В том случае, если потерпевшая страдала психическим заболеванием, характер и степень ее душевного расстройства должна установить психиатрическая экспертиза для того, чтобы сделать суждение о возможности потерпевшей осознавать характер совершаемых с ней сексуальных действий.
Беспомощным состоянием может быть признано возникновение у потерпевшей так называемого психологического ступора, вызванного действиями виновного для достижения своей цели и обстановкой на месте изнасилования, что заставляет потерпевшую безропотно подчиняться чужой воле. Для правильной оценки этого состояния также необходимо заключение психиатрической экспертизы поведения потерпевшей на момент, предшествующий изнасилованию[58].
Субъективная сторона изнасилования характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознает, что совершает половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к ней или другим лицам, либо с использованием ее беспомощного состояния и желает этого. Мотивом изнасилования может выступать стремление удовлетворить половую страсть (чаще всего), желание отомстить потерпевшей или опозорить ее в глазах окружающих, принудить ее выйти замуж за виновного. Возможно также совершение изнасилования по мотивам религиозной или национальной ненависти и вражды.
Субъектом изнасилования может быть любое вменяемое лицо мужского пола при достижении им четырнадцатилетнего возраста, то есть, субъект специальный по половому признаку.
Соисполнителями изнасилования могут быть и женщины. Кроме того, лица женского пола могут быть соучастниками в виде организаторов, подстрекателей, пособников.
Прежде всего, зададимся вопросом: что означает термин «насильственные действия сексуального характера». Словосочетание «насильственные действия сексуального характера» - понятие собирательное включающее такие сексуальные действия, как мужеложство, лесбиянство и любые другие, не являющиеся изнасилованием насильственные способы удовлетворения половой страсти. Преступные действия могут выражаться как в имитации полового акта, так и других действий совершаемых с целью сексуального удовлетворения.
Изнасилование, в свою очередь, - это половое сношение мужчины с женщиной, совершенное в естественной форме помимо или против воли желания последней путем применения физического или психического (применения угроз) насилия к потерпевшей или к другим лицам путем использования ее беспомощного состояния.
С учетом сказанного насильственные действия сексуального характера можно подразделить на две группы:
извращение в отношении объекта (насильственное мужеложство, насильственное лесбиянство);
извращения в отношении способа удовлетворения половой страсти, к которым относятся введение полового члена в отверстие тела другого человека, биологически для этого не предназначенное, насильственные действия женщины в отношении мужчины (онанизм, фелляция над потерпевшим и иные).
В связи с этим необходимо обратить внимание на два важных положения:
1) несмотря на то, что в основу приведенной выше классификация насильственных действий сексуального характера положено понятие «извращение», тем не менее общественная опасность таких действий законом связывается отнюдь не с извращенной формой их удовлетворения, а именно с применением при их совершении насилия в целях сексуального удовлетворения, с попранием свободы, а следовательно, чести и достоинства другого человека;
2) благодаря рассматриваемой уголовно правовой норме обеспечивается равная защита половой свободы и половой неприкосновенности граждан обоих полов.
Извращения в отношении объекта влечения, выражающиеся в мужеложстве и лесбиянстве, можно объединить одним понятием «гомосексуализм» (от греч. гомо, что означает «равное», и лат. sexus, обозначающего пол). Дословно оно переводится как «равнополость» Таким образом, гомосексуализм бывает двух видов мужской, под которым понимается половая склонность мужчины к мужчине, и женский, когда речь идет о половом влечении женщины к женщине, именуемом также лесбиянством (от названия греческого острова Лесбос, где, по преданиям, процветало подобного рода половое извращение).
Гомосексуализм, как мужской, так и женский, подразделяется на виды: «мужской - на эфебофилию (половое тяготение к юношам) и андрономалию (половое тяготение к взрослым мужчинам), а женский - на корофилию (склонность к незрелым девушкам), партенофилию (к зрелым девушкам), генекофилию (к взрослым женщинам) и граофилию (к старухам)»[59]. Однако для характеристики остава насильственных действий сексуального характера не имеют значения указанные выше подвиды мужского и женского гомосексуализма, ибо в любом случае при их насильственном совершение уголовная ответственность будет наступать по ст. 132 УК РФ как совершение насильственных действий сексуального характера. Данная градация может оказаться важной лишь при изучении личности такого преступника, выявлении психических аномалий, не связанны с невменяемостью, и их последующей коррекции, что составляет разновидность мер предупреждения и профилактики преступлений предусмотренного ст. 132 УК РФ.
Среди отмеченных выше насильственных действий сексуально: характера наиболее распространено мужеложство.
Под мужеложством, являющимся одним из видов гомосексуализма, в медицине и в праве понимается половое влечение к лицам своего же пола. По мнению большинства ученых, этому же понятию равнозначен термин «педерастия» (в переводе с греческого означающий «любитель юношей»), применяемый при обозначении половой склонности мужчины к мужчине[60].
Что касается определения сущности мужеложства (педерастии), то здесь также нет единства мнений. Так, ранее, с точки зрения Ю.А. Красикова и Б.В. Здравомыслова, мужеложство заключается «в половом сношении мужчины с мужчиной (peranum) с применением физического или психического насилия, либо совершенном в отношении несовершеннолетнего, либо с использованием зависимого положения потерпевшего»[61]. Однако и в настоящее время в условиях действия нового УК РФ некоторые ученые (например С.Н. Никулин) продолжают рассматривать мужеложство именно как «половое сношение мужчины с мужчиной, при котором половой член активного партнера вводится в заднепроходное отверстие (прямую кишку) пассивного партнера»[62]. Но большинство представителей уголовно-правовой науки, и в их числе О.Ф. Шишов, М.Д. Шаргородский, П.П. Осипов, считают, что определение мужеложства как полового сношения мужчины с мужчиной крайне неудачно, противоречит медицинскому пониманию мужеложства (о котором речь пойдет ниже), так как с физиологической точки зрения половое сношение однополых людей невозможно. По их мнению, мужеложство представляет собой разновидность гомосексуализма и нетипичного сексуального поведения, проявляющегося в достижении субъектом сексуального удовлетворения путем сексуальных контактов с лицами одноименного пола, а потому «мужеложство (педерастия) - это мужской гомосексуализм»[63]. Если быть более точным, то, по определению М.Д. Шаргородского[64] и П.П. Осипова, мужеложство одна из форм мужского гомосексуализма, которая лишь внешне отличается от других видов гомосексуального удовлетворения половой потребности. С этим понятием указанные авторы отождествляют и понятие «педерастия»[65]. К слову заметим, что, по мнению некоторых ученых, педерастия предполагает лишь гомосексуальные действия с мальчиками или совершенные более старшим субъектом анальные сношения с мальчиком, в то время как понятие мужеложства отождествляет с понятием педикации, что означает сексуальный контакт через задний проход между мужчинами любого возраста[66], т.е. мужеложство является более объемным понятием, чем педерастия.
С учетом изложенного следует обратиться к пониманию термина «половое сношение».
А.Н. Игнатов отмечает, что «половое сношение» - термин не юридический, а медицинский и, следовательно, должен пониматься как это понятие трактует сексология[67]. Другие авторы (в их числе Э. Я. Немировский, А.А. Пионтковский и др.) придерживаются противоположной точки зрения. Так, Б.А. Блиндер указывает, что, несмотря на то, что с медицинской точки зрения понятие полового сношения охватывает никакие другие Действия сексуального характера, кроме насильственного полового акта, совершаемого между разнополыми партнерами, в уголовном праве этот термин используется совсем в иных целях, т.е. не для обозначения определенного физиологического акта со всеми присущими ему признаками, а для характеристики самого противоправного посягательства как определенного социального отношения между полами[68].
Итак, какую же из приведенных позиций следует признавать правильной? Если с медицинской точки зрения под половым сношением понимается физиологический акт, участниками которого являются лица разного пола, состоящий в соединении (контакте) мужских и женских половых органов[69], то действия, направленные на удовлетворение сексуальной потребности в иной форме, в том числе и имитирующие половой акт, не только не считаются половым сношением в буквальном смысле этого слова, но и отличаются от него по своей физиологической природе, так как в этих случаях исключается возможность дефлорации и наступления беременности, выступающих естественным следствием полового сношения. И если раньше термином «половое сношение» охватывались все формы сексуального общения между людьми в силу отсутствия специальных норм, предусматривавших уголовную ответственность за совершение иных насильственных сексуальных действий, кроме изнасилования, то в настоящее время такое расширенное толкование этого термина можно рассматривать или как юридическая безграмотность, или как нежелание вносить соответствующие изменения в юридическую науку в связи с возникшими и уже закрепившимися в ней тенденциями.