ее веревочной петлей. За это время старший мастер мог проверить, соответствуют ли все пазы шипам. Убедившись, что шипы и гвозди вошли в свои пазы, он давал команду к их заколачиванию кувалдами. Сохранились надписи, передающие команды старшего мастера. Полагают, что египетские суда были проконопачены, иначе они дали бы течь при спуске на воду. При конопачении части корпуса перевязывали бечевками, сплетенными из волокна папируса, как это представлено в росписи одной гробницы в Медуме. Когда смазка на всех стыках хорошо просыхала, тройной ряд бечевки на носу и корме, видимо, снимали, поскольку перевязи не видно на изображениях готовых судов. Морские суда не имели шпангоута, были плоскодонными, с малой осадкой, как и речные. При строительстве их в отличие от речных судов крепко перевязывали канатами. Канат поднимал нос и корму, и это помогало срезать высокую волну. Морские суда, которые могли плавать и по Нилу, были приспособлены только для каботажного плавания. Когда корпус судна был составлен и скреплен, приступали к внутренней и внешней отделке. Теслами снимались все неровности и выступы. На рельефе гробницы некрополя в Дейль-эль-Гебрави изображен работник, который вырезает отверстие для длинного кола, заостренного снизу и вилообразного сверху. Такие колы ставились на судне на равных расстояниях, чтобы поддерживать горизонтально положенные жерди, образующие корпус кабины, обтягиваемый холстом. Другой работник делает топором зарубку на носу, отмечая место для ствола руля.