Для России, наверное, в последний раз в истории, сложилась уникальная альтернатива развитию. Ведь если бы Владислав и Сигизмунд смогли бы договориться о прекращении войны, Владислав не спешил бы вводить польские порядки, не тронул бы православия. После смерти Сигизмунда был вариант вхождения России в Европу. Объединения не произошло бы. Владислав постепенно мог бы приобщить Россию к Европейской культуре. Но этого не произошло. Прежде всего, православная церковь реально почувствовала наступление на свои права. Со своей стороны сделала всё, чтобы не допустить Владислава к русскому престолу.
В 1611г. в Рязани собирается первое ополчение. К марту оно осаждает Москву, создаёт высший орган власти Совет всей земли. Когда встал вопрос о штурме Кремля, был выпущен документ "Приговор всей земли", по которому крестьяне и холопы должны были вернуться в крепостную зависимость, казаки не имели права занимать какие-либо должности. Т.е. всё возвращалось к ситуации до смуты. Казаки позвали Ляпунова на круг и убили его. Осаду Москвы продолжали казаки во главе с Заруцким и князем Трубецким. В это время поляки развили наступление, взяли Смоленск.
Осенью 1611г. в Нижнем Новгороде было созвано второе ополчение, его возглавил князь Пожарский, а инициатором был Козьма Минин. Второе ополчение осаждает Москву, и после длительной осады Кремля в октябре 1612г. польский гарнизон во главе с Ходкевичем капитулировал. Польских интервентов удалось изгнать из России, а Владислав остался королём (по крайней мере, он так считал).
В январе 1613г. состоялся Земский Собор. Было несколько претендентов на русский престол. Владислав был одним из первых. От него требовали принятия православия, признания "крестоцеловальной записи" Василия Шуйского. На это он отвечал отказом, к тому же его отец Сигизмунд был против царствования своего сына в России. Владислав боялся потерять как русский, так и польский престол. Другим претендентом был сын шведского короля Карла IX Карл Филипп. Когда шведы захватили Новгород, новгородцы вынуждены были признать его русским царём, даже без признания его остальными землями. Таким образом, создавалась реальная угроза отпадения Новгородских земель от России. Среди других претендентов были Дмитрий Иванович Пожарский, сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек - "Ворёнок" и сын митрополита Филарета Михаил Романов.
В советской историографии существует точка зрения, что Михаила Романова выдвинуло на престол боярство с главным аргументом: "Миша, де, Романов молод, разумом ещё не дошёл и нам будет поваден". На самом деле причины избрания Михаила на русский престол значительно глубже. Его фигура представляет собой классический компромисс. Он был удобен всем и каждому. Поскольку Романовы - один из самых знатных и старых боярских родов (причём среди них были и жертвы опричнины и сами опричники, следовательно, он гарантировал безопасность сторонникам и противникам Бориса Годунова), он был удобен для бояр. Казачество видело в нём сына своего "патриарха" Филарета (Тушинский лагерь), значит, амнистия была им обеспечена. В своё время значительная часть дворянства поддержала польского королевича Владислава, а Филарет возглавлял делегацию в Польше. Этот факт мог бы вспомнить кто угодно, но только не Михаил, т.к. Филарет - его отец. Таким образом, для дворянства Михаил был не менее удобен, чем для других сословий в России. Для крестьянства и посадских людей новый царь был символом независимости и православной веры.
Михаил Романов дал обязательство, подтверждённое "крестоцеловальной записью" не править Земским Собором и Боярской Думой.
В 1617г. был подписан Столбовский мир, согласно которому шведы возвращали России Новгород, Псков, Старую Руссу, Ладогу, а русские уступали Швеции Ивангород, Ям, Копорье, Корелу. Кроме того, Россия должна была выплатить Швеции 20 тыс. руб. Условия мира были тяжелы для России, но необходимы для восстановления разрушенного хозяйства. В 1616г. Владислав вновь заявил о своих претензиях на русский престол. Русский народ не желал повторения польской интервенции. В 1618г. между Россией и Польшей было заключено Деулинское перемирие, (на 14,5 лет), но Владислав не отказался от претензий на русский трон и царский титул, но Романовых признал. Россия отстояла свою независимость, хотя лишилась Смоленска и Чернигово-Северских земель. Из Польши вернулись русские пленные, в т.ч. и Филарет.
Итоги смуты: в экономике - разорение и запустение страны, около 50% пашни заросло лесом, такого не было даже после нашествия Золотой Орды, особенно пострадали юг и запад; во внешней политике - исконный русские земли потеряны, их возвращение заняло целый век.
Кобрин утверждал: "Романовы устроили всех - таково свойство посредственности. Страна нуждалась не в ярких личностях, а в людях, способных спокойно и настойчиво вести консервативную политику. Почти на целый век оказалась отложена модернизация страны".