Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая характеристика торговли людьми (стр. 2 из 5)

Перемены в государственном устройстве и социально-экономической жизни Республики Беларусь, произошедшие в 90-х гг. XX в., повлекли и необходимость изменений уголовного законодательства. В связи с переосмыслением социальных ценностей на первое место были поставлены права, свободы и законные интересы человека. Согласно ст. 1 Конституции Республики Беларусь, человек, его права, свободы и гарантии их реализации были признаны высшей ценностью общества и государства. Это положение нашло отражение в ст. 2 УК, принятого в 1999 г., одной из главных задач которого стала охрана человека, его прав и свобод от преступных посягательств.

УК Республики Беларусь, отразивший правовые подходы к охране личной свободы человека, обеспечил и уголовно-правовое регулирование борьбы с торговлей людьми, при этом ввел в качестве самостоятельного преступления торговлю людьми (ст. 181), что было обусловлено прежде всего требованиями, вытекающими из международно-правовых обязательств Республики Беларусь.


2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

Согласно ч.1 ст. 181 УК Республики Беларусь торговлей людьми признается купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его, а равно совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека.

Из анализа вышеназванной нормы видно, что часть первая этой статьи устанавливает в настоящее время ответственность за "куплю-продажу человека или совершение иных сделок в отношении его, а равно совершенных в целях эксплуатации вербовки, перевозки, передачи, укрывательства или получения человека".

Непосредственным объектом этого преступления является личная свобода человека, а точнее, свобода его волеизъявления.

Потерпевшим в рамках ч. 1 ст. 181 УК является любое совершеннолетнее лицо. В случае торговли несовершеннолетним ответственность наступает по п. 1 ч. 2. ст. 181 УК.

В зависимости от характера совершаемых деяний и наличия либо отсутствия цели эксплуатации новая редакция ч. 1 ст. 181 УК определяет торговлю людьми в двух возможных вариантах преступного поведения:

1. Купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его;

2. Совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека.

Понятие торговли людьми по сравнению с первоначальной редакцией ст. 181 УК в настоящее время определено значительно шире (ранее в ч. 1 ст. 181 УК шла речь о сделках, направленных на совершение купли-продажи или иных только в отношении зависимых лиц). Следует отметить, что новое определение торговли людьми как преступления в УК Беларуси значительно шире и понятия торговли людьми, которое указано в подпункте "а" ст. 3 Палермского Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (далее - Палермский Протокол).

Купля-продажа означает возмездную передачу человека (т.е. распоряжение им как вещью). Представляется, что использование гражданско-правовой терминологии в этом случае не совсем корректно.

Совершение иных сделок – это мена, дарение и совершение любых возможных сделок по передаче человека.

При первом названном варианте преступного поведения не обязательно, чтобы виновное лицо руководствовалось корыстной целью либо целью эксплуатации. Более того, лицо может руководствоваться и альтруистическими целями.

Второй вариант преступного поведения представлен в законе рядом альтернативных действий и обусловлен наличием цели - эксплуатации человека.

Вербовка человека представляет собой привлечение, наем человека для сексуальной эксплуатации.

Перевозка представляет собой перемещение человека в пространстве путем его транспортировки.

Передача человека – это распоряжение человеком как вещью посредством передачи его под контроль иному лицу. Передача фактически означает совершение какой-либо сделки. Но в контексте ст. 181 УК передача должна быть совершена в целях эксплуатации человека.

Укрывательство человека представляет собой совершение действий, направленных на сокрытие лиц, являющихся жертвами торговли людьми (потерпевших).

Получение человека – это противоправное завладение им.

В целом следует отметить, что конструкция состава, предусмотренного ст. 181 УК, весьма неудачна. Дело в том, что в подпункте "а" статьи 3 Палермского Протокола понятие торговли людьми обусловлено исчерпывающим перечнем способов совершения этого преступления. Эти способы учитывают объект посягательства – свободу волеизъявления человека. Поэтому в Палермском Протоколе выделены способы торговли, предполагающие ограничение свободы волеизъявления. Эти способы условно можно разделить на две группы:

1. способы, которые свидетельствуют о торговле человеком против его воли (применение силы или угрозы ее применения, иные формы принуждения);

2. способы осуществления торговли человеком помимо его воли (обман, злоупотребление доверием, использование уязвимого положения).

Исключением являются несовершеннолетние лица. Согласно подпункту "с" статьи 3 Палермского Протокола вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации считается "торговлей людьми" даже в том случае, если они не связаны с применением каких-либо средств воздействия, указанных в подпункте "а" статьи 3 Протокола.

В определении основного состава торговли людьми, указанном в ч. 1 ст. 181 УК, эти способы не называются. Однако многие способы, которые указаны в Палермском Протоколе, с определенной модификацией выведены в квалифицирующие обстоятельства:

– п. 6 ч. 2 ст. 181 – должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;

– п. 9 ч. 2 - с использованием стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств потерпевшего;

– п. 10 - путем обмана, злоупотребления доверием или соединенные с насилием, угрозой его применения или иными формами принуждения.

Получается, что в рамках предлагаемого основного состава торговли людьми могут быть использованы любые иные способы. Но, учитывая специфику этого преступления, иные способы в отношении совершеннолетнего лица трудно представить.

Дело в том, что уголовно-правовые признаки вербовки, перевозки, передачи, укрывательства или получения человека следует рассматривать с учетом важного признака субъективной стороны этих преступных деяний - цели эксплуатации. В части первой примечаний к ст. 181 УК дано понятие эксплуатации: "незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг в случае, если он по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством". Если преследуется цель незаконного принуждения, то как можно завербовать, перевозить, передавать, укрывать или получать совершеннолетнего человека способами, не ограничивающими его свободу волеизъявления? Конечно, это всегда будет сопряжено с обманом, использованием уязвимого положения, насилием и т.д. Но это означает, что при такой конструкции состава торговли людьми в практике к ответственности фактически всегда будут привлекать за квалифицированный состав торговли людьми (потому что принудительные способы или обман указаны в ч. 2 ст. 181 УК). А в случае осуществления данного преступления с распространенной в настоящее время целью сексуальной эксплуатации (это квалифицирующее обстоятельство согласно пункту 3 ч. 2 ст. 181 УК), с учетом способов торговли людьми, которые фактически всегда будут квалифицирующими, суд будет вынужден назначать еще более жесткое наказание в рамках санкции ч. 2 ст. 181. Представляется, что такой подход создает предпосылки для необоснованного ужесточения уголовной репрессии.

Следует отметить, что практически все исследователи и эксперты в области международного права сходятся в том, что торговля совершеннолетними людьми должна в обязательном порядке определяться только как акт, сопряженный с обманом или принуждением[10,с. 59].

Состав торговли людьми сконструирован по типу формального состава преступления. Данное преступление будет признаваться оконченным с момента совершения соответствующего действия (передачи, вербовки человека и т.д.). Представляется, что в прежней редакции ч. 1 ст. 181 УК этот состав людьми в превентивном аспекте был сконструирован более удачно, поскольку позволял признавать оконченным преступлением действия, предшествующие совершению кощунственной по своему характеру сделки (например, с момента предложения продать человека). По смыслу ныне действующей нормы все действия, которые предшествовали, например, факту передачи человека, будут образовывать приготовление к преступлению. Известно, что за приготовление к преступлению ответственность должна быть менее строгой, чем за оконченное преступление. Вместе с тем ответственность в целом за это преступление ужесточена. Так, в санкции ч. 1 ст. 181 УК за торговлю людьми установлено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет с конфискацией имущества (исключены ранее указанные в ч. 1 ст. 181 альтернативные наказания). Максимальный предел лишения свободы увеличен до семи лет (ранее – до 6 лет). В соответствии с положениями статьи 12 УК это означает, что данное преступление отнесено к категории тяжких преступлений. Дополнительное наказание в виде конфискации имущества является обязательным.

Конструкция данной санкции вступает в противоречие с положениями части второй статьи 61 УК, в соответствии с которыми конфискация имущества может быть установлена только в отношении тех тяжких или особо тяжких преступлений, которые совершаются из корыстных побуждений. Однако торговля людьми далеко не всегда может быть обусловлена корыстными побуждениями.