Смекни!
smekni.com

Реформы Петра 1 (стр. 4 из 4)

На дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество. «Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях: поступать на службу, военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу - он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить - разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли»[8]. Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода - глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом, церковь была полностью подчинена государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. «Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входило 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2 вице-президента, 4 советника , 5 асессоров»[9]. В 1722г. названия были изменены. Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г., когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя - преобразователя.

«По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января, заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем».

Духовный регламент - это законодательный акт, определявший функции, права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений.

Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедовавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.

Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни «белых», ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.

Создание такого вида управления и организации церкви сам Пётр объяснил следующим образом: « От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...»[10].

Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на которой стояла абсолютная монархия.

Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.

В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.

Радикально изменяется положение женщины в обществе. Петр попытался приобщить ее к современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить высшие круги к новым формам обхождения.

З а к л ю ч е н и е

Преобразования первой четверти ХVIII в. носили прогрессивный характер. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Новый импульс получило развитие русской культуры. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти ХVIII в. Однако в стране продолжали господствовать крепостнические отношения, развивавшиеся вширь и вглубь. Реформы Петра встретили ожесточенное сопротивление родовитой боярской аристократии и верхушки духовенства. В борьбе с ними Петр 1 не остановился перед расправой даже с собственным сыном Алексеем, оказавшимся в лагере реакции. Жесточайшему преследованию подвергалось любое выступление народных масс против существующего строя.

Реформы первой четверти ХVIII в. неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца, политического и государственного деятеля, поставившего свой талант и способности на службу дворянскому классу. Это “действительно великий человек”,- сказал о Петре I Ф. Энгельс. Противоречивая, во многом объясняемая особенностями своего времени фигура Петра постоянно привлекала и привлекает внимание писателей, художников, деятелей театра и кино, композиторов.

Список использованной литературы

1)Е. Анисимов. Время Петровских реформ. Санкт-Петербург: Лениздат, 1989 г.

2)Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Книга III. Москва: А/О «Книга и бизнес», 1992 г.

3) Погодин М. П. Петр Великий. - В кн.: Историко-критические отрывки, т. 1. М., 1846 г.

4) Князьков С. Из прошлого земли русской. Время Петра Великого Москва: Мысль, 1991 г.

5) Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России конец XVII – XIX в. Москва: Мысль, 1995г.

6) Н.И. Павленко, Пётр Первый и его время, Москва: Просвещение, 1989 г.


1 Погодин М. П. Петр Великий. - В кн.: Историко-критические отрывки, т. 1. М., 1846, с.335.

2 Погодин М. П. Указ. соч., с.341 – 342.

[3] Е. Анисимов «Время петровских реформ» Лениздат-1989 стр. 101.

[4] См. сноску 3 стр. 104-109.

[5] См. сноску 3 стр. 114-115.

10 Н.И. Павленко, Пётр Первый и его время, Москва: Просвещение, 1989 г., стр. 26.

[6] Е.Анисимов. Время Петровских реформ. – Санкт-Петербург: Лениздат, 1989 г., стр. 121

[7] Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Книга III.Москва: А/О «Книга и бизнес», 1992г., стр.612-613.

[8] Князьков С. « Из прошлого земли русской. Время Петра Великого» книга для чтения по русской истории М- 1991 – 712 с стр. 180.

[9] Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России конец XVII – XIX в. М.:Мысль, 1995г., стр.43

[10] См. сноску 9 стр. 182.