Смекни!
smekni.com

Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру (стр. 5 из 6)

В период подготовки буржуазных реформ правительственные круги обсуждали и некоторые вопросы преобразования театра. Так, в 1856-1858г.г. работал секретный театральный комитет. Хотя этот комитет и мог поставить вопрос о ликвидации правительственной театральной монополии, убыточной для государства с финансовой стороны, театральная реформа, однако, не была проведена.

Министерство двора в 1862г. предложило узаконить театральную монополию, но мотивы этого были таковы, что лишний раз доказывали шаткость правительственных позиций в театральной политике.

К началу второй половины XIXв. в музыкальной культуре России уже сложились прочные национальные традиции, ведущие начало от творчества Глинки и Даргомыжского. В это время четко обозначаются пути развития русской оперы, симфонизма, русского романса и других важных направлений музыкального творчества. Общий подъем культуры в 60-е годы способствовал бурному расцвету русской национальной музыки, углублению ее реалистических традиций, пропаганде музыкальных знаний и музыкальных кадров. В условиях, когда русская профессиональная музыка была призвана стать музыкой для широких народных масс, особую остроту приобретал вопрос о профессиональном музыкальном образовании.

В крепостной России не было специальных музыкальных учебных заведений. Обучение музыке происходило либо частным образом, либо в музыкальных классах при различных учебных заведениях, имевших очень ограниченные образовательные цели. Придворная капелла готовила только церковных певчих. В сущности, история профессионального музыкального образования в России начинается только с 60-х годов XIXв., т.е. со времени возникновения Петербургской и Московской консерваторий – крупнейших центров подготовки национальных музыкальных кадров.

Вместе с развитием национальной музыкальной культуры развивалась и профессиональная музыкальная критика.

В 60-е годы музыкальная критика активно выступает за утверждение демократического направления в музыке, за просвещение и воспитания ее слушателей. Формирование передовой музыкальной мысли происходило на основе принципов революционно-демократической эстетики Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Принципы эти мели важное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры.

Развитие русской национальной музыки происходило разными путями, подтверждавшими самостоятельность формирования композиторского мастерства. Во главе Петербургской композиторской школы стояла “Могучая кучка”, в Москве – гениальный русский композитор П.И. Чайковский.

Идеи русского демократического движения 60-х годов XIXв. нашли творческое отражение в сотрудничестве деятелей музыкальной культуры Петербурга, известной под названием “балакиревский кружок”, или “Новая русская музыкальная школа”.

Основная задача русского музыкального общества, как говорилось в уставе, заключалась в развитии музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрении отечественных талантов. Создание Петербургской и Московской консерваторий подготовило благоприятные условия для пропаганды русской музыки профессиональными музыкантами.

Блестящие успехи русской исполнительной школы стали достижением мировой музыкальной культуры. Европейские страны и далекая Америка смогли ознакомиться с мастерством выдающихся русских музыкантов и с лучшими произведениями русских композиторов.

Множество концертных поездок за границу совершил Рубинштейн, завоевав мировую славу величайшего пианиста. Начиная с 40-х годов, он регулярно гастролировал по городам Западной Европы.

Большим успехом пользовалось концертирование замечательной русской пианистки А.Н. Есиповой, выступавшей в Австралии, Германии, Франции, Венгрии, Бельгии, Англии.

Блестящий расцвет русской культуры второй половины XIXв. ярко проявился и в изобразительном искусстве, искусстве реалистическом, истинно народном, глубоко национальным. Это было искусство гуманистическое, пронизанное идеями революционно-освободительного движения, отражающее борьбу шестидесятников и революционного народничества против крепостничества и самодержавия, имевшее большой общественный резонанс в демократических кругах русской интеллигенции. Посвященное народу, оно говорит с ним правдивым, простым и ясным языком. Никогда прежде у русских художников не было такой благодарной аудитории.

В изобразительном искусстве второй половины XIX столетия четко обозначены два периода. Первый начинается с конца 50-х годов и охватывает все 60-е годы. Это было время, когда антикрепостнические просветительские настроения захватили широкие круги русского общества.

Второй этап – передвиженческий – от 70-х годов до начала 90-х. Он связан с деятельностью художников, членов Товарищества передвижных художественных выставок, которые вывели изобразительное искусство из Петербурга и Москвы на широкую дорогу всероссийского признания.

Передвиженческий этап, как будет показано дальше, отмечен и новыми успехами в области художественного языка.

Успехи художников второй половины XIXв. возникли не на пустом месте. У них были предшественники – те мастера, которые еще в первой половине века прокладывали путь реализму в живописи и графике. К ним относятся прежде всего А.Г. Венецианов, один из крупнейших представителей бытовой живописи начала XIXв., и его ученики.

Официально художественной жизнью страны ведала Академия художеств. Основанная еще в XVIIIв., она в течение почти вековой истории была хорошей школой, которую окончили все крупнейшие художники XVIII и начала XIX веков.

В середине 50-х годов произошли изменения. После поражения в Крымской войне и смерти Николая Россия словно проснулась от летаргического сна. Широкие круги русского общества были недовольны существующими крепостническими порядками. Всеми овладело критическое настроение. Перед изобразительным искусством встала важнейшая задача – быть выразителем передовых идей эпохи.

В конце 1850-х годов в России начинается почти повальное увлечение журналистикой, появляется множество сатирических изданий, журналов, иногда таких “тоненьких”, что их назвали “уличные листки”.

После отмены крепостного права ускорился темп развития капитализма в России. Строительство приобрело огромный размах. Сооружались банки, универсальные магазины, фабричные здания, казармы для рабочих, склады, вокзалы и доходные дома. Цели торговой конкуренции заставляли искать наиболее дешевые, экономически выгодные конструкции. Технический процесс стал научной задачей строителей.

Кризис архитектуры как искусства начался еще в 30-40-е годы, кода благородный русский классицизм выродился под высочайшим покровительством Николая I в сухой, казарменный, казенный стиль.

Во второй половине века кризис еще более усилился. Строили много, гораздо больше, чем в первой половине века, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов и фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами – колодцами.

Так постепенно менял свой стройный строгий вид Петербург, его прекрасные, уже сложившиеся улицы и площади.

Таким образом, если вторая половина XIXв. для русского изобразительного искусства стала эпохой расцвета, то эти же годы для русской архитектуры были годами ее деградации в художественном отношении.

Оценивая в целом искусство второй половины века, можно заметить, что различные его виды в разной степени отразили передовые демократические идеи времени. Последовательнее и с наибольшей творческой емкостью это сделала живопись. Традиции реалистического искусства передвижников составляют подлинную сокровищницу национального художественного наследия.

§3. Две линии в русской культуре XIXв.

Две линии видели мы в истории русской культуры XIXв., - линии, и сегодня так или иначе определившие живые и продуктивные тенденции национально-культурного развития, а значит, сохраняющие до сих пор свою актуальность и привлекательность в том или ином отношении. Одну из них являет “славянофильство” (идеология и культурная политика представителей отечественной мысли и литературного движения). Другая – “западничество” наиболее ярко заявленная в XIXв. революционными демократами (весьма условны и чрезмерно политизированными), а также их прямыми и косвенными предшественниками и последователями – от Радищева до Плеханова и Ленина.

Две линии в развитии русской культуры XIXв. осуществляли своего рода “разделение труда” внутри единой национальной культуры. Одна – культурно-самобытная в широком смысле – сосредоточила свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений, составляющих исключительно национальную специфику русской культуры – примечательно к истории отечественной культуры, истории русской общественной мысли, психическому складу русского этноса, национального самосознания русского народа. Эта специфика получала в разное время различное, но вместе с тем и сходное наименование: “русское просвещение”, “русская мысль”, “русское воззрение”, “русский ум” и т.п.

К идейным исканиям славянофилов обращались художники и мыслители “русского культурного ренессанса” конца XIX – начала XXв., демонстративно отталкивавшиеся от наследия 60-70-х г.г. XIXв., затем писатели и мыслители русской эмиграции, настроены оппозиционно к советской власти и коммунистической идеологии; далее все деятели русской культуры, тяготевшие к религиозным исканиям и течениям в русской литературе и философии.

В советской культуре к славянофильской идеологии и культурному почвенничеству тяготели представители в той или иной мере оппозиционных коммунистическому официозу сил русской культуры. В 20-е г.г. почвенническим идеям обращались представители группы “перевал”, обосновывая идею “органичности” искусства, принцип творческого самовыражения художника, его не подвластности жестким требованиям “социального заказа” революционного государства.