Смекни!
smekni.com

Реформы Петра I (стр. 8 из 8)

История Исаакиевского собора неразрывно связана с историй Санкт-Петербурга – города, в котором за сравнительно небольшой срок со дня его основания сооружено то, что в других городах воздвигается веками.

В 1707 году церковь, Получившую название Исаакиевской, освятили. 19 февраля 1712 года в ней состоялся публичный обряд венчания Петра I с Екатериной Алексеевной. Подлинное изображение церкви не сохранилось.

Здание, непритязательное по композиционному и художественному решению, со временем перестало отвечать как своему назначению, так и архитектурному облику города, ставшего столицей государства Российского.

6 августа 1717 года на берегу Невы, приблизительно там, где стоит памятник Петру I (''Медный всадник''), при участии императора, высших сановников государства и духовенства закладывается вторая Исаакиевская церковь. Построенная по проекту архитектора Г.И. Маттриови, она напоминала собор в Петропавловской крепости. Это сходство ещё более увеличивали одинаковые часы-куранты на колокольне.

Строительные работы продолжались до 1727 года, но уже в 1722 году церковь упоминается среды действующих.

Возникновение Петергефа (Петродворца) связано с окончательным утверждением России на берегах Балтийского моря в начале XVIII века и с основанием приморской столицы – Санкт-Петербурга. Дорога вдоль берега Финского залива соединяла строившейся Петербург с возводившейся для него замкнутой Военно-морской цитаделью. Потом все земли побережья были розданы сподвижникам Петра I. Ряд прибрежных мыз закрепили за дворцовым ведомством. На одной из них, расположенной почти на половине пути от Петербурга до Кронштадта, обычно останавливался Петр I, из-за чего она получила название Питергоф (Петров двор). Первое упоминание о ней сохранилось в походном журнале Петра за 1705 год.

В 1710-1711 годах на берегу залива, ''при море и роще'', был построен деревянный дворец, в котором часто останавливался Петр I и иногда проводились приёмы. Когда 1714 году по распоряжению Петра началось устройство парадной резиденции, за мызой, находившейся вблизи западной границы нижнего парка, сохранилось только хозяйственное значение, а обветшавший дворец поддерживали ремонтами до 70-х годов XVIII века.

Первым архитектором, ответственным за петергофские проблемы, был И.Ф. Браунштейн, помощник известного немецкого архитектора и скульптора А. Шлютера. Работая со Шлютером он получил разностороннюю подготовку и навыки практической работы.

За два года строительства заложили основу планировки нижнего парка и Верхнего сада, возвели и начали отделывать Верхние палаты и среднюю часть Монплезира, построили Большой грот будущего Большого каскада, начали устройство Малого грота, на месте которого в последствии был сооружен каскад Драконов, прорыли Большой канал.

Второй этап начального строительства Петергофа связан с именем французского архитектора Ж.Б. Леблона – выдающегося зодчего и теоретика архитектуры, знатока ландшафтного искусства. Приглашенный Петром I, Леблон возглавил всё строительство в Петербурге и пригородах. Впервые прибыв в Петергоф в середине сентября 1716 года, Леблон застал уже сложившуюся композицию ансамбля. Найдя различные дефекты, он приступил к частичному исправлению и переделкам.

После смерти Леблона в 1719 году руководство строительством перешло к архитектору Н. Микетти, незадолго пред тем приехавшему из Италии. С его деятельностью связан третий период первоначального строительства Петергофа, охвативший 1719-1723 годы, когда были спроектированы, начаты или построены крупнейшие фонтанные сооружения.

Важной вехой в истории создания петергофской резиденции явилась поездка в Допшу в августе 1720 года Петра I, определившего возможность устройства самотечного водовода от ропшиских родников. Его постройка позволила создать грандиозный фонтанный ансамбль, не имевший себе в мире по многоцветности и разнообразию форм.

Осенью 1720 года Петр принял решение о возведении ''палаток между прудов'' (Дворец Марии) и ''палаток у моря'' (Эрмитаж), проект которых поручил выполнить И.Ф. Браунштейну, а также наметил устройство Больших фонтанов в цветниках перед большим каскадом.

Летом 1721 года инженер-гидравлик Василий Туволпов завершил проведения канала водоёмов нынешнего Английского парка в квадратные пруды Верхнево сада. Для испытания напора воды предприняли пробный пуск большого каскада и одного Большого фонтана. В начале августа 1721 года Ропшинский канал был в основном заполнен. Одновременно начала осуществляться разработанная Н. Миккети по предложению Петра I программа сооружения каскадов и фонтанов в Нижнем парке.

В 1722 году в Нижнем парке началось строительство Оранжереи и Лабиринта. В 1723 году были внесены существенные дополнения в оформление центрального ансамбля Нижнего парка: значительно повышены стены канала и сооружены перед шлюзом две полукруглые колоннады (''кривые галереи''); в трельяжных нишах по сторонам аллеи у канала устроены фонтаны (нишельные). Тогда же возникла мысль об украшении Марлинского каскада статуей геркулеса, поражавшего семиглавую гидру, а Руинного – статуей Нептуна на колеснице. Всё скульптурное убранство каскадов Нижнего парка объединилось общей идеей – прославлением в аллее героической форме побед русской армии и флота.

15 августа 1723 года состоялось первое большое празднество, отметившее официальное открытие приморской резиденции.

Смерть Петра I в январе 1725 года помешала осуществлению новых широких замыслов по дальнейшему совершенствованию Петергофского дворцово-паркового ансамбля.

Крупнейшую роль в создании регулярных парков Петергофа в 1714-1728 годах сыграл М. Земцова, а также трудившихся с ним архитекторов И. Бланка и И. Давыдова.

Список использованной литературы.

1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

2. Мальков В.В. Пособие по истории СССР для поступающих в вузы.

- М.:Высшая школа,1985.

3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

4. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой полови­не XIX века: История. Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.

5. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.