Представляется, что во всех случаях просьба потерпевшего должна вести к смягчению уголовно-правовой ответственности за убийство по такому основанию. Однако для этого необходимо наличие определенных условий:
1. Пациент должен настойчиво и несколько раз выразить свое желание уйти из жизни, либо если он не в состоянии явно выразить свою волю, то просьба должна исходить от его ближайших родственников. Помимо этого необходимо, чтобы волеизъявление последовало от лица, способного понять значимость и последствия своей просьбы. Нельзя забывать и об особенностях человеческой личности, до последней минуты жизни обладающей свободой выбора и правом на изменение решения
2.Больной должен испытывать непрекращающиеся, непереносимые страдания, вызванные неизлечимой (по медицинским показателям) болезнью.
3.Прервать жизнь или ускорить смерть может не любой человек, а только медицинский работник
4.Просьба потерпевшего должна по времени предшествовать совершенному деянию
5.Наконец, требуется, чтобы просьба была высказана свободно. Если она была высказана вследствие обмана, введения в заблуждение или в результате принуждения, то совершенное деяние не может быть признано эвтаназией и должно влечь ответственность на общих основаниях.
Уголовный закон одинаково охраняет от преступных посягательств жизнь любого человека, независимо от его расовой, национальной принадлежности, гражданства, возраста, рода занятий, состояния здоровья и т.п. При этом жизнь самого человека, независимо от его жизнеспособности, может быть объектом этого преступления. Убийством будет являться как лишение жизни человека, находящегося в расцвете своих физических и умственных сил, так и лишение жизни тяжелобольного или умалишенного, как жизнь новорожденного, так и жизнь человека, находящегося в преклонном или старческом возрасте; однако в отличие от убийства, предусмотренного ст. 105-108 УК РФ, субъективная сторона выражается только в прямом умысле, т.е. когда содеянное свидетельствовало о том, что виновный осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления смерти другого человека и желал ее наступления.
Совершение эвтаназии с косвенным умыслом, т.е. когда в совершении преступления виновный предвидит возможность, что его действия причинят смерть другому человеку, и сознательно допускает его наступление или безразлично к ним относится, представляется невозможным. Действия по эвтаназии направлены именно на причинение легкой смерти, поэтому основной целью этого деяния является наступление смерти.
Мотив и цель выступают обязательными признаками субъективной стороны состава убийства по просьбе потерпевшего и, соответственно, оказывают решающее значение на квалификацию содеянного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексный характер феномена эвтаназии предопределил необходимость междисциплинарного синтеза, направленного на всестороннее изучение рассматриваемого явления. Установлено, что в истории российской и зарубежной политико-правовой мысли проблемы эвтаназии разрабатывались постоянно, но так и не нашли однозначного разрешения. Это объясняется сложным характером рассматриваемой проблемы, которая неразрывно связана с изменяющимися представлениями о праве человека на жизнь и содержанием последнего.
Анализ действующего законодательства показывает, что его нормы, а также международно-правовые документы, как правило, содержат запрет на осуществление эвтаназии, в первую очередь ее активных форм. Подобные запреты содержатся и в международных медицинских документах, носящих этический характер. Однако в некоторых государствах существует устойчивая тенденция к легализации эвтаназии, закреплению ее в праве. В связи с этим важное значение приобретает вопрос, насколько такое законодательное решение согласуется с общепризнанным правом человека на жизнь. Следовательно, проблемы, связанные с эвтаназией и с юридической ответственностью за нее, должны рассматриваться в контексте права на жизнь, которое относится к числу основных личных прав человека.
Право на жизнь - это естественная, неотъемлемая возможность защиты неприкосновенности человеческой жизни и свободы распоряжения ею, гарантированная нормами права. Последнее имеет сложную структуру, в качестве одного из основных элементов которой следует рассматривать право на свободное распоряжение своей жизнью.
Право на свободное распоряжение своей жизнью означает возможность добровольного принятия лицом решения о поставлении своей жизни в опасное положение, обусловленное свободным волеизъявлением, направленным на достижение некой положительной цели личного или общественного характера. Тем не менее, данное право не должно рассматриваться излишне широко. В частности, оно не может включать в себя право на смерть, представляющее юридический нонсенс.
Эвтаназия как противоправное деяние влечет за собой юридическую ответственность. Проблемы, связанные с квалификацией эвтаназии, существуют практически во всех странах мира. Российский законодатель рассматривает ее как убийство, т.е. умышленное лишение человека жизни, но заслуживающее в то же время определенного снисхождения деяние. Данный подход, как правило, реализуется двумя основными путями: выделением рассматриваемого деяния в специальный привилегированный состав либо законодательным закреплением сострадания или сходных мотивов в качестве общего смягчающего обстоятельства.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Нормативно-правовые акты
2. Монографии
2.1. Абдулаев М.И. Права человека и закон. СПб., 2004
2.2. Байтин М. И Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. М., 2005
2.3. Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь - благая смерть. М., 2006.
2.4. Бойко А.И. Преступное бездействие. СПб., 2003.
2.5. Бородин С.В. Преступления против жизни. СПб., 2003.
2.6. Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. С.И. Никулина. М., 2001.
2.7. Ивченко О.С. Эвтаназия: Убийство по мотиву сострадания. Монография. М., 2002
2.8. Капинус О.С. Убийства: мотивы и цели. Монография. М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ. 2004
2.9. Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление. Монография. М. 2006
2.10. Ткаченко В.И. Квалификация преступлений против жизни и здоровья по советскому уголовному праву. М.. 1977. С. 6 // Тихонова С.С. Прижизненное и посмертное донорство в Российской Федерации: вопросы уголовно-правового регулирования. СПб., 2002.
3. Учебники и учебные пособия
3.1 О.С. Уголовно-правовое значение мотивов и целей убийства: Учебное пособие. М., 2002
3.2. Капинус О.С. Теоретические основы квалификации преступлений: Сборник методических материалов. М. 2006.
3.3. Дмитриев Ю.А. Право человека на достойную жизнь как конституционно-правовая категория // Конституционный строй России / Отв. ред. А.Е. Козлов. Вып. III. М.. 1996
3.4. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004.
3.5. Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Гос-во и право. 2000. N 11.
3.6. Совершенствование мер борьбы с преступностью в условиях научно-технической революции / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1980.
4. Статьи
4.1 Капинус О.С. Легкая смерть или спасение души? Теология и проблемы эвтаназии//Закон. 2005.
4.2 Капинус О.С. Право на жизнь: теоретические основы//"Черные дыры" в Российском законодательстве. 2006. N 2
4.3 Ивченко О.С. Уголовная ответственность за эвтаназию в России//Уголовное право в XXI веке: Материалы конференции МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2002
4.4 Капинус О.С. Морально-нравственные проблемы эвтаназии//Россия в современном мире: проблемы, поиски, решения. М., 2005
4.5 Крылова Н. Е. «Эвтаназия: уголовно-правовой аспект» // Вестник московского университета серия 11 право, 2000, № 2
4.6 Коробеев А.И. Простое убийство и сложности его квалификации // Уголовное право 2001. N2.
6. Материалы правоприменительной практики
5.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам. М., 2000.
5.2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52.
[1]См. Крылова Н. Е. «Эвтаназия: уголовно-правовой аспект» // Вестник московского университета серия 11 право, 2000, № 2.
[2],Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Гос-во и право. 2000. N 11. С. 52.
[3]Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 (III) от 10 декабря 1948 г.).
[4]Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).
[5]Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 439.
[6]Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.
[7]См.: Совершенствованиемерборьбыспреступностьювусловияхнаучно-технической революции / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1980. С. 212 - 213.
[8]См.: ТкаченкоВ.И. Квалификацияпреступленийпротивжизнииздоровьяпосоветскому уголовномуправу. М.. 1977. С. 6 // ТихоноваС.С. Прижизненноеипосмертноедонорствов РоссийскойФедерации: вопросыуголовно-правовогорегулирования. СПб., 2002. С. 38.
[9]См.: КоробеевА.И. Простоеубийствоисложностиегоквалификации // Уголовноеправо 2001. N2. С. 18.
[10]Бородин С.В. Преступления против жизни. СПб., 2003. С. 97
[11]БВС РФ. 1999. N 3. С. 2-6.
[12]Пункт "д." ч. 1 ст. 61 УК РФ
[13]Поэтому лишение жизни по просьбе лица, испытывающего физические страдания, не обусловленные болезнью (увечьем), неминуемо ведущей к смерти, не может рассматриваться как акт эвтаназии, так как подобные страдания могут быть следствием не только неизлечимой болезни, но и иного болезненного состояния (например, абстиненции)