Смекни!
smekni.com

Россия в Первой Мировой войне (стр. 6 из 10)

Обстановка требовала быстрого отвода армий. Такого было мнение и начальника штаба Юго-Западного фронта, и командующего армией генерала Радко-Дмитриева. Но генерал Иванов и Ставка требовали: " Не отдавать ни пяди земли ".

Произошел неравный бой. 3-я армия была разбита и покатилась назад. Отступление 3-й армии обнажило фланг 10-й, и 10 мая всему Юго-Западному фронту был отдан приказ отходить к Сану и Днестру.

Армии Юго-Западного фронта удержались некоторое время на линии Перемышь - Миколаев и дальше по Днестру. Выдержали сильнейший натиск австро-германцев, имели даже крупный успех, разбив и отбросив австрийцев, пытавшихся через Днестр выйти в тыл Львову. Но 24 мая армия генерала Макензена возобновила наступление и к 3 июня заняла Перемышль и утвердилась на Среднем Сане.

Отступая шаг за шагом, наши армии отходили от Сана и 22 июня оставили Львов. Русские контратаки и необходимость подтянуть тылы заставили генерала Макензена в первой половине июля приостановить наступление; затем оно возобновилось и к августу наши войска ушли за Буг. Так проходило великое отступление 1915 года на Юго-Западном фронте.

Большими силами немцы, еще до прорыва у Горлицы, перешли в наступление против Северо-Западного фронта генерала Алексеева, потеснили наши войска в Курляндии и захватили Либаву. В каких трудных условиях происходили бои на этом фронте, видно из следующих эпизодов.

У Прасныша 1-я русская армия в течение шести дней задерживала сильнейший напор 12-й германской армии, имевшей полуторное превосходство сил и 1264 орудия против наших 317.

В конце мая южнее Варшавы, на фронте 2-й русской армии, немцы произвели первую газовую атаку на русском фронте, и, несмотря на неожиданность использования этого средства и отсутствие у оборонявшихся противогазов, в результате чего оказалось 9 тысяч отравленных, немецкие атаки были отбиты. Из этого эпизода видно, какие тяжелые бои вела германская армия при наступлении и как доблестно защищались наши войска, раз немцы решились на применение боевых отравляющих веществ - хлора и иприта.

В начале июля, в связи с отступлением Юго-Западного фронта, Ставка сочла невозможным удержание Польши, и генералу Алексееву был отдан приказ отводить войска за Вислу. Началось и там великое отступление, длившееся три месяца, отмеченное трудными боями и потерями для России. Наиболее тяжелое положение создалось под Вильной ( конец августа и начало сентября ), когда фронтальной атакой и прорывом 6 конных дивизий в наш тыл немцы попытались окружить и уничтожить 10-ю армию. Но упорным сопротивлением русских войск и умелым маневром генерала Алексеева прорыв был ликвидирован и армия вырвалась из окружения.

К концу сентября откатившийся русский фронт проходил по линии Рига - Двинск - Черновцы. Придавая большое значение направлениям на столицы ( Петроград, Москва ), Ставка сосредоточила в руках Алексеева 7 армий, оставив Иванову, южнее Полесья, только 3 армии.

Великое отступление 1915 года стоило России дорого. Потери составляли более миллиона человек. Огромные территории - часть Прибалтики, Польша, Литва, часть Белоруссии, почти вся Галиция - были потеряны. И несмотря на это отступление не имело панического характера. Русские войска наносили немцам тяжелые потери, а австрийцы, благодаря постоянным контратакам наших частей потеряли при наступлении сотни тысяч пленными.

К осени 1915 года австро-германское наступление выдохлось.

Часть русских сил была отвлечена на Кавказский театр боевых действий. Еще в конце октября 1914 года Турция вступила в войну на стороне Германии. Наши, слабые тогда силы, остановили 3 турецких корпуса, наступавших из Эрзерума на Карс, у границы и здесь зазимовали. Но в декабре турецкий главнокомандующий Энвер-паша рискнул перейти в наступление на Карс силами до 90 тысяч человек - в сильные морозы и вьюгу, по занесенным снегом горным дорогам. Произошло сражение под Сарыкамышем, где турки потерпели полное поражение: половина их замерзла в пути, другая была разбита и взята в плен. В течение всего 1915 года на Кавказском театре царило сравнительно затишье.

В 1915 году центр тяжести мировой войны перешел в Россию. Это был наиболее тяжелый год войны. В начале его англо-французы произвели ряд атак Шампани и у Арраса, не имевших стратегического значения. 9 мая Фош и Френч атаковали немцев в Артуа, бои длились полтора месяца, привели к большим потерям и имели результатом исправление фронта и занятие союзниками 40 километров территории.

В конце июня состоялась межсоюзная конференция в Шантильи, на которой, ввиду тяжелого положения русского фронта, решено было англо-французам вновь перейти в наступление в Шампани и Артуа. Подготовка началась с 12 июля, но затянулась до 25 сентября, когда великое отступление уже закончилось.

Наступление в Шампани велось французами в большом превосходстве сил и с применением огромного количества артиллерии. После семидневной артиллерийской подготовки оно увенчалось захватом первой линии немецких укреплений, взято было 25 тысяч пленных и 150 орудий. Но на второй линии наступление захлебнулось. Ввиду больших потерь генерал Жофр прекратил атаку.

1915 год был вообще неудачным для Антанты. Галлиполийкая операция, веденная по инициативе Черчилля с 20 марта по 20 декабря, невзирая на огромное превосходство английского флота, окончилась катастрофой: потерей 146 тысяч человек ( турко-германцы потеряли 186 тысяч ) и эвакуацией западной прибрежной части Галлиполи с потерей всей материальной части ( артиллерия, снаряжение ). Англичане в конце 1915 года понесли серьезное поражение от турок и в Месопотамии, вблизи Багдада.

В октябре на стороне Германии выступила Болгария, против традиционного настроения своего народа, исключительно по германофильству правящей Кобургской династии и правительства. 15 октября в Солониках высадилось несколько французских и английских дивизий, к которым присоединились потом 4 русские бригады, под общим командованием французского генерала Сарайля. Армия эта расположилась от Эгейского до Адриатического моря, имела против себя одну немецкую и две болгарские армии, несколько раз пыталась прорвать вражеский фронт, но безуспешно, и перешла к позиционной войне.

Компенсацией союзникам как будто явилось выступление Италии против Австрии 23 мая 1915 года ( Италия объявила войну Германии только 27 августа 1916 года, но немецкие войска и раньше этого времени дрались на итальянском фронте ). Италия отвлекла на себя часть австрийских сил, но ввиду малой боеспособности итальянских войск не намного увеличила боевой потенциал союзников. Австро-германское командование не приостановило наступления в пределы России. Подтянув к ополченским частям, наблюдавшим итальянскую границу, 2,5 дивизии с русского фронта, 5 дивизий с сербского и одну немецкую дивизию с тяжелой артиллерией, австро-германцы на итальянском фронте временно ограничились обороной. Необходимо заметить, что Италия, имея 12 корпусов и несколько дивизий ( около одного миллиона солдат ), подняв по первой мобилизации 1 миллион человек и сосредоточив у Изонцо главные силы, в 1915 году четыре раза пыталась перейти в наступление, но всякий раз безуспешно.

Эта неспособность итальянцев успешно воевать, неподвижность Салоникского фронта и великое русское отступление приблизили конец Сербии. Более года держалась маленькая сербская армия, не имевшая надлежащего снаряжения, но сильная духом, отбив три наступления австо-венгров. Но в октябре 1915 года на нее повели наступление втрое превосходящие силы врагов ( 29 австро-германо-болгарских дивизий против 11 сербских ) и сербская армия, после двухмесячного сопротивления, была раздавлена. Остатки ее ( 55 тысяч человек ) во главе с королевичем Александром, унося на носилках больного короля, бросив орудия и обозы, с невероятным трудом, по горным тропам, пробились через Албанию к Адриатическому морю и были перевезены союзниками на остров Корфу. Отдохнув и снарядившись, эти войска в 1916 году приняли снова участие в боях генерала Сарайля на Македонском театре.

Дойдя до линии Рига - Пинск - Черновцы, немецкое командование, ввиду переутомления войск, решило перейти к позиционной войне. Австрийский же главнокомандующий генерал Конрад настаивал на продолжении наступления, с целью освобождения оставшихся в русском владении частей Галиции и захвата важного железнодорожного узла Ровно, который открывал, через станцию Барановичи, прямое сообщение между австрийским и германским фронтами. Произошла размолвка, и в результате все германские дивизии были уведены на север, на свой фронт. Генерал Конрад тем не менее повел наступление на Луцк - Ровно.

В первой части операции австрийцы наступали и теснили русские войска, заходя к ним в правый фланг. Железная дивизия генерала Деникина прикрывала этот фланг. Одна из контратак была успешной и дивизия подошла вплотную к Луцку и заняла первую линию обороны противника. После ночной артподготовки Луцк был взят. Вот как написал об этом Брусилов: " Деникин, не отговариваясь никакими трудностями, бросился на Луцк одним махом, взял его, во время боя въехал сам на автомобиле в город и оттуда прислал мне телеграмму, что 4-я стрелковая дивизия взяла Луцк ". Вслед за этим генерал Заиончковский, наступавший с севера, донес о взятии им Луцка. Но на его телеграмме Брусилов сделал шутливую пометку: " ... и взял там в плен генерала Деникина ".

29 июля 1914 года было утверждено "Положение о полевом управлении войска в военное время". Согласно этому Положению Верховному командованию давались диктаторские полномочия на огромной территории, прилегающей к фронту. Площадь империи, подчиненная военным властям была огромна: она включала в себя Польшу, Финляндию, Прибалтику, а кроме того Архангельск и Владивосток ( порты, откуда могло поступать в Россию заграничное снабжение ) и даже столицу государства - Петроград.

В 1915 году, когда фронт покатился назад, диктаторская власть ставки стала распространяться с огромной быстротой на обширные области внутри России. Все правительственные учреждения, находившееся там, автоматически должны были подчиниться военным властям. О своих решениях и действиях в области гражданского управления Ставка почти никогда не уведомляла правительство. Получалась невероятная неразбериха, часто двоевластие и, главным образом, произвол местного военного начальства. Правительство теряло престиж среди местного населения.