В органической связи с учением о предопределении находилась вся теологическая система социально-экономических и этических норм кальвинизма. Собственность (владение), как и все сущее на земле, есть дар божий. То, чем владеют люди, должно оцениваться как милость божия, использоваться на общее благо. Обязанностью владельца является бережливость, приумножение владения «на благо общине». Кто этого не делает по нерадению или неумению, тот нарушает божественные заповеди. Богатство духовное выше богатства земного. Бог может дать его и взять обратно. Если же владелец утратит его из-за греховных побуждений и обанкротится, его должна постигнуть и мирская, и духовная кара. В то же время богач, охваченный корыстью и видящий в богатстве земном идола, утрачивает покровительство божье. Однако бог испытывает людей не только богатством, но и бедностью. Бедняк должен нести свое бремя с достоинством. Бедность не равнозначна, однако, святости, а бедняки, ставшие бродягами, попрошайками и ворами, утрачивают защиту господню, являются преступниками. Труд земной есть божий дар, и его главная цель — поддерживать жизнь общества, охранять и приумножать дары земли. Поэтому самый достойный труд — крестьянский. Лень — величайший порок. Дни отдыха — лишь воскресенья и пять крупных праздников в году. В духе времени Кальвин содействовал даже попыткам создания кальвинистской колонии в Бразилии «для распространения истинной веры».
Военное наемничество, как богопротивное, запретили.
Большое внимание Кальвин уделял проблемам государства. Человек и общество грешны и порочны. Чтобы разумно, по божественной воле управлять ими, существуют государство, светские власти. Им даны меч и право, исходящее из божественных законов, что обеспечивает подлинный авторитет светским властям, которым люди обязаны повиноваться. Власть государя ограничена божественным промыслом и необходимостью обеспечивать благо его подданных. Нечестивых государей, тиранов постигает кара божья, могущая проявиться и в восстаниях народа. Но это был лишь общий постулат, заимствованный Кальвином из Библии, призванный служить отвлеченной угрозой безбожным и тираническим правителям. На практике Кальвин проявлял большую осторожность в трактовке права на сопротивление тирании. Оно, по мнению Кальвина, принадлежало только нижестоящим властям, сословно-представительным учреждениям. Сначала надо было исчерпать все меры легального и пассивного сопротивления, а насилие применять лишь как исключительную меру. Просьбу гугенотов в 1560 г. поддержать их план заговора против короля Франции Кальвин на этом основании отверг. Концепция государства у Кальвина основывалась на французских реалиях. Уступки, делавшиеся в Женеве, определялись местной спецификой. Лучшей формой государственного правления Кальвин считал олигархию, худшей — демократию.
Кальвин поставил целью любой ценой сохранить духовную независимость церкви от государственной власти. Она должна помогать церкви и охранять ее доктрину, служителям же церкви надлежит молиться за нее, не вмешиваться в ее дела. Властям необходимо также внимать советам служителей церкви, насаждающих слово и законы божьи. На практике такой гармонии достигнуть не удалось.
Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Во главе общины стояли старшины, избиравшиеся из числа богатых светских лиц, и опытные проповедники-министры, получавшие скромную фиксированную оплату. Этот совет (консистория) ведал всей религиозной жизнью общины, рассматривал дела, связанные с проступками против религии и морали. Вопросы о догматах кальвинизма решались на особых собраниях министров — конгрегациях, позднее превратившихся в местные, а затем и «национальные» синоды. Основной их задачей являлась борьба с отклонениями от ортодоксальной доктрины и ересями. Дьяконы ведали сбором и расходованием средств на нужды церкви и благотворительность.
Историческое значение и судьбы швейцарской реформации. Швейцарский союз, продолжая в XVI в. формироваться в самостоятельное государство, органически вписывался в складывавшуюся систему европейских держав с присущими ей процессами взаимосвязей и взаимовлияний. Поэтому и Реформация в Швейцарии составляла часть широкого и многоликого реформационного движения, распространившегося, хотя и в разной мере, в большинстве европейских стран.
Цвинглианство, выражавшее собственно швейцарские потребности, весьма энергичное на начальном этапе, потерпело в итоге поражение. Попытка его выйти за пределы Швейцарии и дать идеологическое знамя новой федерации реформированных швейцарских кантонов и имперских княжеств потерпела крах. Неблагоприятно складывалась и внутренняя обстановка. Известные успехи промышленности и ремесла, сельских промыслов и кредита, возникновение раннебуржуазных торгово-промышленных компаний и банков имели слабую общую базу, хозяйственная конъюнктура отличалась неустойчивостью, капиталов не хватало, предпринимательством занимались преимущественно выходцы из Франции и Северной Италии. Подъем сменился спадом, а затем и кризисом. Успехи более динамичного кальвинизма сузили зону распространения цвинглианства. Реальная действительность требовала приспособления к новым условиям. Преемник Цвингли — Буллингер — пошел по такому пути, делая уступки Кальвину. Это нашло свое выражение в текстах общего символа веры (1549).
Иначе сложились судьбы кальвинизма. Женева была для него лишь обусловленным рядом причин трамплином. Будучи объективно религией самой смелой части тогдашней буржуазии, кальвинизм во всех своих социально-идеологических приоритетах, поведенческих нормативах, моральном кодексе выражал потребности не швейцарской кантональной провинциальности, а общеевропейского исторического процесса. Поэтому в противоположность цвинглианству он вышел на европейскую арену. В условиях острого противоборства между силами прогресса и феодальной реакции республиканизм и организационные принципы кальвинизма использовались французскими дворянскими гугенотами для борьбы против абсолютизма, польскими панами — для атак на королевскую власть. Вместе со своими адептами кальвинизм перемещался и в колониальные владения европейских стран.
Реформационное движение в Нидерландах
Усиление феодально- католической реакции. В XV в. значительная часть нидерландских земель входила в состав герцогства Бургундского. Его длительная борьба с Францией за гегемонию в регионе завершилась поражением бургундской армии в битве при Нанси в 1477 г. (см. т. 1, гл. 9). Массовые восстания в Бургундии принудили наследницу престола Марию Бургундскую издать Великую привилегию, восстанавливавшую попранные Карлом Смелым привилегии страны, а для укрепления своего положения вступить в брак с Максимилианом Габсбургом, который позднее стал германским императором. Нидерландские земли оказались в династической зависимости от Габсбургов. В XVI в. император Карл V Габсбург распространил свою власть на новые области—Фрис-ландию, Утрехт, Оверэйссел, Хронинген, Дренту и Гелдерн. По Аугсбургскому миру 1548 г. и Прагматической санкции 1549 г. 17 областей Нидерландов: Артуа, Эно (Геннегау), Люксембург, Намюр, Фландрия, Лимбург, Турне, Мехельн, французская Фландрия (Лилль, Дуэ, Орши), Голландия, Зеландия, Утрехт, Фрислан-дия, Гелдерн, Оверэйссел (с Дрентой) — в качестве неделимого наследственного округа включались в империю на условиях выплаты ими символической квоты имперского налога. Епископство Льежское пользовалось особым самостоятельным правовым статусом. После раздела империи в 1555 г. Нидерланды отошли под власть короля Испании
Филиппа II.
В первой половине XVI в. в Нидерландах быстро шло разложение феодальных отношений, развертывался процесс первоначального накопления и зарождались капиталистические формы хозяйства. На их небольшой территории к этому времени имелось около 300 городов и свыше 6500 деревень с населением примерно в 3 млн. человек. Нидерланды часто называли «страной городов». Бедствия эти усугубляла хищническая политика иноземных монархов. Они хозяйничали в стране и давили ее налогами, разоряли династическими войнами, поддерживали внутреннюю реакцию — феодальную аристократию, католическую церковь, а в городах — верные им и католицизму правящие фракции патри-цианско-цеховых олигархий. Это вызвало раскол. Менее покорные патрицианские группы обособлялись, тайно склонялись к ереси. Нарождавшиеся новые классы — буржуазия и мануфактурный пролетариат — болезненно испытывали на себе последствия реакционной политики иноземного абсолютизма. Острые социальные конфликты становились неизбежными. Они вылились в ряд восстаний. Наиболее крупными были народное движение 1534— 1535 гг. в северных провинциях под руководством революционных анабаптистов и Гентское восстание 1539—1540 гг. Оба они отличались большой остротой и сложностью социальных противоречий, которые сказались и в годы революции.
Политика Карла V характеризовалась нараставшей реакционностью. С 1521 г. стали издаваться особые законы — «плакаты» — против еретиков, был учрежден трибунал инквизиции. После массовых народных выступлений 1534—1535 гг. преследования еретиков становятся особенно жестокими. Беспрерывные династические войны с Францией подорвали финансы Нидерландов. Если для Карла V Испания была важной составной частью его владений, то для Филиппа II она стала главнейшей. Вся политика Филиппа II определялась интересами испанского дворянства, стремившегося к беспощадному ограблению подвластных стран.
Для достижения своих целей Филипп II наметил следующие меры: оставить в Нидерландах испанские войска, введенные туда во время войны с Францией; сосредоточить фактическую власть в стране в руках узкой группы членов Государственного совета (консульты), рабски преданных монарху; увеличить число епископов с 4 до 18, дав им полномочия инквизиторов для искоренения ересей. Этим монарх не ограничился: чтобы освободиться от долгов, он объявил в 1557 г. государственное банкротство, от чего нидерландские финансисты понесли огромные убытки.