Смекни!
smekni.com

Римский характер (стр. 2 из 3)

Наиболее значимы для римлян архаических времен были Солнце и Луна, святилища которых стояли в CircusMaximus, как бы наблюдая за играми.

Значительно бóльшую роль в народных верованиях играла Луна. Календы, ноны, иды, соответствовавшие фазам Луны (на какой день данного месяца они придутся, объявлял жрец на нундинах), были священными днями. Частично многовековой опыт, частично народные поверья связывали с Луной разные обычаи, которые советовал соблюдать и Варрон. Так, с лунными фазами связывали наилучшее время для сбора растений, особенно целебных, стрижку овец и т.п. Особенно велика была роль Луны при всяком чародействе: колдуны обращались к ней с заклинаниями.

Итак, небо, его светила, его знамения были постоянными спутниками римлян.

Очень рано возникла идея регулярности движения неба и мира в целом – времени. Смена лет, пятилетий (люструм), веков отмечалась ритуальными очищениями земли, сельской общины, города и торжественным ритуалом.

Первой попыткой философского или научного обоснования значения космоса были пифагорейские сочинения Аппия Клавдия Цека, человека во многих отношениях замечательного, имевшего возможность познакомиться с пифагорейством в уже подчиненных Риму греческих городах на юге Италии. Пифагорейцы исходили из присущего всему набора противоположностей (добро – зло, левой – правое и т.п.), высоко ценили и подробно определяли правила поведения мудреца и, главное, рассматривали космос как систему, подчиненную законам геометрических фигур и чисел, закону непреложному и неизменному. Они определяли движение небесных тел по их сферам вокруг центрального огня, центра движения также Земли и некой параллельной и невидимой анти-Земли, т.е. и здесь опять-таки пара противоположностей. Самое представление о центральном огне могло привлечь римлян с их исключительным почитанием Вулкана (огня очищающего0 и Весты (общего очага, а по некоторым теориям, огня, горящего в центре земли). Очень большой интерес вызвал привезенный Марцеллом после взятия Сиракуз созданный Архимедом макет, или модель, Вселенной с движением планет, Луны, Солнца и сферы звезд. Он давал представление о схеме движения планет. В это время космос приобретал еще большую масштабность в своей сложности, основанной на упорядоченности и закономерности движений. Земля как самая тяжелая оказывалась внизу, остальные тела, состоявшие из огня, были выше и вращались вокруг Земли по, твердо, установленным от века законам.

В последующие годы возросли знания в области практической астрономии. Полибий считал, что военачальник должен знать астрономию, чтобы уметь определить время восхода и захода солнца в любой местности и не ошибиться в расчете наиболее удобного для сражения часа. Эмилий Павел в 169 г. до н.э. сумел предупредить своих солдат о предстоящем затмении Солнца, так что они не приняли его за дурной знак, тогда как напуганные враги (македоняне), испугавшись, обратились в бегство. Астрономию и связанную с ней науку о ветрах должен был знать архитектор, чтобы правильно расположить здания и город в целом, уметь сконструировать солнечные часы, показывающие время на разных широтах. Позже в помощь земледельцу были изготовлены так называемые menologiarustica, содержавшие названия созвездий, месяцев, дней, даты лунных дней, имя бога, ведавшим этим месяцем, производимые работы, праздники и жертвоприношения в определенные числа месяца. Во II-I в.в. до н.э. популярностью пользовались греческие, переведенные на латынь сочинения Арата с описанием созвездий, их расположения и т.п., а также примет погоды, определявшей по цвету и виду светил, поведению животных и растений, ветрам. Впоследствии подробный список аналогичных примет приведен Плинием, причем у него большее значение имело наблюдение за светилами: восход и заход, видимый свет, зависящий от состояния атмосферы, предвещали погоду благоприятную или неблагоприятную для разных видов деятельности.

Если для греческих ученых эпохи эллинизма астрономия была высокой наукой интеллектуальной элиты, то для римлян практические знания в этой области, с незапамятных времен служившие руководством для земледелия, скотоводства, культа, знания, постепенно возраставшие под действием наблюдений и опыта, делали астрономию повседневным руководством к действию, приближали небо и его законы к законам земной природы и земного общества.

Так сохранялись древние корни, определявшие отношение простого римлянина к космосу, сочетаясь с новыми философскими обоснованиями, приспосабливаясь и к возможностям «простых умов», а не интеллектуальной элиты, как- то было в эллинских, и в эллинистических школах.

С этой точки зрения особенно характерна «Естественная история» Плиния, как известно, составленная на основании и личных наблюдений автора, и 2000 выписок из греческих и римских авторов о всех достойных внимания явления природы и творения людей, начинающая, естественно с космоса.

Мир (mundus), по другому именуемый небом (caelum), все окружающий, считающийся некоторыми равным божеству (numen), безмерен, вечен, не рожден и не подвержен гибели. То, что вне его, непонятно человеку. Он во всем, и все в нем. Он сферичен и потому равно ограничен и не имеет конца. Он – творение природы (natura) и одновременно сама природа. Человека охватывает ужас при мысли измерить небо, постичь его духом, понять его природу, сущность. Пилиний не согласен с предположением о множестве миров с такими же солнцами, звездами и т.д. Разумнее представить себе одно бесконечно огромное творение. Нелепо думать о том, что может быть вне его. Можно ли знать меру Вселенной, не знающей меры? Сфера неба движется, совершая один оборот за 24 часа, что подтверждается восходом и заходом Солнца.Он приводит мнение о нисхождении с неба, на котором бесчисленное множество изображений разных живых существ, зародышей всего живого на Земле. Греки называют небо за множество изображений на нем «космос», мы же за его совершенную красоту – mundus. (mundus в обиходном языке, например в завещаниях, означал драгоценные женские украшения). caelum же, по мнению Варрона, происходит от caelati – чеканка. По кругу Зодиака, на котором изображены 12 одушевленных существ, происходит движение Солнца. Все вращается вокруг неподвижной Земли. Солнце превосходит все звезды и правит ими; оно – душа (aninum) всего мира. Оно регулирует все в природе: смену сезонов, дня и ночи, порождает год, рассеивает тучи неба и печаль человеческого духа. Другие небесные тела получают от него свет. Оно все видит и понимает. Всю природу пронизывает вездесущее, все проникающее божество. Пилиний не согласен с мнением простых людей, думающих, что у каждого есть своя звезда, блестящая – у богатых, слабая – у бедных. Звезды не рождаются и не умирают вместе с людьми; они светят сами по себе, без связи с нашей жизнью. На самом деле небесные тела велики и состоят из того же вещества, что весь mundus. Между небом и землей пять планет. Дальше всех от Земли Сатурн, совершающий свой оборот за 30 лет. (Вообще планеты, каждая своим путем, движутся непрерывно, медленнее, чем совершается суточное вращение неба, и в обратную сторону). Юпитер ближе к Земле, движется быстрее Сатурна и совершает один оборот за 12 лет. Марс иногда называют Гераклом. Он огненный и сияющий благодаря близости к Солнцу, совершает один оборот за 2 года. За ним следует Солнце, путь которого занимает 360 дней; наблюдение за тенями показывает, что надо прибавить к 360 еще 5, поэтому год считается равным 360 дням, и каждые 4 года прибавлять еще 1 день. Вокруг Солнца вращается большая планета Венера; она движется в обратную сторону и сравнивается с Солнцем и Луной; появляясь на утренней заре, она как бы выполняет роль Солнца и именуется Люцифер; когда оно появляется вечером под именем Геспер, оно продлевает день и сравнивается с Луной. Ей дают разные имена: Юноны, Исиды, Матери богов. Она подает плодородие земле и животным. Она обегает круг созвездий за 348 дней и не удаляется от Солнца больше, чем на 46 градусов. Меркурий идет после Венеры и схож с нею по движению, но не по величине и значению. Некоторые считают его Апполоном. Он не удаляется от Солнца более чем на 23 градуса. Этим они отличаются от других планет. Самое большое восхищение вызывает наиболее знакомая всем жителям Земли Луна, созданная природой, чтобы разрушить темноту. Она изменчива в своих фазах и потому трудна для изучения. Пиллиний описывает затмения Луны и Солнца, исходя из очень точных наблюдений. Из наблюдений за затмениями он выводит взаимные размеры Земли, Луны и Солнца. Солнце настолько огромно, что его величина может быть скорее оценена умом, чем зрением, что подтверждается наблюдением теней, затмений, солнечных и лунных. Гиппарх, великий гений, поднявшийся до уровня богов, первым просветившим людей, ранее боявшихся затмений, составил таблицу движения Солнца и Луны на 600 лет. Затмения повторяются через каждые 223 месяца; когда Луна соединяется с Солнцем, тогда тень Земли закрывает Луну.

Труд Пиллиния в целом, и с точки зрения его картины вселенной, очень характерен для римской науки, какой она сложилась к концу I в. н.э. среди определенных, достаточно широких слоев римской публики.

Пытаясь проследить развитие роли изучения космоса в истории римского мировоззрения в целом, следует учитывать специфику римской и вообще античной науки.

Наука всегда имела и имеет две составные части: аккумуляция нужных и полезных для жизни практических знаний, которая началась с появлением на земле homosapiens (а может быть и ранее) и идет поступательно через все формации и цивилизации, и другая часть, служащая выработке и обоснованию целей и оформляющей их идеологии в отдельных формациях. Так в формации капиталистической цель науки – служить бесконечному развитию производства, росту капитала и массы товаров; поэтому ее главные методы – эксперимент и расчет. При феодализме наука должна была подкреплять догму вероучения и ее главный метод был – опора на авторитет ортодоксальных отцов церкви и таких признанных ученых древности, как Птоломей, Аристотель Гален. В античном мире наука обслуживала философию, а в конечном счете – этику гражданского коллектива и гражданина. И она в основном опиралась на логику и диалектику, родившиеся вместе с риторикой, умением убедить народ на собрании, сенат и т.д. И как и в любой системе, в таких системах наука и ее метод вырождались и кончались вместе с данной формацией (или цивилизацией).