Смекни!
smekni.com

Россия 17 века (стр. 3 из 6)

Двор­цо­вый пе­ре­во­рот.

В стра­не ус­та­но­ви­лось двое­вла­стие. Фак­ти­че­ски в Рос­сии ста­ло два ца­ря, две Бо­яр­ские ду­мы, две сис­те­мы при­ка­зов. В ту­шин­ской «во­ров­ской ду­ме» за­прав­ля­ли боя­ре Ро­ма­но­вы, Сал­ты­ко­вы, Тру­бец­кие. Был в Ту­ши­не и соб­ст­вен­ный пат­ри­арх — Фи­ла­рет. Боя­ре в ко­ры­ст­ных це­лях не­од­но­крат­но пе­ре­хо­ди­ли от Ва­си­лия Шуй­ско­го к са­мо­зван­цу и об­рат­но; та­ких бо­яр на­зы­ва­ли «пе­ре­ле­та­ми».

Не имея дос­та­точ­ной под­держ­ки внут­ри стра­ны, Ва­си­лий Шуй­ский об­ра­тил­ся за во­ен­ной по­мо­щью к швед­ско­му ко­ро­лю. Пле­мян­ник ца­ря, Ми­ха­ил Ско­пин-Шуй­ский от­пра­вил­ся в Нов­го­род для пе­ре­го­во­ров со шве­да­ми. Вес­ной 15-ты­сяч­ное швед­ское вой­ско по­сту­пи­ло под ко­ман­до­ва­ние Ско­пи­на-Шуй­ско­го; од­но­вре­мен­но на рус­ском Се­ве­ре со­бра­лась и рус­ская рать. Ле­том 1609 г. рус­ские пол­ки и швед­ские на­ем­ни­ки на­ча­ли на­сту­па­тель­ные дей­ст­вия.

Од­на­ко шве­ды дош­ли толь­ко до Тве­ри и даль­ше на­сту­пать от­ка­за­лись. Ста­ло яс­но, что на­де­ять­ся на ино­зем­цев нель­зя. Ми­ха­ил Ско­пин-Шуй­ский с од­ни­ми рус­ски­ми пол­ка­ми ушел к Ка­ля­зи­ну, где стал ла­ге­рем, и на­чал со­би­рать но­вое вой­ско. Гет­ман Ян Са­пе­га пы­тал­ся штур­мо­вать ук­ре­п­лен­ный ла­герь Ско­пи­на-Шуй­ско­го, но по­тер­пел со­кру­ши­тель­ное по­ра­же­ние и от­сту­пил. Рус­ский пол­ко­во­дец вы­иг­рал вре­мя для сбо­ра вой­ска. Осе­нью то­го же го­да на­ча­лось пла­но­мер­ное на­сту­п­ле­ние Ско­пи­на-Шуй­ско­го на ту­шин­цев, он от­вое­вы­вал го­род за го­ро­дом. Под Алек­сан­д­ров­ской сло­бо­дой он еще раз раз­гро­мил гет­ма­на Са­пе­гу. Вой­ско Ско­пи­на-Шуй­ско­го дос­тиг­ло чис­лен­но­сти в 30 тыс. че­ло­век, в нем со­вер­шен­но за­те­рял­ся ос­тав­ший­ся с рус­ски­ми 2-ты­сяч­ный швед­ский от­ряд.

В мар­те 1610 г. пол­ки Ми­хаи­ла Ско­пи­на-Шуй­ско­го по­до­шли к Мо­ск­ве. «Ту­шин­ский ла­герь» раз­бе­жал­ся. 12 мар­та 1610 г. пол­ки Ми­хаи­ла Ско­пи­на-Шуй­ско­го тор­же­ст­вен­но всту­пи­ли в сто­ли­цу.

Ре­ше­ние ца­ря Ва­си­лия Шуй­ско­го при­звать на по­мощь ино­зем­цев до­ро­го обош­лось Рос­сии. Швед­ско­му ко­ро­лю при­шлось по­обе­щать го­род Ко­ре­лу с уез­дом. Ре­аль­ная же во­ен­ная по­мощь шве­дов бы­ла не­зна­чи­тель­ной: Мо­ск­ва бы­ла ос­во­бо­ж­де­на рус­ски­ми пол­ка­ми. Но глав­ное, со­юз со Шве­ци­ей обер­нул­ся круп­ны­ми внеш­не­по­ли­ти­че­ски­ми ос­лож­не­ния­ми. Шве­ция на­хо­ди­лась в со­стоя­нии вой­ны с Ре­чью По­спо­ли­той, и поль­ский ко­роль Си­гиз­мунд III ис­поль­зо­вал рус­ско-швед­ское со­гла­ше­ние как пред­лог для раз­ры­ва под­пи­сан­но­го в 1601 г. пе­ре­ми­рия. Поль­ско-ли­тов­ская ар­мия оса­ди­ла Смо­ленск.

Ге­рои­че­ская обо­ро­на Смо­лен­ска, ко­то­рую воз­гла­вил дру­гой вы­даю­щий­ся рус­ский пол­ко­во­дец на­ча­ла XVII в. — вое­во­да Ми­ха­ил Ше­ин — на­дол­го (поч­ти на два го­да!) за­дер­жа­ла глав­ные си­лы ко­ро­лев­ско­го вой­ска. Од­на­ко ле­том 1610 г. силь­ный поль­ско-ли­тов­ский от­ряд гет­ма­на Жол­ков­ско­го дви­нул­ся к Мо­ск­ве, Вы­сту­пив­шим на­встре­чу рус­ским вой­ском ко­ман­до­вал без­дар­ный вое­во­да Дмит­рий Шуй­ский, брат ца­ря. Ми­ха­ил Ско­пин-Шуй­ский не­ожи­дан­но умер. Хо­ди­ли слу­хи, что его от­ра­ви­ли как воз­мож­но­го пре­тен­ден­та на пре­стол. Цар­ское вой­ско бы­ло раз­гром­ле­но в сра­же­нии у се­ла Клу­ши­но.

В Мо­ск­ве про­изо­шел двор­цо­вый пе­ре­во­рот. Во­ен­ное по­ра­же­ние при­ве­ло к па­де­нию Ва­си­лия Шуй­ско­го. 17 ию­ля 1610 г. боя­ре и дво­ря­не во гла­ве с За­ха­ром Ля­пу­но­вым сверг­ли В. Шуй­ско­го с пре­сто­ла. Царь Ва­си­лий Шуй­ский был на­силь­но по­стри­жен в мо­на­хи. Власть пе­ре­шла к пра­ви­тель­ст­ву из се­ми бо­яр — « се­ми­бо­яр­щи­не ». Уз­нав о пе­ре­во­ро­те, «Ту­шин­ский вор» сно­ва дви­нул­ся со свои­ми сто­рон­ни­ка­ми к Мо­ск­ве.

В этих ус­ло­ви­ях «се­ми­бо­яр­щи­на» , не имев­шая опо­ры в стра­не, по­шла на пря­мую на­цио­наль­ную из­ме­ну: в ав­гу­сте 1610 го­да боя­ре впус­ти­ли в Мо­ск­ву поль­ский гар­ни­зон. Фак­ти­че­ская власть ока­за­лась в ру­ках поль­ско­го ко­мен­дан­та па­на Гон­сев­ско­го. Ко­роль Си­гиз­мунд III от­кры­то объ­я­вил о сво­их пре­тен­зи­ях на рус­ский пре­стол. На­ча­лась от­кры­тая поль­ско-ли­тов­ская ин­тер­вен­ция. Шля­хет­ские от­ря­ды по­ки­ну­ли «Ту­шин­ско­го во­ра». Са­мо­зва­нец бе­жал в Ка­лу­гу, где вско­ре был убит (боль­ше по­ля­кам он не­жен не был). Рос­сии гро­зи­ла по­те­ря на­цио­наль­ной не­за­ви­си­мо­сти.

Про­ис­хо­дя­щие со­бы­тия вы­зва­ли глу­бо­кое не­до­воль­ст­во всех со­сло­вий Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва.

Пер­вое зем­ское опол­че­ние.

В стра­не под­ни­ма­лось на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ное дви­же­ние про­тив ин­тер­вен­тов.

Во гла­ве пер­во­го опол­че­ния стал дум­ный дво­ря­нин Про­ко­пий Ля­пу­нов, ко­то­рый уже дав­но вое­вал про­тив сто­рон­ни­ков «Ту­шин­ско­го во­ра». Ядром опол­че­ния ста­ли ря­зан­ские дво­ря­не, к ко­то­рым при­сое­ди­ня­лись слу­жи­лые лю­ди из дру­гих уез­дов стра­ны, а так­же от­ря­ды ка­за­ков ата­ма­на Ива­на За­руц­ко­го и кня­зя Дмит­рия Тру­бец­ко­го.

Вес­ной 1611 г. опол­че­ние по­до­шло к Мо­ск­ве. В го­ро­де вспых­ну­ло на­род­ное вос­ста­ние про­тив ин­тер­вен­тов. Все по­са­ды ока­за­лись в ру­ках вос­став­ших. Поль­ский гар­ни­зон ук­рыл­ся за сте­на­ми Ки­тай-го­ро­да и Крем­ля. На­ча­лась оса­да.

Од­на­ко вско­ре ме­ж­ду ру­ко­во­ди­те­ля­ми опол­че­ния (Про­ко­пий Ля­пу­нов, Иван За­руц­кий, Дмит­рий Тру­бец­кой) на­ча­лись раз­но­гла­сия и борь­ба за пер­вен­ст­во. Иван За­руц­кий и Дмит­рий Тру­бец­кой, вос­поль­зо­вав­шись тем, что власть в опол­че­нии все боль­ше пе­ре­хо­ди­ла в ру­ки «дво­рян до­б­рых», при­бы­вав­ших из всех уез­дов стра­ны, что вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во ка­зачь­их ата­ма­нов, ор­га­ни­зо­ва­ли убий­ст­во Про­ко­пия Ля­пу­но­ва: он был вы­зван для объ­яс­не­ний на ка­за­чий «круг» и за­руб­лен. По­сле это­го дво­ря­не на­ча­ли по­ки­дать ла­герь. Пер­вое опол­че­ние фак­ти­че­ски рас­па­лось.

Ме­ж­ду тем по­ло­же­ние еще боль­ше ос­лож­ни­лось. По­сле па­де­ния Смо­лен­ска (3 ию­ня 1611 г.) поль­ско-ли­тов­ская ар­мия вы­сво­бо­ди­лась для боль­шо­го по­хо­да на Рос­сию.

Ко­роль Си­гиз­мунд III те­перь на­де­ял­ся за­хва­тить рус­ский пре­стол си­лой. Од­на­ко но­вый подъ­ем на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ной борь­бы рус­ско­го на­ро­да по­ме­шал ему это сде­лать: в Ниж­нем Нов­го­ро­де на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние вто­ро­го опол­че­ния.

Вто­рое зем­ское опол­че­ние К.Ми­ни­на и Д.По­жар­ско­го.

Ор­га­ни­за­то­ром опол­че­ния стал «зем­ский ста­рос­та» Кузь­ма Ми­нин, об­ра­тив­ший­ся с при­зы­вом к ни­же­го­род­цам: «Ес­ли мы хо­тим по­мочь Мо­с­ков­ско­му го­су­дар­ст­ву, то не бу­дем жа­леть сво­его иму­ще­ст­ва, жи­во­тов на­ших. Не то что жи­во­ты, но дво­ры свои про­да­дим, жен и де­тей за­ло­жим!» То­гда же с одоб­ре­ния ни­же­го­род­цев был со­став­лен при­го­вор о сбо­ре де­нег «на строе­ние рат­ных лю­дей», и Кузь­ме Ми­ни­ну бы­ло по­ру­че­но ус­та­но­вить, «с ко­го сколь­ко взять, смот­ря по по­жит­кам и про­мыс­лам». Сред­ст­ва для сна­ря­же­ния и жа­ло­ва­нья «рат­ным лю­дям» бы­ли бы­ст­ро со­б­ра­ны.

Ре­шаю­щую роль сыг­рал Кузь­ма Ми­нин и в вы­бо­ре во­ен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля опол­че­ния: имен­но им бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны же­ст­кие тре­бо­ва­ния к бу­ду­ще­му вое­во­де. Ни­же­го­род­цы при­го­во­ри­ли по­звать «че­ст­но­го му­жа, ко­то­ро­му за­обыч­но рат­ное де­ло и кто б был в та­ком де­ле ис­ку­стен, и ко­то­рый бы во из­ме­не не явил­ся». Всем этим тре­бо­ва­ни­ям удов­ле­тво­рял князь Дмит­рий По­жар­ский.

В Ниж­ний Нов­го­род ста­ли со­би­рать­ся слу­жи­лые лю­ди из со­сед­них уез­дов. К осе­ни 1611 г. в го­ро­де уже бы­ло 2 — 3 ты­ся­чи хо­ро­шо воо­ру­жен­ных и обу­чен­ных «рат­но­му де­лу» вои­нов; они и со­ста­ви­ли яд­ро опол­че­ния.

Ру­ко­во­ди­те­ли опол­че­ния на­ла­жи­ва­ли свя­зи с дру­ги­ми го­ро­да­ми По­вол­жья, от­пра­ви­ли тай­но­го по­сла к пат­ри­ар­ху Гер­мо­ге­ну, на­хо­див­ше­му­ся в за­клю­че­нии в Крем­ле. В это «без­го­су­да­ре­во вре­мя» Пат­ри­арх Гер­мо­ген, пат­рио­ти­че­ски на­стро­ен­ный, бла­го­сло­вил опол­че­ние на вой­ну с «ла­ти­ня­на­ми». Под­держ­ка Пра­во­слав­ной Церк­ви спо­соб­ст­во­ва­ла объ­е­ди­не­нию пат­рио­ти­че­ских сил.

Вес­ной 1612 г. «зем­ская рать» во гла­ве с Ми­ни­ным и По­жар­ским по­шла из Ниж­не­го Нов­го­ро­да вверх по Вол­ге. По пу­ти к ним при­сое­ди­ня­лись «рат­ные лю­ди» волж­ских го­ро­дов. В Яро­слав­ле, где опол­че­ние про­сто­яло че­ты­ре ме­ся­ца, бы­ло соз­да­но вре­мен­ное пра­ви­тель­ст­во — «Со­вет всей зем­ли», но­вые ор­га­ны цен­траль­но­го управ­ле­ния — при­ка­зы. Уси­лен­но шло по­пол­не­ние вой­ска за счет дво­рян, «да­точ­ных лю­дей» из кре­сть­ян, ка­за­ков, по­сад­ских лю­дей. Об­щая чис­лен­ность «зем­ской ра­ти» пре­вы­си­ла 10 тыс. че­ло­век. На­ча­лось ос­во­бо­ж­де­ние от ин­тер­вен­тов со­сед­них го­ро­дов и уез­дов.

В ию­ле 1612 г., ко­гда при­шло из­вес­тие о по­хо­де на Мо­ск­ву вой­ска гет­ма­на Ход­ке­ви­ча, «зем­ская рать» вы­сту­пи­ла к сто­ли­це, что­бы не до­пус­тить его со­еди­не­ния с поль­ским гар­ни­зо­ном.

В ав­гу­сте 1612 г. опол­че­ние по­до­шло к Мо­ск­ве. Ата­ман За­руц­кий с не­мно­ги­ми сто­рон­ни­ка­ми бе­жал из-под Мо­ск­вы в Ас­т­ра­хань, а боль­шин­ст­во его ка­за­ков при­сое­ди­ни­лось к «зем­ской ра­ти».

Опол­че­ние не про­пус­ти­ло гет­ма­на Ход­ке­ви­ча в Мо­ск­ву. В упор­ном сра­же­нии воз­ле Но­во­де­вичь­е­го мо­на­сты­ря гет­ман по­тер­пел по­ра­же­ние и от­сту­пил. Поль­ский гар­ни­зон, не по­лу­чив­ший под­кре­п­ле­ний, про­до­воль­ст­вия и бо­е­при­па­сов, был об­ре­чен.