Смекни!
smekni.com

Реформация (стр. 10 из 10)

Позиция Генриха III вызвала протест со стороны гугенотов, поспешивших создать в Ларошели кальвинистскую унию, которую возглавил Генрих Наваррский. Кальвинистскую унию поддержали шведский и датский короли, английская королева и немецкие князья. Появление унии спровоцировало новую войну между католиками и гугенотами, завершившуюся восстановлением эдикта о свободе вероисповедания.

В 1593 г. Генрих Наваррский принял католичество и в 1594 г. Париж открыл перед ним ворота. Генрих Наваррский стал королем Франции под именем Генриха IV (1589—1610), положив начало правлению династии Бурбонов и предопределил судьбу французской Реформации. Гражданские войны вскрыли все особенности этого движения: антиреформационную позицию монархии, антиабсолютистский характер выступлений феодально-аристократического лагеря, использовавшего кальвинизм в сепаратистских интересах; слабость формирующейся буржуазии, выразившуюся в том, что представи­тели поднимающегося класса защищали средневековые муници­пальные привилегии и дали увлечь себя дворянству; силу народных масс, выступления которых оказали наибольшее влияние на ход событий в самый решающий момент гражданских войн.

Нантский эдикт 1598 г. Умный и осторожный политик Ген­рих IV начал с примирения враждующих сторон. Его политика компромисса была продиктована трезвой оценкой социально-по­литической ситуации в стране. В 1598 г. был заключен мир с Испанией и издан Нантский эдикт, который объявил отныне католи­чество официальной государственной религией и в то же время сохранил за гугенотами право вероисповедания (кроме Парижа). Католическое духовенство получило прежние права и имущество. Кальвинистам разрешалось занимать государственные должности наравне с католиками. Кроме того, гугеноты получили право созывать политические собрания, организованные по образцу Генеральных штатов, и иметь при королевском дворе своих пред­ставителей для сношений с королем; в качестве гарантии испол­нения эдикта им было отдано около 200 крепостей, главными из которых были Ларошель, Сомюр и Монтобан. Эти права представ­ляли собой «королевскую милость» — они жаловались на опреде­ленный срок, по истечении которого подлежали продлению или отмене.

Заключение

Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.

Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций.

Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества - независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Литература

1. Философский словарь. - М., 1986 г.

2. Всемирная история: ( учебное пособие ). - М: Мысль, Т.2. 1985 г.

3. История философии в кратком изложении. /Пер. С чешского под ред. И.И. Богута - М: Мысль. 1995 г.

4. Учебный курс по культурологии. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1996 г.

5. Лютер. Избранные сочинения. - СП-Б. 1994 г.

6. Соловьев. Прошлое токует нас: (очерки по истории философии и культуры). - М: Политиздат. 1991 г.

7.Некрасов Ю.К. Реформация и крестьянская война. Вологда, 1984

8. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и великая крестьянская война. 1955

9. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационные движения в Германии. М.,1978

10. Чистозвонов А.Н. Реформация как фактор Германской XVI // Средние века. М.,1985 вып.48

11. Порозовская Б.Д. Иоганн Кальвин, его жизнь и деятельность. СПб., 1891

12. Порозовская Б.Д. Ульрих Цвингли , его жизнь и деятельность. СПб., 1892