Милитаризация Западной Германии вызвала в западноевропейских странах повышенную осторожность. Решение о создании ее вооруженных сил затягивалось благодаря сопротивлению миролюбивых сил во всех странах, однако, с повестки дня не снималось. Соединенные Штаты Америки были вынуждены маневрировать, находить приемлемые решения, чтобы протащить вооружение Западной Германии любыми путями и способами. Под давлением Вашингтона французское правительство 24 октября 1950 года внесло предложение странам Западной Европы создать европейскую армию, независимую от Североатлантического союза. Согласно так называемому плану Плевена «вооруженные силы участвующих стран не должны были образовывать какой-либо коалиционной армии, что-то по образцу НАТО, но в материальном отношении и личным составом они должны быть интегрированы по возможности в небольшие соединения. Не должно быть ни национальной германской армии, ни германского генерального штаба»[7].
Такое ограничение вызвало бурную реакцию протеста в правящих кругах Бонна, а канцлер Аденауэр, в целом одобрив французское предложение, официально выступил против «дискриминации» ФРГ и потребовал «равноправия» в области вооружений с другими странами, назвав его в качестве предпосылки для «немецкого военного вклада» в военный союз. Государства НАТО, отвергнув «основную военную концепцию объединения батальонов» различной национальной принадлежности, согласились на компромиссное предложение председателя постоянного совета НАТО американца Ч. Споффорда о создании в европейской армии «боевых групп», в том числе и немецких, в качестве оперативных самостоятельных национальных соединений силой до бригады и численностью примерно 6 тысяч человек.
Решение об участии ФРГ в европейской армии и Североатлантическом союзе было принято на шестой сессии совета НАТО 18-19 декабря того же года в Брюсселе, где речь шла уже о ее конкретном военном вкладе. Но все же европейских партнеров по военному блоку тревожило предоставление западногерманским военным контингентам определенной самостоятельности. Министры иностранных дел и обороны стран Североатлантического союза вынуждены были на сессии уточнить, что «немецкие контингенты должны представляться в НАТО в форме дивизий»[8]. Эту оговорку следует привести здесь для того, чтобы убедиться, как при дальнейшем развитии вооружения Западная Германия постепенно освобождалась от ограничений и контроля.
Брюссельская сессия дала толчок ко многим последующим переговорам, дву- и многосторонним встречам с обязательным участием боннских представителей. Процесс втягивания ФРГ в военные приготовления наращивался с каждой сессией совета НАТО: восьмая, проходившая 23-26 ноября 1951 года, высказалась в пользу создания европейской армии в составе 43 дивизий (в том числе 12 западногерманских), а на девятой (20-25 февраля 1952 года) был одобрен план создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) и доведения количества дивизий НАТО в Европе до 90. Идея создания ЕОС и европейской армии, которая в случае войны подчинялась бы главнокомандующему НАТО в Европе, преследовала две основные цели: во-первых, легализовать ремилитаризацию Западной Германии; во-вторых, включить вооруженную Западную Германию в Североатлантический союз.
И хотя попытки создания ЕОС и европейской армии, длившиеся более трех лет (1951-1954 гг.), закончились провалом (Национальное собрание во Франции 30 августа 1954 года отвергло проект ЕОС), они не остались бесследными в деле вооружения Западной Германии. Многочисленные переговоры и совещания на различных уровнях, участие в них крупных штабов и парламентская борьба, развернувшаяся в странах военного блока, подготовили условия для открытого вооружения боннского государства и предоставили ФРГ время и возможности для разработки основ военного строительства, общей структуры вооруженных сил, организационных форм войск, системы комплектования, военного законодательства, проектов уставов и наставлений, способов оснащения боевой техникой.
План создания ЕОС являлся, по существу, вариантом номер 1 в легализации западногерманских вооруженных сил. В официальном западногерманском издании «Справочнике по военным вопросам за 1966-67 годы» о вооружении ФРГ через «европейскую армию» говорится как о «первом плане» («первый план: немецкие солдаты в европейской армии»). Вариантом номер два стали впоследствии Парижские соглашения (1954г.), которые почти ничего не изменили в запланированной по первому варианту армии ФРГ, явились хитро задуманной операцией по протаскиванию милитаристских планов через парламентские институты. Расчет был весьма несложен: отказаться от первого плана в пользу второго, как раз и нужного для милитаристов НАТО и ФРГ.
Такова динамика втягивания боннского государства в военные блоки Запада. Следовательно, почти за четыре года (с осени 1951 года) до начала открытого вооружения был определен размер вооруженных сил (12 дивизий), оставшийся в основном без изменения и в дальнейшем планировании. С этого времени ФРГ стала постоянным партнером США во всех военных приготовлениях и основным элементом в стратегических планах американского командования в Европе, верным союзником Вашингтона в проведении его военной политики в Западной Европе.
Осень 1954 года стала определяющей в дальнейшем военном развитии западноевропейских государств, и в особенности ФРГ. 23 октября в заключенный в марте 1948 года в Брюсселе «пакт пяти держав» (Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), именовавшийся также Западным союзом, вступили ФРГ и Италия, а сам союз был переименован в Западноевропейский. В тот же день на четырнадцатой сессии совета НАТО в Париже состоялось подписание так называемых Парижских соглашений, открывших путь к западногерманскому вооружению.
Советское правительство резко осудило подписание этих соглашений. 15 января 1955 года оно выступило с Заявлением, в котором со всей убедительностью показало опасность перевооружения ФРГ и ее включения в НАТО прежде всего для народов Европы и для самого немецкого народа, а также предостерегало западные державы: переговоры об объединении Германии «потеряют смысл и станут невозможными, если будут ратифицированы Парижские соглашения»[9].
Юридическое оформление легализации вооружения Западной Германии произошло на двух последующих сессиях совета НАТО: пятнадцатая (17-18 декабря 1954 года) одобрила Парижские соглашения, а на шестнадцатой – 5 мая 1955 года они вступили в силу. Двумя днями позднее образовался Западноевропейский союз. «9 мая 1955 года, - констатируют западногерманские историки, - десять лет спустя после крушения Германии и безоговорочной капитуляции немецкого вермахта, ФРГ была принята в НАТО»[10]. Таким образом в этот день ФРГ вошла пятнадцатым членом в НАТО и начался отсчет времени открытого ее вооружения. Для нее формально окончился оккупационный период.
Все перечисленные акции свершились одновременно на основе тех же Парижских соглашений (в общей сложности было подписано 25 договоров, протоколов и коммюнике). Последние явились основными документами, легализовавшими возрождение милитаризма в Западной Германии. ФРГ получила право на формирование вооруженных сил численностью 5000 тысяч человек, имея сухопутную армию в составе 12 моторизованных и танковых дивизий, авиацию с самолетным парком 1350 самолетов и военные штабы.
Этими документами был подведен итог первому послевоенному десятилетию во внешней политике западных держав, положившему начало бурному развитию вооружений в Европе. «Парижские решения означали окончание длительных переговоров по вопросу о форме ремилитаризации Германии. Было принято самое простое решение – непосредственное включение ФРГ в НАТО»[11]. Парижские соглашения не только открыли перед Западной Германией путь к собственному, почти неограниченному вооружению, но и предоставили ей самые широкие возможности вместе с Пентагоном оказывать влияние на темпы, масштабы и формы вооружений союзников по блоку. Последующая политика ряда правительств западногерманского государства свидетельствовала о том, что ФРГ деятельно стремилась использовать эти возможности, чтобы поставить НАТО на службу своим политическим целям.
Последствия Парижских соглашений ясно вырисовывались уже тогда и полностью подтвердились последующим развитием событий. В официальных нотах Советского правительства указывалось, что ремилитаризация Западной Германии и включение ее в НАТО является решающим шагом в направлении окончательного раздела Германии по вине западных держав. Противники ремилитаризации ФРГ во всех странах и внутри нее указывали на угрозу возрождения фашизма в боннском государстве, на возможность нового участия Германии в военных конфликтах. Ремилитаризация сделала невозможным объединение Германии.
Вступление в силу Парижских соглашений и легализация вооружения ФРГ произошли в десятую годовщину празднования в странах социалисти-ческого содружества победы над фашистской Германией. Сам по себе этот произвольный акт западных держав, вероломно нарушивших Потсдамские соглашения по Германии, был глумлением недавних союзников СССР по антигитлеровской коалиции над памятью о жертвах второй мировой войны, над решающим вкладом Советского Союза в дело разгрома фашистского государства, над светлым праздником Дня Победы, отмечаемым всем прогрессивным человечеством. Так закончился первый период милитаризации Западной Германии, характеризовавшийся поиском легализации ее вооружения и завершившийся переходом к открытому созданию в ФРГ собственных вооруженных сил.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидным является сходство экономического положения Германии 1948г. и России 1990-х гг. Очень важным является сходство периодов перехода от тоталитарной к свободной, социально ориентированной рыночной экономике. Поэтому можно проанализировать и адаптировать опыт политико-экономических реформ к нашей стране.