Смекни!
smekni.com

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г. (стр. 1 из 10)

МГЭИ, 06.98

Оглавление

Введение 2
Основные черты советской экономики в годы войны 3
Социально-политические основы прочности государства 5
Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны 7
Заключение 23
Использованная литература 25

Введение

Великая Отечественная... 1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая все, что было создано их трудом. Нет семьи, которой бы не коснулась война.

Не изжиты пока и известные по военным временам Представления: "какая война без жертв", "война спишет все", "победителей не судят". И хотя сегодня уже трудно кого-либо убедить в том, будто не было грубых просчетов руководства СССР накануне и в ходе войны, неоправданных потерь, мы нередко все еще пытаемся объединить добро и зло в ее истории под высокими словами "героическое и трагическое".

С полным основанием мы пишем о прогрессивном воздействии разгрома фашизма на развитие всего человечества, подчеркиваем решающую роль СССР. Но победа, сохранив и упрочив независимость нашей страны, одновременно укрепила диктатуру Сталина; она разрушила фашистские режимы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, но распространила на них влияние сталинизма. Имперские тенденции сталинской дипломатии, общая ее профессиональная ограниченность явились одной из предпосылок возникновения "холодной войны". Этому способствовали и огромные военные потери СССР, породившие самоуверенность правящих кругов НАТО.

Односторонне истолкованы пока источники победы. Наукой признаны исключительная роль овладевшей массами идеи защиты социализма, приобретшего новое содержание патриотизма, исключительное мужество армии и народа, их способность превзойти противника в военном искусстве и технике.

Но главное - пока не определена полностью цена победы, историю войны нельзя считать исследованной. Во всем комплексе вопросов здесь неизбежно выделяется ответственность за неисчислимые жертвы. Именно нежелание раскрывать это и обусловило во многом фальсификацию военной истории.

В умах советских людей мысль о том, какой же ценой досталась победа, возникла давно. Еще 25 июня 1945 года, на другой день после парада на Красной площади, А. Довженко, например, с горечью отмечал в своем дневнике: в "торжественной и грозной речи" маршала Жукова "не было ни паузы, ни траурного марша, ни молчания". Как будто эти "тридцать, если не сорок миллионов жертв и героев совсем не жили". "Перед великой их памятью, перед кровью и муками не встала площадь на колени, не задумалась, не вздохнула, не сняла шапки".

Нельзя сказать, что в период войны у нас совсем не упоминали о павших. Приказы содержали фразу "вечная слава героям...". Однако число их тщательно обходили молчанием, сообщая только о колоссальных потерях немцев. Уже 3 июля 1941 года "великий стратег" объявил о разгроме "лучших дивизий врага", а 6 ноября, совсем утратив чувство меры, утверждал, что Германия истекает кровью, потеряв 4,5 миллиона солдат и офицеров. По окончании войны Наркомат обороны СССР нарушил нравственную традицию цивилизованных народов, требовавшую опубликования поименных списков погибших и пленных. Первоначально упоминалось о 7 миллионах погибших. Хрущев назвал иное число: 20 миллионов. Брежнев в 1965 году говорил: "более 20 миллионов".

А что историки? Они бездумно повторяли эти цифры. В некоторых разделах 12-томной истории второй мировой войны приведены разрозненные сведения о потерях Красной Армии, например, в операциях за рубежом. Однако до сих пор неизвестны точное число погибших военнослужащих, включая пленных, распределение боевых потерь по периодам войны, видам вооруженных сил, фронтам, армиям, операциям, соотношение потерь двух враждебных коалиций. По прежнему можно встретить примитивные попытки выдать общие потери восточного фронта вермахта за количество одних лишь убитых, сопоставления потерь только Красной Армии с общими потерями вермахта и его союзников. В последние годы, когда отдельные советские ученые начали углубленное изучение проблемы, речь пошла уже о 27 миллионах погибших граждан СССР. Однако и эту цифру, думается, нельзя считать окончательной. Общие потери населения СССР за годы войны оцениваются почти в 27 млн. человек. Безвозвратные потери вооруженных сил СССР составили 8 млн. 668 тыс. 400 чел[1].

Громадны и материальные затраты СССР. Их изучение также далеко от совершенства. Весьма важные вопросы даже не поставлены. Скажем, насколько целесообразным и эффективным оказалось экономическое обеспечение обороны до начала войны, во что обошлись отступление армии До Ленинграда, Москвы, Сталинграда, Ставрополя, перебазирование производительных сил в безопасные районы и другое, Не осуществлен и сравнительный анализ материальных потерь государств, участвовавших в войне.

Основные черты советской экономики в годы войны

Военная экономика не является особым социальным типом хозяйства подобно, например, капиталистическому или социалистическому хозяйству. Как известно, социальный тип хозяйства определяется, прежде всего, характером общественно-производственных отношений, формой собственности на средства производства. При возникновении и развитии военной экономики основные производственные отноше­ния, свойственные тому или иному социальному типу хозяйства, полностью сохра­няются. Поэтому, чтобы понять закономерности советской военной экономики, уяс­нить себе особенности ее воспроизводства, обобщить опыт ее создания и развития, надо постоянно помнить главное — это была экономика социалистического государ­ства военных лет.

В организации советской военной экономики решающая роль принадлежала Советскому государству, руководимому Коммунистической партией. Проводя поли­тику защиты коренных интересов всех граждан социалистического общества, распо­ряжаясь основными средствами производства и учитывая в своих действиях объек­тивные экономические законы, Советское государство направляло раз­витие народного хозяйства в годы войны. Опираясь на преимущества плановой социа­листической экономики, Советское государство радикально перестроило всю эконо­мику для успешного ведения борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, для орга­низации и развития военного хозяйства нового типа. Это первый в истории опыт всеохватывающего и эффективного использования методов планового руководства социа­листическим народным хозяйством в условиях большой войны.

Советская военная экономика имела в своей основе социалистическую собствен­ность на важнейшие средства производства. Это исключало какую бы то ни было возможность конкурентной борьбы и анархии производства, обусловливало плано­мерную организацию военного хозяйства СССР. Военную экономику Советского Сою­за характеризовали производственные отношения товарищеского сотрудничества людей, свободных от эксплуатации. И в этом кроется экономическая причина полити­ческого и морального единства советского общества, единства фронта и тыла, массо­вого социалистического соревнования рабочих и колхозников как могучей движущей силы экономического развития.

В годы Великой Отечественной войны все общественное производство подчи­нялось великим освободительным целям, во имя которых с оружием в руках боролся наш народ. Война потребовала от советских людей огромных жертв. Она прервала характерный для условий мирного социалистического строительства процесс неук­лонного повышения жизненного уровня трудящихся, резко снизила уже достигну­тый уровень материального благосостояния.

Главная закономерность советского военного хозяйства — планомерное и быст­рое развитие военного производства и обеспечивающих его сырьевых отраслей тяже­лой промышленности и машиностроения. Военная промышленность была тем ядром, вокруг которого разрасталась военная экономика. В соответствии с темпами роста и объемом производства военных отраслей промышленности формировалась вся структура военного хозяйства. Таким образом, пропорциональность военной эконо­мики складывалась во имя иной цели, нежели пропорциональность мирной социали­стической экономики, и поэтому отличалась от нее. Многие пропорции военного хо­зяйства с точки зрения мирной экономики были диспропорциями, и длительная война усиливала их. Все подчинялось требованиям максимального расширения военного производства. Возможности удовлетворения личных и мирных обществен­ных потребностей членов общества были очень ограничены.

К числу характерных закономерностей военной экономики СССР относится непрерывный рост производительности труда рабочих военной промышленности.

Советская социалистическая военная экономика не добилась бы превосходства над экономикой империалистической Германии без быстрого и систематического роста производительности труда в ее ведущих отраслях. Это не было случайностью или прос­тым следствием чрезвычайных государственных мер. Рост производи­тельности труда обусловливался особенностями общества, его экономическим строем. Благодаря преимуществам социализма Советское государство в минувшую войну лучше, чем фашистская Германия, использовало дости­жения науки и техники для расширения военного производства. То же следует ска­зать о такой отличительной черте советского военного хозяйства, как снижение совокупных издержек производства во всех отраслях военной индустрии.

Однако при быстром росте производительности труда и снижении издержек производства в военной индустрии во многих других отраслях народного хозяйства положение с производительностью труда и себестоимостью продукции по сравнению с довоенным временем ухудшилось. Техническая вооруженность труда в этих отрас­лях снизилась, снизилась и квалификация работников. Прежде всего это относится к сельскому хозяйству.