И вот к концу второй главы оба героя монографии сложились как люди с определенным набором личностных качеств, готовых к великим свершениям во имя определенных целей и планов. Дальнейшая жизнь приготовила им много испытаний и экзаменов на зрелость, в которых они проявили себя по-разному. Это и испытание дружбой, любовью, богатством, роскошью, испытание победами и поражениями в войнах и , конечно же, испытание властью.
Став властителем Франции, считавшейся сильным и авторитетным во всей Европе, Наполеон использовал захваченную власть, прежде всего для того, чтобы обеспечить стабильность, порядок , социальные и правовые гарантии, т.е. все, в чем нуждалась , по его мнению, нация, и что должно было, по мысли Наполеона, объединить «низы» и «верхи», вопреки партийным распрям. Столь же значимую и необходимую задачу он сделал первоочередной и в области внешней политики. Он верил, что не только его народ, но и все народы Европы жаждут мира. Но, мечтая о мире , предлагая мир, Бонапарт был готов к войне. Можно сказать, что все его войны были не ради личного блага, не ради обогащения, а ради мира для всей Европы – именно такую мысль пытается провести и подтвердить фактами автор монографии.
Вот как автор описывает восхождение на трон Александра: «Заняв трон величайшей в мире империи, отвергнув конституционное ограничение своей власти, ощущая вокруг себя преклонение и обожание, Александр мог бы считать, что все его надежды , все грезы тщеславия удовлетворены сполна…». Интересно сравнение внешнего вида императоров в самом начале их правления империями, которые приводит автор: «Бонапарт, встретив первый год двадцать первого столетия в ореоле могущества и славы, стал даже лучше выглядеть. Еще недавно роялисты говорили о нем, что он так желт, что на него приятно смотреть, и пили шампанское за его близкую смерть. Теперь же все, что было в нем костляво, желто, даже болезненно, округлилось, просветлилось, украсилось…»А вот каким видим мы по описаниям автора Александра: «Самые черты лица молодого великого князя, спустя несколько дней по восшествии его на престол, так вдруг переменился, что прежние портреты совсем перестали на него походить. Угрызения совести после цареубийства испортили всю его жизнь на земле». Автор монографии не делает прямых выводов, умозаключений, но читателям понятно, что Наполеоном руководили чистые помыслы, Александром- запятнанные в крови отца. Наверное, поэтому впоследствии Александр имел очень скромный царский двор, урезав его содержание на четыре миллиона рублей, сократив штат придворных. Он не любил бесполезную роскошь, считал лишними чисто придворные должности. При нем, как заметил академик А. Пынин, «величие» двора упало. Он будто боялся привлечь внимание к своему двору и не хотел празднеств во дворе, где был убит отец. Наполеон же, напротив, ошеломлял современников пышностью своего двора. По авторитетному мнению немецкого историка Г. Кирхейзен , «никогда дворцы французских королей не видали столько грации, красоты, блистательной роскоши, как во времена Наполеона. Роскошь была доведена до крайних пределов. Только на туалеты Жозефины отпускалось 600 тысяч франков в год. Дворцовые залы украшали полотна Давида и скульптора Кановы…»
Первая встреча двух императоров произошла после известного сражения осенью 1806 года , когда Наполеон подошел к Неману и встал у Тильзита на границе Российской империи. Александр, опасаясь за свою империю, предложил перемирие. Наполеон охотно согласился, подчеркнув , что он желает не только мира, но и союза с Россией: «Союз Франции с Россией постоянно был предметом моих желаний», - заверил он Александра. Было ли это сказано искренне? Автор , рассуждая об этом , делает вывод, что императоры говорили искренне, т.к. оба понимали, что русско-французский союз нужен им обоим. Но на разных уровнях:Александру- для «самосохранения», Наполеону- для возвеличения себя и своей империи. Наполеон так был заинтересован в союзе с Россией, что готов был заключить в объятия хоть самого дьявола. То, что царь оказался обаятелен и покладист, стало для него приятным сюрпризом, и он искренне проявлял дружеское внимание к Александру, который ему действительно понравился. «Я был им крайне доволен, - написал он Жозефине. – Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают». А что же Александр, испытывал ли он взаимную симпатию к Наполеону? Как пишет автор, Александру со своей обидчивостью и злопамятностью (речь идет о ноте, в которой Наполеон намекнул Александру на отцеубийство, после чего стал его главным врагом), надо было преодолеть предубеждения против Наполеона , не только как «антихриста», но и как личного оскорбителя. Он не простил Наполеона, но смог переступить психологический барьер с легкой видимостью. Он искусно перевоплотился, так как умел это делать с детства. Наполеон и Александр были очень разные, считает автор и пытается продемонстрировать эти различия интересными и яркими фактами из их биографии. Определенной чертой, по мнению автора, было двуличие. Именно оно и позволили ему изъявлять дружеские чувства Наполеону, а одновременно - Францу 1 и Фридриху Вильгельму 111, которых Наполеон считал своими врагами. Александр всегда мог скрывать от людей , будь то враги или друзья, свои истинные чувства и мысли. « Понять его было очень трудно, обмануть - почти невозможно, -написал о нем автор. – Он умел артистически пленять и, шутя отторгать от себя окружающих, и виртуозно вводить их в заблуждение. Такое умение помогало ему в жизни , особенно в политике, как внешней, так и внутренней, где он был тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская».
Наполеон , по мнению автора, не был ни мелочным, ни злопамятным, как Александр. Не карал явных иуд, предпочитая использовать их деловые качества, гениальность и талант. Выше всего он ценил в людях , будь то друзья или враги, благородство и мужество. Он был хорошим братом и сыном в своей семье, хорошим другом. И как супруг и отец он тоже вызывает симпатию, он по-настоящему любил Жозефину и был верен ей до тех пор, пока она ему не изменила. Он обожал своих детей. Имел фантастическую работоспособность, завидный ум и талант полководца, дав на своем веку 70 сражений - больше, чем Александр Македонский, Ганнибал, Цезарь, Суворов вместе взятые.
Александр, как считает автор, внешне казался рассудительным, добрым, благородным, но редко сближался с людьми и едва ли был способен на глубокие чувства и личную симпатию. Даже в царской семье он всегда держался так, что о нем говорили: « светит , да не греет». «Царь представлял собой странное сочетание мужских достоинств и женских слабостей», - приводит мнение о нем А.Чарторыйского автор. – С одной стороны , мог твердо блюсти союз с Наполеоном вопреки дворянской оппозиции, наоборот, столь же твердо сопротивлялся агрессии Наполеона, наперекор все той же оппозиции, склонявшей его к миру, т.е. действовал как мудрый и мужественный государь . С другой стороны, он же был мелочным, подозрительным и злопамятным, как провинциальная кумушка. Он имел крайне скептический взгляд на род человеческий: « Я не верю никому. Я верю лишь в то, что все люди – мерзавцы» - говорил он сам. В этом он был, по мнению автора схож с Наполеоном, который тоже был «невысокого мнения о человеческом роде», к большинству человечества он относился бездушно и мог за любую провинность обидеть, унизить, оскорбить. В этом сравнении автор делает вывод о том, что оба императора были очень деспотичны, что было единственное общее у них.
Пять войн друг с другом пережили Александр и Наполеон, которые заканчивались то победой , то поражением одной из сторон. Во имя чего были эти войны? Автор попытался ответить и на этот вопрос, приводя исторические факты, высказывания современников и объяснения самих императоров. Александр , воюя с Францией сам и объединяя против нее другие страны в феодальные коалиции, объявлял, что «единственная и непременная цель его – водворить в Европе на прочных основаниях мир, освободить Францию от цепей Наполеона, а другие страны – от ига Франции». Хотя истинной целью было , по мнению автора, территориальное расширение, захват и грабеж новых земель и господство в Европе, сохранение уцелевших феодальных режимов и восстановление свергнутых Французской революцией и Наполеоном , которого Александр считал и личным врагом, и которого тоже пытался свергнуть. Александр был силен классовым чутьем и понимал, что « благородному российскому дворянству», плоть от плоти которого был он сам, нужна больше феодальная Англия, нежели революционная Франция. И народ шел за ним освобождать от Наполеона Европу, сам Александр, возглавив победоносные русские войска, шел восстановить на континенте феодальные режимы и вернуть на трон Европы дореволюционных монархов, обеспечит России европейскую гегемонию.