Современные народы в свете теории л.н.гумилева
каганов борис
гимназия № 1
11 класс
Научный руководитель:преподаватель географии
Елена Евгеньевна Писарева
г. Самара
1999 г.
Содержание
1. Пассионарность и история этносов......................................................................
1.1. Понятие пассионарности.....................................................................................
1.2. Степени пассионарности......................................................................................
1.3. Заразительность пассионарности.......................................................................
1.4. Этносы и их развитие. Кривая этногенеза........................................................
2. Пассионарные взрывы, их по последствия и причины......................................
2.1. Свойства пассионарных толчков........................................................................
2.2. Об этногенезе..........................................................................................................
2.3. Гипотеза о природе пассионарных толчков.....................................................
3. Оценка точности прогнозирования этногенезов................................................
4. Анализ истории некоторых современных этносов с точки зрения теории пассионарности.............................................................................................................
4.1. Литва........................................................................................................................
4.2. Россия......................................................................................................................
4.3. Западный мир: испанцы, французы, немцы, американцы, англичане, итальянцы......................................................................................................................
Литература.....................................................................................................................
1.Пассионарность и история этносов
1.1. Понятие пассионарности
Л.Н. Гумилев дает пассионарности 3 определения.
Первоеопределение. Пассионарность - характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленное на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной).
Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а, тем более, жизни и счастья современников. Будем пользоваться этим определением.
Пассионарность не зависит от внешних воздействий, являясь врожденной чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая благо и зло. Пассионарный человек стремится достигнуть самые разные цели, эти цели ему подсказывают гордость, тщеславие, алчность, ревность, любопытство и т.д.
Пассионарность возникает как новый признак, т.е. при изменении генотипа. Это явление хорошо известно и называется мутацией. Устраняется пассионарность естественным отбором как всякий признак, мешающий самосохранению. Это позволяет сопоставить процесс этногенеза с явлением сукцессии, когда после какой-либо катастрофы, например, лесного пожара, происходит постепенное восстановление прежней растительности через ряд промежуточных форм. Так и здесь.
Второеопределение. Пассионарность как характеристика поведения - эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.
Это определение не обосновано. Пассионарность как характеристика поведения - эффект мутации. Из-за чего происходит мутация - не установлено.
Третьеопределение. Пассионарность как энергия - избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.
Определение некорректно. Избыток не может быть обратен вектору. Но это просто неудачное выражение. А вообще, нельзя употреблять одно и тоже слово для обозначения как характеристики поведения и вида энергии.
Очевидно, Л.Н. Гумилев имел в виду энергию, которая может быть затрачена человеком в ходе его деятельности, вызванной пассионарностью. Эта энергия и общая энергия, которой обладает человек (его биохимическая энергия) - не одно и тоже. Непассионарный человек может обладать большей энергией, чем пассионарный и наоборот. Все дело в том, что часть энергии у пассионария идет на другие цели. Неизвестно, почему Л.Н. Гумилев называет эту часть избытком относительно чего-то.
Несмотря на огрехи в определениях, теория сохраняет свой смысл.
1.2. Степени пассионарности.
Несомненно, что подавляющее число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом либо личного, либо видового самосохранения. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства.
Пассионарность, наоборот, заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном пренебрежении ради честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или как инстинкт с обратным знаком.
Люди разделяются по степени пассионарности на 3 основных типа: пассионариев, у которых импульс пассионарности больше импульса инстинкта, гармоничных людей, у которых импульс инстинкта равен импульсу пассионарности, и субпассионариев, у которых пассионарность меньше, чем импульс инстинкта.
1.3. Заразительность пассионарности.
Пассионарность имеет еще одно качество, которое чрезвычайно важно: она заразительна. Пассионарий в толпе кричит «Ура!» и рвется вперед, своим примером подавляя инстинкт в малопассионарных окружающих. Это качество называется пассионарной индукцией по аналогии с электромагнитной индукцией. Поэтому Гумилев вводит понятие пассионарного поля. По определению, пассионарное поле - поле, обусловленное наличием биохимической энергии - пассионарности. Это некорректно. Во первых, пассионарность - не энергия. Во вторых, биохимическая энергия - мера электромагнитного поля людей. Деление электромагнитного поля на пассионарное и непассионарное по признаку расходуется ли энергия на пассионарные цели или нет очень условно. В третьих, пассионарная индукция - аналогия, а поле - настоящее, и это вносит путаницу. Итак, в этой работе не будет использоваться понятие пассионарного поля.
1.4. Этносы и их развитие. Кривая этногенеза.
Объясним значение термина "этнос" с точки зрения теории Гумилева.
1. Этнос - система, имеющая начало и конец во времени.
2. Универсальный критерий отличия этносов между собой один - стереотип поведения - особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы.
3. Не существует людей, не принадлежащих ни к какому этносу. Человек может быть частью разных систем и иметь стереотип поведения, созданный наложением этнических традиций. По этому поводу Гумилев непоследовательно утверждает, что каждый человек принадлежит только одному этносу, и в этом с ним нельзя согласиться.
4.Системными связями в этносе служат ощущения "своего" и "чужого", а не сознательные отношения, как в обществе. Этого противопоставления достаточно, чтобы системы не пересекались между собой. Поэтому этнос не социальная форма человеческого общежития и должен быть отнесен к категории природных коллективов (естественно сложившихся общностей) и изучаться как природный феномен методами естественных наук.
5. Системные связи в этносе, а вместе с ними и единство этноса поддерживается биохимической энергией живого вещества биосферы, расход этой энергии на поддержание связей определяется пассионарностью.
Гумилев вводит понятие этнического поля. По определению, этническое поле - возникающее на основе пассионарного поля поле поведения и ценностей членов этнической системы.
Это определение тоже некорректно. Этот объект не имеет ничего общего с полем, так что его лучше назвать общностью. И возникает эта общность не на основе пассионарного поля, а на основе явления пассионарности.
6.Статистически в этносе преобладают гармоничные особи; доли пассионариев и субпассионариев в процентном отношении незначительны, но изменение их количеств определяет состояние этноса как закрытой системы дискретного типа.
Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных условиях, в разное время и в разных точках земной поверхности, тем не менее, путем эмпирических обобщений удалось установить кривую этногенеза (рис.1.). Это инерционная, возникающая время от времени вследствие "толчков" кривая.
Можно ввести функцию состояния этнической системы - пассионарное напряжение (доля пассионариев в этносе), отложенное по оси ординат в 3 шкалах, которое сопоставимо однозначно с частотой событий этнической истории (разрывом системных связей в этносе). Сплошная линия показывает изменение количества этих событий в единицу времени. Также напряжение сопоставимо с числом подсистем в этносе (субэтносов), которое на графике обозначается индексами n, n+1, n+3 и т.д., где n - количество субэтносов в начальный момент развития этноса. Эти величины сопоставимы т.к. пассионарии, стремясь достигнуть своих целей, объединяются для этого в обособленные коллективы и рвут системные связи. Пассионарное напряжение и направление его изменения определяют фазу этногенеза. Этнос в своем развитии проходит 5 фаз: подъем, акматическая, надлом, инерционная, обскурация, реликт. По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления этноса.
7.Каждая фаза этногенеза характеризуется отличным от других фаз императивом поведения - принципом отношения этноса к человеку. Этот императив - наиболее удобное поведение для этноса в данной ситуации, т.е. при данных уровне пассионарного напряжения и направлении его изменения.