Правоотношение может измениться или быть прекращено в связи с появлением новых юридических фактов: например, подписка о невыезде может быть изменена в случае попытки обвиняемого скрыться.
5.
Включение в систему уголовно-процессуальных отношений всех процессуальных действий предполагает деятельность как государственных органов и должностных лиц, ведущих судопроизводство (суда, судьи, следователя, дознавателя, прокурора), так и всех иных участников уголовного процесса, наделенных субъективными правами и обязанностями, вступающих в различного рода правоотношения (обвиняемый, потерпевший, подозреваемый, гражданский ответчик, гражданский истец, защитник, представитель и др.). Для констатации наличия уголовно-процессуального отношения необходимо участие в нем представителя власти. В определении пределов должного и возможного поведения участников уголовно-процессуальных отношений проявляется, в частности, регулятивная функция уголовно-процессуального права. Определяя перечень субъектов уголовного процесса, устанавливая круг их процессуальных прав и обязанностей, условия допустимости вступления некоторых из них в уголовно-процессуальные правоотношения, законодатель тем самым формирует субъектный состав уголовно-процессуальных правоотношений.
6.
На различных этапах уголовного судопроизводства круг субъектов уголовно-процессуальных отношений не совпадает. Субъекты уголовно-процессуальных отношений различаются по своей роли в уголовном судопроизводстве, что предопределяет несовпадение в объеме их прав и обязанностей в различных стадиях уголовного судопроизводства. Многосубъектность в уголовно-процессуальных правоотношениях имеет место при проведении таких следственных действий, как осмотр, обыск, следственный эксперимент, в процессе судебного разбирательства. В возникающих при этом процессуальных правоотношениях один из участников всегда является представителем власти, ведущим производство по делу. УПК РФ указывает права и обязанности этих должностных лиц: следователь обязан возбудить уголовное дело при наличии для этого оснований, привлечь виновного в качестве обвиняемого, произвести необходимые следственные действия, прекратить уголовное дело и т.п. Действия всех субъектов этих правоотношений всегда связаны между собой, как взаимосвязаны и процессуальные отношения, в которые они вступают.
В теории уголовного процесса с учетом необходимости регламентации многосубъектности уголовно-процессуальных правоотношений предлагается следующая группировка субъектов этих отношений :
1) представители судебной власти (суд, судьи, заседатели);
2) органы уголовного преследования (дознаватель, орган дознания, следователь, прокурор);
3) субъекты, имеющие самостоятельный процессуальный интерес в уголовном деле (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик);
4) защитники и представители;
5) субъекты - носители доказательственной информации (эксперты, свидетели);
6) лица, выполняющие вспомогательные функции (переводчики, специалисты, понятые, секретарь судебного заседания).
Неразрывность связи уголовно-процессуального и уголовного права предопределяется тем, что уголовный процесс есть средство реализации материального уголовного права, на котором он основывается и которым детерминируется. Уголовным законодательством устанавливаются основания и принципы уголовной ответственности, определяется, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, какие виды наказания и иные меры уголовно-правового характера могут быть применены к лицам, виновным в совершении преступлений (ч. 2 ст. 2 УК РФ). Уголовное право не только определяет общее понятие преступления, но формулирует степень общественной опасности и признаки каждого отдельного преступления, устанавливает пределы власти государства в отношении наказания виновного. Нормы уголовного закона предусматривают состав юридических фактов, с наличием которых связано возникновение уголовного правоотношения, а также содержание, рамки, объект уголовного правоотношения, которые находят свое отражение в уголовной ответственности. Реализация уголовной ответственности требует использования уголовно-процессуальных средств в форме процессуальных правоотношений для установления субъекта этих отношений и всех иных элементов уголовного правоотношения.
Возникает также вопрос о временном соответствии уголовно-процессуальных и уголовно-правовых правоотношений. Общеизвестно, что возникновение уголовно-правовых отношений связывается с моментом совершения лицом преступления. Именно после этого юридического факта у государства появляется право применения требования об уголовной ответственности виновного и потребность в ее реализации уголовно-процессуальными средствами.
Служебная роль уголовно-процессуальных правоотношений в применении норм уголовного права становится очевидной при сопоставлении института основания уголовной ответственности в уголовном праве (ст. 8 УК РФ) и обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по каждому уголовному делу, в уголовном процессе (ст. 73 УПК РФ).
ВЫВОДЫ
Содержание уголовно-процессуальных отношений в процессе производства по уголовному делу может претерпеть определенные изменения в связи с трансформацией объема сведений о характере уголовно-правовых отношений, приводящей к изменению обвинения. Последнее обстоятельство может, в свою очередь, повлиять на объем правомочий и обязанностей сторон (изменение подследственности или подсудности дела, избрание меры пресечения и т.п.).
Преобразование объема и характера уголовно-процессуальных отношений связано с продвижением дела по мере его прохождения в ходе уголовного судопроизводства: они неоднозначны при решении вопросов о возбуждении уголовного дела, привлечении лица в качестве обвиняемого, об утверждении обвинительного заключения на досудебных этапах уголовного процесса, а после направления дела в суд - в стадии назначения дела к слушанию, в результате постановления приговора, при рассмотрении дела в апелляционной и кассационной инстанциях.
Таким образом, по мере прохождения различных стадий уголовного судопроизводства содержание уголовно-процессуальных правоотношений может быть изменено или они будут прекращены в связи с исчерпанием своего предназначения вступившим в законную силу приговором суда. При этом возможно неоднократное прекращение и возобновление уголовно-процессуальных отношений при наличии неизменных уголовно-правовых отношений по одному конкретному делу.
Однако связь уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений не может носить автоматический характер. Известная самостоятельность и автономность уголовно-процессуальных отношений отмечается и в тех случаях, когда наличие уголовно-правовых отношений не влечет за собой возникновение процессуальных отношений в силу недостатков в работе правоохранительных органов или нарушений законности (например, необоснованные отказ в возбуждении или прекращение уголовного дела).
Литература
[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ No. 1327/96 от 09.07.1996]
Спор по правоотношениям сторон, не вытекающим из предпринимательской или экономической деятельности и регулируемым уголовно - процессуальным законодательством, неподведомствен арбитражному суду.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 27.03.2000 N А56-30718/99
Истец оспаривает постановление, принятое следователем в порядке осуществления в рамках уголовного дела процессуальной деятельности, регулируемой нормами уголовно-процессуального права, не предусматривающего возможности обжалования действий следователя в арбитражный суд. Характер правоотношений, на основании которых предъявлен иск, свидетельствуют о неподведомственности данного спора арбитражному суду, поэтому производство по делу прекращено.
"ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА КАК СУБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН" (И.В. Велиев) ("Современное право", 2006, N 2)