В решающую фазу борьба вступила 18 июня 1957 г., когда на заседании Президиума ЦК Молотов и Маленков неожиданно поставили вопрос о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. После длительных дискуссий это решение было принято.Однако Хрущев отказался и потребовал созыва пленума ЦК.Пленум был созван и на нем все действия оппозиционеров были осуждены как фракционные. Все они , кроме Молотова ,признали свои ошибки. В результате Маленков , Каганович, Молотов и Шепилов были выведены из состава ЦК и его Президиума. В Президиум были введены Л.И. Брежнев , Е.А. Фурцева , Ф.Е. Козлов и другие деятели , поддержавшие Хрущева.
Устранение консервативной , отчасти просталинской оппозиции и превращение Хрущева в единоличного лидера имело , как ни парадоксально , весьма противоресивые последствия для судеб "оттепели". Лишившись оппозиции справа , Хрущев стал быстро "леветь" : именно с этого берут начало скачки "великого десятилетия" и громкие кампании тех лет. Однако собственно в политической сфере демократизация была временно остановлена.
Обозначившееся в 1957-1958 гг. известное отступление от политики демократического обновления , проводившейся под знаком десталинизации , объяснялось завершением начального этапа преобразований , который можно охарактеризовать в целом как эмоционально-критический . На очередь дня встала проблема перехода от "митингового демократизма" к длительной практической реализации программы реформ. Но эта объективная потребность в силу политической и общей культуры Хрущева была реализована им в виде дальнейшей концентрации власти и попыток гигантских скачков к коммунизму.
На внеочередном ХХI съезде КПСС было констатировано , что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу и вступил в период строительства развернутого коммунизма. Вызванный таким образом коммунистический энтузиазм части масс власти надеялись использовать в качестве нового мощного движителя , призванного компенсировать обнаружившиеся экономические трудности , пробуксовку созданного недавно механизма хозяйственного управления . Запуск на орбиту первого в мире космонавта в 1961 г. как бы подкреплял уверенность в том , что для советского человека непосильных задач нет.
ГЛАВА 4. Влияние "оттепели " на области общественной жизни.
Процессы обновления охватили различные стороны жизни общества - политику , экономику, социальную, духовную и международную сферы.
В "оттепельные " годы в изменившейся общественно политической атмосфере в наибольшей степени реформаторство коснулось сферы экономики. Однако и здесь эксперименты ограничивались жесткими идеологическими рамками ( государственная социалистическая собственность , централизованное планирование , недопустимость частного интереса и др.) и сводились в осовном к гшосударственным программам и реорганизации управленческих структур.
Достаточно динамичное развитие отраслей народного хозяйства способствовало позитивным сдвигам и в социальной сфере : быстрый рост заработной платы и потребления товаров ; отмена всех видов платы за обучение , введение пенсий для колхозников ; массовое строительство жилья и др.
" Оттепель" не могла не отразиться и на внешней политике. СССР открывал для себя мир и становился открытым для мира, происходили взаимные обмены делегациями, международный туризм, состоявшийся в 1957 г. в Москве Международный фестиваль молодежи и студентов. Курс на мирное сосуществование СССР и приход нового политического руководства в США (Эйзенхауэр , Кеннеди ) способствовали снижению уровня конфронтации.
Рост могущества СССР и стремительный развал колониальной системы создали благоприятные возможности для активизации советской политики в "третьем мире".Сремясь упрочить свои международные позиции и расширить число стран идущих по "некапитолистическому" пути , СССР оказывал ряду молодых государств значительную военно-политическую и экономическую помощь. В августе 1963 г. было подписано первое соглашение по ограничению стратегического оружия. В целом климат между народных отношений потеплел.
"Оттепель" способствовала бурному развитию культуры и науки. Именно в духовной сфере едва ли не наиболее ярко проявились достижения и противоречия , присущие этой эпохе.
На перемены , начавшиеся в обществе после смерти Сталина , первыми откликнулись представители литературы. В 50-х годах в журналах появились новаторские статьи В. Овечкина , Ф.Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И.Эренбурга"Оттепель", В. Пановой "Времена года" , Ф. Панферова "Волга-матушка река" и др. В них авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей в социалистическом обществе. Впервые был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы , которая сложилась в стране.
После ХХ съезда ЦК КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства , живописи и кинемотографии . Ответственность за «перегибы « прошлых лет была возложена на Сталина ,Берию , Жданова , Молотова , Маленкова и др. Однако сам идеологический диктат партийного руководства в этих сферах сохранялся и позже .
Хрущев лучше чем кто- либо другой , выражал своим поведением одну из характерных черт тоталитарной системы – отрицание всего , что не имеет прямого отношения к задаче построения коммунизма , не вписывается в официальную идеологию или лично неприятно самому лидеру страны. Так после премьеры американского музыканта Б.Гудмена он заявил , что джаз – это не музыка и народ этого никогда не поймет. А помотрев канкан на одной из втреч в Голливуде , Хрущев оценил его так : «В этом танце девушкам приходиться задирать юбки и показывать заднее место и этот танец приходиться исполнять хорошим , честным девушкам …Это порнография». Он заявлял , что выступает за музыку исключительно вдохновляющую , зовущую на подвиг ратный и на труд , что в «литературе и искусстве партия поддерживает только те произведения , которые вдохновляют народ и сплачивают его силы» .
Аналогично относился Хрущев и к изобразительному искусству. Отстаивая необходимость следования принципу «социалистического реализма», он отмечал , что все остальные , кто акцентирует внимание на негативных сторонах жизни , «судят о действительности только по запахам отхожих мест». Так оценивались произведения Э. Неизвестного , Б. Жутовского и других художников , скльпторов , архитекторов.
Таким образом , политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные границы. Преобразования в духовной жизни общества в 1953 – 1964 гг. были , безусловно , очень значительными. Они дали толчок духовному обновлению народа , очищению его от сталинского наследия. Перемены эти не всегда были выпуклыми и зримыми . Но они как бы подтачивали тоталитарный режим . В те годы коллизии в общественном сознании многие были склонны объяснять отказом от «принципов» , заложенных Сталиным. И это так. Некоторое смягчение режима , отказ от массовых репрессий неизбежно вызвал начало эрозии всей системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом из вышесказанного можно сделать вывод , что реформаторский потенциал общества оказался недостаточным для окончательного отхода от тупиковой ветви мирового развития , более того , даже для сохранения либеральных хрущевских порывов. Откат был неизбежен. Но это был откат к сталинизму без Сталина , без массовых репрессий , а значит, к системе с подорванными идеологическими и инструментальными конструкциями. Откат означал ее стабилизацию, с неизбежностью ведущего к загниванию и распаду. Эти процессы и составили социальную суть 70-х – середины 80-х годов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1.Верт Н. «История советского государства , 1900- 1991» М., 1992 г.
2. Челябинский Государственный технический университет, коллегия авторов – Курс лекций , Челябинск, издательство ЧГТУ , 1994 г.