Нововведения Филиппа II задели интересы различных слоев населения Нидерландов. Закон 1559 г. об учреждении новых епископств означал, что отныне «плакаты» против еретиков будут применяться со всей жестокостью. Оговорка о назначении епископами лишь богословов с университетским образованием отнимала выгодные епископские синекуры у дворян, а намерение содержат! епископов за счет монастырей грозило пребендам аббатов, также выходцев из дворян. В 1560 г. в Испании была повышена вывозив» пошлина на шерсть, в связи с чем ввоз ее в Нидерланды сократился почти в два раза. Затем нидерландским купцам закрыли доступ в испанские колонии. Англо-испанский конфликт парализовал нидерландско-английскую торговлю, что оставило без работы тысячи людей.
Поскольку все эти акты исходили от чужеземных правителей они приобретали характер национального угнетения, и их проводники в Нидерландах — наместница Маргарита Пармская и кардинал Гоанвелла заслужили всеобщую ненависть в стране.
Кальвинизм в Нидерландах
Под влиянием указанных выше причин, а также в связи с ростом дороговизны и голодом в 1565—1566 гг. в Нидерландах началось сильное брожение среди городской бедноты, рабочих мануфактур, крестьян. Местами происходили голодные бунты. На арену открыто выступил кальвинизм. С начала 60-х годов кальвинистские консистории в крупных торгово-промышленных центрах (Турне, Валансьене, Антверпене, Хондсхоте и других местах), которыми руководили в большинстве случаев богатые буржуа, перешли к организации массовых выступлений. На кальвинистские проповеди, проходившие обычно в окрестностях городов по ночам, стекались тысячные толпы бедного люда, привлеченного не только религиозным рвением, но и щедро раздававшейся там консисториями милостыней. Все большее число людей приходило на проповеди с оружием, и эти проповеди выливались затем в подлинные вооруженные смотры. Среди руководителей и идеологов народных масс встречались и такие, которые требовали введения всеобщего христианского равенства и свободы. Дело шло к восстанию.
В оппозицию к правительству встала и значительная часть нидерландского дворянства. Ядро оппозиции сначала группировалось вокруг вельмож, членов Государственного совета — принца Оранского, графов Эгмонта и Горна. Дворяне были недовольны нарушением их привилегий королем и надеялись поправить свои финансы за счет секуляризации монастырских земель, реформировав церковь в угодном им духе. В связи с этим в их среде стали распространяться лютеранство и кальвинизм. Видя подъем народного движения, дворяне, с одной стороны, были не прочь использовать его в своих интересах, но с другой — опасались его. Поэтому они решили взять на себя роль «посредников» между волновавшимся народом и правительством и таким образом достичь своих целей.
Иконоборческое восстание 1566 г. Первым актом начавшейся Нидерландской буржуазной революции и освободительной войны было иконоборческое восстание. В августе 1566 г. вооруженные народные отряды стихийно, а местами подстрекаемые консисториями начали погромы церквей, истребление икон, статуй святых и прочих предметов католического культа в окрестностях Хонде -хота, Армантьера, Касселя. Церковные драгоценности порой уничтожали, но чаще собирали и использовали на нужды восстания и благотворительности.
В Антверпене инициаторами восстания выступили ремесленники и городская беднота. В Турне в погромах церквей помимо горожан участвовали сотни крестьян. Руководящую роль там играли консистории. За счет конфискованных церковных ценностей были навербованы отряды из бедняков, которые охраняли город. Повстанцы сожгли финансовые и поземельные документы монастырей и церквей. То же самое происходило в Валансьене.
В Мидделбюрхе (Зеландия) иконоборцы при поддержке богатых лиц и некоторых членов магистрата принудили власти освободить арестованных еретиков. В Утрехте действия иконоборцев носили ярко выраженный социальный и политический характер. Наместница оценивала их не только как «ниспровержение религии», но и как «уничтожение судопроизводства и всего политического порядка».
Всей своей силой восстание обрушилось против оплота испанского владычества — католической церкви. Погрому подверглись по всем Нидерландам несколько тысяч церквей. Восстание постепенно распространялось на север. Руководили им обычно кальвинистские консистории, а местами — отдельные дворяне-кальвинисты, члены союза. Базой восстания были Фландрия, Брабант, Турне, Голландия, Зеландия, Утрехт. В окраинных аграрных областях иконоборчество затронуло лишь отдельные районы и города. 23 августа 1566 г. наместница вынуждена была заявить о смягчении деятельности инквизиции, «плакатов», допущении кальвинистских проповедей там, где они уже проводились ранее, об амнистии членам союза дворян. Окончательно решить все эти вопросы должен был Филипп II.
Успех восстания мог быть закреплен лишь в случае развития движения и сплоченности всех сил, которые выступили с оружием в руках. Однако ни консистории, ни тем более Союз дворян не оказались способными взять власть в свои руки. Они хотели «попугать» правительство и добиться с ним соглашения, но испугались сами, увидев размах движения и услышав возгласы восставших: «Поповской крови и имущества богачей!» Поэтому маневр наместницы, рассчитанный на раскол движения, удался. Союз дворян принял ее условия, самораспустился, а некоторые его члены, как и лидеры аристократической оппозиции — граф Эгмонт и принц Оранский, начали преследовать иконоборцев. Консистории вели переговоры с правительством, добиваясь новых уступок, и уже отрекались от своего участия в восстании.
Примиренческая, нерешительная тактика консисторий лишила движение руководства. Правительство воспользовалось этим, чтобы разоружить народные отряды, собрало военные силы и перешло в наступление. К весне 1567 г. иконоборческое восстание было подавлено, а вместе с ним поражением завершился и первый этап Нидерландской революции. В Мадриде спешно готовили карательный поход в Нидерланды под руководством герцога Альбы.
Реформация в Италии
Предреформационное движение началось в Италии в последние десятилетия XV в. оно было связано с именем Джироламо Савонаролы. Идеи морального очищения общества, религиозного обновления и реформы церкви в первые десятилетия XVI в. стали одной из характерных черт умонастроений самых разных слоев. В них находили отражение и классовые чаяния простого народа, и недовольство церковной политикой (особенно деятельностью папства, постоянно вмешивавшегося в своих корыстных целях в дела итальянских государств), нараставшее в аристократических и придворных кругах, в купеческой среде и даже у части клира. В народе (в частности, среди крестьян) были сильны традиции средневековых ересей вальденсов и альбигойцев. Притягательными для простого народа стали идеи анабаптистов и антитринитариев, получившие широкое распространение в Италии в первые десятилетия XVI в. Особенно крупные масштабы реформационные выступления приняли в Южной Италии, где они носили четко выраженный антипапский и антииспанский характер. Неаполь стал одним из главных центров Реформации. В 30-е годы здесь развернулась деятельность кружка Хуана де Вальдеса, осмысливавшего с гуманистических позиций основы христианской веры и, подобно другим реформаторам, развивавшего тезис о необходимости отмены церковной иерархии. Популяризацией идей Вальдеса в народе занялся известный проповедник Бернардино Окино, разделявший также многие антицерковные позиции Меланхтона.
Очаги реформационного движения возникли в Лукке и Флоренции, Венеции и Ферраре, ряде других городов. С одной стороны, к протестантским доктринам — лютеранству, кальвинизму, цвинглианству, учению Меланхтона, — а также к сложившейся на итальянской почве «философской ереси» проявляли интерес образованные круги итальянского общества, включая представителей гуманистической интеллигенции. Отсюда одна из особенностей Реформации в Италии, проявлявшаяся в тесном переплетении религиозных и философских идей и заметном влиянии гуманизма на реформационные теории. С другой стороны, идеи Реформации находили многочисленных приверженцев в среде мелких ремесленников и торговцев, городской бедноты. Здесь были и свои проповедники, создавались секты, а религиозные идеи получали социальную интерпретацию. Не всегда эти два течения сливались в единое русло реформационного движения. Теоретическое осмысление реформационных учений, характерное для кружков, включавших представителей аристократии, клира, купеческой верхушки, интеллигенции, не имело четкой практической ориентации и было очень пестрым в идейном отношении. Раздробленность сил Реформации, не вылившейся в Италии в крупное социальное движение, облегчила победу церкви, перешедшей в активное наступление после Тридентского собора.
Реформация в Англии. Важным средством укрепления абсолютизма при Тюдорах явилась реформа церкви в Англии, которая началась при Генрихе VIII. Поводом к ее проведению послужил отказ папы римского разрешить развод короля Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской, родственницей Карла V. В ответ на этот отказ английский парламент в 1534 г. освободил церковь Англии от подчинения Риму и «Актом о супрематии» провозгласил главой церкви короля. В основе Реформации лежало стремление английских дворян и горожан создать национальную протестантскую церковь как орудие абсолютизма, а также завладеть церковными землями и имуществом. Парламентскими актами 1536 и 1539 гг. в Англии были закрыты все монастыри, а их имущество и земли конфискованы королем; в 1545 г. были закрыты все часовни, имуществом которых также завладела корона. Эти конфискации в конечном итоге увеличивали земельные владения дворянства и буржуазии, а также значительно пополнили королевскую казну. Новые собственники церковных земель, чтобы увеличить свои доходы, сгоняли с земли крестьян — прежних ее держателей, огораживали ее и повышали земельную ренту.