Смекни!
smekni.com

СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА СТРАНИЦАХ НОВЕЙШИХ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (стр. 1 из 5)

(с) 1998 Ю.А.Никифоров (МГОПУ)

В современной политической ситуации, когда полным ходом идет пересмотр итогов второй мировой войны, та или иная интерпретация ее главных событий используется в политической борьбе в качестве так называемых "аргументов от истории". И сегодня, читая ту или иную публикацию, бывает трудно отделить попытки непредвзято подойти к освещению событий той эпохи от политической конъюнктуры. Целью данной работы является обратить внимание работающих сегодня в школе учителей на определенное несоответствие между достигнутыми в последние годы научными результатами изучения Великой Отечественной и уровнем освещения событий войны в издаваемых учебниках и пособиях по истории для школы.

С конца 80-х годов в отечественной историографии Великой Отечественной войны начался новый этап, который характеризуется введением в научный оборот недоступных ранее широкому кругу исследователей документов. Публикация важнейших из них (1) помогла историкам по-новому осветить многие проблемы, дать более объективное документальное изложение событий Великой Отечественной войны, устранить некоторые из так называемых "белых пятен" в ее изучении. Можно сказать, что в наше представление о событиях Великой Отечественной войны вносятся в настоящее время существенные коррективы. В то же время учебники, имеющиеся сегодня в школе, в большинстве своем основаны на устаревших представлениях, сформированных в отечественной историографии еще в 60-е годы, в период разоблачения культа личности, когда послесталинское руководство страны поставило перед историками определенные задачи, считая необходимым подвергнуть "особенно резкому осуждению ... серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, политические и военные ошибки перед войной и в период войны, ошибки, приведшие к ряду тяжелых поражений, которых можно было бы избежать, если бы Сталин представлял действительное положение на фронтах и считался с предложениями Военных Советов фронтов..."(2) В соответствии с этими установками историки стали с негодованием указывать на "просчеты" И.В.Сталина как главный фактор, предопределивший катастрофическое для СССР начало войны. Некоторые историки, наиболее известным из которых являлся А.М.Некрич, стали даже утверждать, что Сталин "позволил" Гитлеру разгромить СССР, до предела ослабив Красную Армию массовыми репрессиями и "дав обмануть себя" пактом о ненападении от 23 августа 1939 г (3).

В последние годы авторы целого ряда учебных пособий дополнили и усилили тенденцию "разоблачения" за счет некритического привлечения материалов, появившихся в околонаучных публикациях конца 80-х годов, когда нашу печать захлестнула волна обличений всего, что связывалось тогда с понятиями "советский", "коммунистический". В результате содержащаяся в новейших школьных учебниках концепция Великой Отечественной войны представляет собой сегодня не менее идеологизированную схему, чем та, которая излагалась в период сталинизма, своего рода "сталинизм" наоборот, со знаком минус. И цель "деидеологизации" школьного курса истории, приближения его к объективности, продекларированная создателями нового комплекса учебников для школы, применительно к данной теме оказалась не достигнутой. Это тем более удивительно, что провозглашена "альтернативность" учебников, свободный выбор того или другого по желанию школы. Однако, как мы увидим, что касается изложения событий Великой Отечественной войны, никакой альтернативности нет большинство авторов придерживаются одной, весьма тенденциозной точки зрения, явно не соответствующей достигнутому на настоящий момент в науке уровню изучения данной проблемы.

Основанная на представлениях 60-х годов концепция начала войны, причин поражений Красной Армии используется авторами подавляющего большинства современных учебников для средней школы (4). Более того, развивая сложившийся в 60-е годы подход, авторы современных учебных пособий настаивают, что победа над Германией была достигнута исключительно вопреки действиям И.В.Сталина, вся роль которого на историчес-

кой сцене - совершать преступления, одно "чудовищней" другого, которым "нет оправданий". Для некоторых авторов - в частности, Л.М.Пятецкого и И.И.Долуцкого - обоснование этой мысли выступает как чуть ли не главная цель, для достижения которой на страницах их учебников исторический материал препарирован соответствующим образом.

Прежде всего в вину Сталину ставится "внезапность" и "вероломство" нападения Германии, и на страницах учебников немало места отводится обсуждению проявленной им перед войной "преступной слепоты". "Политическое руководство СССР, - пишут, например, А.А. Левандовский и Ю.А. Щетинов, - упорно игнорировало информацию о подготовке Германской агрессии"(5). Им вторят авторы другого учебника: "Несмотря на явные признаки подготовки фашистской агрессии против СССР, Сталин запретил военному командованию выполнять необходимые военно-мобилизационные мероприятия, осуществлять перегруппировку в приграничных округах и приводить их в боевую готовность"(6). Сталин переоценил значение советско-германского договора, "убедил себя в том, что, пока Германия не разделается с Англией... воевать на два фронта она не решится." - считают А.А.Данилов и Л.Г.Косулина (7). Это же утверждает и Л.М.Пятецкий: Сталин "не верил", "закрывал глаза на реальность" и т.п.(8) И это, подчеркивается, при том, что все разведчики, Черчилль и даже Шуленбург наперебой предупреждали Сталина, прямо-таки во все колокола звонили. Цитирование можно было бы продолжить, но и так ясно: нападение Германии явилось полной неожиданностью для руководства СССР, и виновата в этом слепота, глупость или "маниакальная уверенность"(9) - кому что больше нравится - И.В.Сталина.

Но, все-таки, главным из сталинских преступлений, согласно большинству учебников, являются репрессии 1937 - 38-го годов, которые преподносятся как одно из наиболее важных, эпохальных событий советского периода нашей истории, предопределившее нападение Германии на СССР, провал создания антигитлеровской коалиции, все жертвы начального периода войны и т.д. "Прямым следствием" сталинских чисток называют А.А.Левандовский и Ю.А.Щетинов совершенные советским руководством "серьезные ошибки в разработке военной доктрины, в оценке характера начального этапа войны..., в определении направления главного удара противника"(10).

Л.М.Пятецкий идет дальше, утверждая, что Англия и Франция пошли на Мюнхенское соглашение с Германией и игнорировали при этом СССР только потому, что после репрессий СССР "лишился возможности играть решающую роль на международной арене". Правящие круги Англии и Франции считали, что, подписав договор с СССР, они бы "приобрели ничто." Если следовать логике рассуждений Л.М.Пятецкого, нужно сделать вывод, что если бы не

репрессии, то СССР сохранил бы свои позиции на международной арене, Сталина пригласили бы в Мюнхен и сговора бы не было! Вина, таким образом, за совершившееся там возлагается Пятецким на СССР и Сталина ! (11) .

Предвоенные репрессии преподносятся также как главная и единственная причина плохой готовности вооруженных сил СССР к войне (12). Согласно пособию Пятецкого, именно в репрессиях причина неудачи в войне с Финляндией; "реорганизация", "перевооружение", "боевая подготовка" войск - все это необходимо было в 40-м году опять же из-за репрессий

37-го. Оснащение войск современной техникой в предвоенные годы было сорвано из-за того, что "руководящие работники Наркомата обороны, выдвинутые после 1938 г. на высокие посты", не понимали нужды в этом. Те же, кто понимал, были репрессированы (13). Лучшие генералы тоже, и в учебнике И.И.Долуцкого детям предлагается представить, что было бы

(!), окажись Жуков "на месте Павлова" и не выпусти Сталин перед войной Рокоссовского - надо понимать, что в 1941 г. кроме Рокоссовского и Жукова сражаться с немцами было некому 2 0(14). Называя число пленных красноармейцев в 1941 г., Л.М. Пятецкий еще раз напоминает читателям: это все следствие "преступлений сталинского режима"... Удивительно - не Гитлера, развязавшего войну на уничтожение, а сталинских репрессий! (15)

Вообще, описывая предвоенные годы, авторы учебников не видят в СССР ничего, к чему можно было бы отнестись одобрительно. Негативно оценивается советская внешняя политика второй половины 30-х гг. В.П. Островский и А.И.Уткин, например, характеризуют ее вместе с действиями других держав как "нечистоплотную политическую игру, в которой каждая из трех сторон пыталась добыть безопасность за счет других"(16).

Советско-германскому договору 1939 года даются исключительно отрицательные оценки. Прежде всего, заключение этого договора рассматривается как внешнеполитический проигрыш, крупная ошибка нашей стороны - например, в учебнике А.А.Левандовского и Ю.А.Щетинова(17). При этом справедливость такой оценки сомнению не подвергается и в особых доказательствах, по мнению авторов, видимо, не нуждается. Во всяком случае, вопрос о том, был ли нанесен заключением этого договора ущерб национальным интересам СССР, какого рода был этот ущерб, остается в школьных учебниках не только без рассмотрения, но даже не ставится. Плохо с Гитлером договариваться - и все тут.

В пособии Л.М. Пятецкого причиной сближения СССР и Германии выступает "обида", "унижение" Сталина, которому он подвергся, когда его не пригласили в Мюнхен. Он этого "западным демократиям" "не забыл..." (18) Речь ведется, таким образом, не об угрозе национальной безопасности СССР, не об ущербе делу предотвращения войны в Европе, нанесенному в Мюнхене - а об "обиде" Сталина, к которой сводится смысл происходивших перед войной событий. Подобным же образом объясняют причины заключения договора 1939 г. авторы пособия "Россия. Век ХХ", изданного Воронежским ИПКРО: Сталин выбрал в союзники Гитлера, пишут они, "поскольку для него более близким по духу, похожим да и понятным был германский "национальный социализм", нежели "классово чуждый" буржуазный парламентаризм" (19).