Cредняя школа в последние десятилетия Российской империи
Успехи пореформенного развития среднего образования были несомненны. Если в 1856 г. насчитывалось всего 78 гимназий и реальных училищ, то к концу века – более 300, а к началу Первой мировой войны – около 700. Теперь средние школы открывались не только в губернских, но и уездных центрах. Школы располагались в специально выстроенных зданиях, украшавших города своей архитектурой. Дети занимались в просторных классных комнатах и кабинетах- лабораториях.
Однако в начале ХХ в. российское общество в целом отрицательно относилось к казенной школе. Учащиеся и их семьи были недовольны засильем классицизма и казарменной дисциплиной в гимназиях, тем, что для выпускников реальных и специальных училищ были недоступны университеты, а у женщин отсутствовала возможность получить университетское образование.
О неблагополучии в средней школе свидетельствовало ученическое движение, возникшее на рубеже ХIХ – ХХ вв. Создавались нелегальные организации учащихся. Только в 1895 – 1904 гг. существовало почти 150 союзов учащихся в 98 городах. Часть из них занималась просветительством (например, петербургский Северный союз учащихся средних школ). Учащиеся того времени требовали ввести «свободную школу» (т.е. ликвидировать ограниченный доступ в средние и высшие учебные заведения); изменить программы; отменить внешкольный надзор, обыски, унизительные наказания; разрешить кружки, ученическое самоуправление.
Правительство также беспокоили проблемы образования. Власти не могли игнорировать требования общественности и вынужденно шли на отдельные и порой временные уступки.
Последняя серьезная попытка реформировать среднее образование в императорской России была предпринята по инициативе министра просвещения графа Павла Николаевича Игнатьева в 1915-1916 гг. По замыслу авторов проекта средняя школа должна была состоять из двух ступеней – с трехлетним и четырехлетним сроками обучения. При этом для первой (базовой) ступени согласовывались курсы первых трех классов гимназий, высших начальных училищ (в городах) и четырехклассных народных школ (в сельской местности). Это означало, что окончивший первую ступень любой школы или училища мог без экзаменов продолжить заниматься в гимназии на второй ступени. В перечень дисциплин, преподаваемых на базовой ступени, входили закон Божий, русский язык, математика, история, география, естествоведение, гимнастика, танцы, ручной труд, пение и рисование.
На второй ступени (четвертый – седьмой классы гимназии) учитывались индивидуальные интересы учащихся: устанавливались три отделения – новогуманитарное, гуманитарно-классическое и реальное. В каждом из них углубленно изучали соответствующие профилю предметы: на новогуманитарном – русский и иностранные языки, историю; на гуманитарно-классическом – древние языки; на реальном – физику, математику или естествоведение.
Впервые целью среднего образования становилось гармоничное развитие всех способностей человека, чтобы молодые люди приобрели необходимые «сведения и навыки для дальнейшей практической и научной деятельности». Другой важной целью школы провозглашалось воспитание «здорового патриотизма», сознательной любви к родине и желания служить на ее благо. Для этого нужно было расширить курсы русской словесности, отечественной истории и географии, краеведения.
Однако консервативно настроенный «педагогический персонал» вкупе с консерваторами из числа депутатов Государственной думы графа Игнатьева резко критиковали. Шквал нападок заставил правительство отклонить этот проект.
Тем не менее, уровень грамотности населения России оставался одним из самых низких в Европе. Средний уровень грамотности составлял 21,1 %. Грамотное население сосредоточилось в крупных городах.