Ко времени Петра относятся попытки создания публичных театров (“комедиальных храмин”) в Москве и Петербурге, где , давились пьесы на исторические темы и комедии (например, Ж.-Б. Мольера “Амфитрион” и “Доктор принужденный”). Появляются и первые русские драматические произведения: “Владимир” (трагико- конедия Ф. Прокоповича), “Слава Российская” (пьеса Ф. Жуковского) и др.
В области изобразительного искусства в первой четверти XVII в. активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н. Никитин (1690 - 1742), А.М. Матвеев (1701 - 1739), а среди мастеров гравюры - И. Адольский. Произведения художников-граверов А.Ф. Зубова, А.И. Ростовцева и П. Пикара донесли до нас архитектурный облик обеих российских столиц.
Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например, оформление Большого каскада Петергофского дворца (архитектор Ж.Б. Леб- лон).
В Петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали: комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (архитекторы Д. Трезини и М.Г. Земцов), Адмиралтейство (архитектор И.К. Коробов). В Москве были построены Сухарева и Меншикова башни (архитектор И.П. Зарудный).
В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских прес чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге “Юности честное зерцало”.
Патриархальный образ жизни постепенно уступал место “светскости” и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. В законе расписывался детальный распорядок проведения ассамблей, организация танцев, и т.д. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.
Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибут Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.
Итоги.
Преобразования первой четверти ХVIII в. носили прогрессивный характер. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Новый импульс получило развитие русской культуры. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти ХVIII в. Однако в стране продолжали господствовать крепостнические отношения, развивавшиеся вширь и вглубь. Реформы Петра встретили ожесточенное сопротивление родовитой боярской аристократии и верхушки духовенства. В борьбе с ними Петр 1 не остановился перед расправой даже с собственным сыном Алексеем, оказавшимся в лагере реакции. Жесточайшему преследованию подвергалось любое выступление народных масс против существующего строя.
Реформы первой четверти ХVIII в. неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца, политического и государственного деятеля, поставившего свой талант и способности на службу дворянскому классу. Это “действительно великий человек”,- сказал о Петре I Ф. Энгельс. Противоречивая, во многом объясняемая особенностями своего времени фигура Петра постоянно привлекала и привлекает внимание писателей, художников, деятелей театра и кино, композиторов.
Литература.
Казимир Валишевский “Петр Великий” М.:“Квадрат” 1993г.
Исторический сборник под редакцией В.В. Калаша (третий том) “Три века” М.: ”ГИС” “Патриот” 1992г.
Ключевский В.О. “О русской истории” М.: Просвещение 1993г.
Соловьев С.М. “Чтения и рассказы по истории России” М.:“Правда” 1989г.