СПбГАСУ 1997г писал я его сам, так что без подвоха пользуйтесь на здоровье. Сергей Хорев horev@peterlink.ru
Напишите что вы получили за него.
Промышленная революция в России.
Введение.
В утверждении капитализма в России важнейшее значение имела промышленная революция, которая вызвала коренной переворот производительных сил. Этот исторический процесс утвердил фабрично-машинную систему капиталистического производства с гигантским обобществлением труда рабочего класса, который стал в ходе классовой борьбы ведущей социальной силой и главным фактором революционно-освободительного движения в стране.
Этот радикальный переворот в развитии производительных сил начался с внедрением рабочих машин и паровой энергетики сначала в отраслях легкой промышленности, захватив затем все основные сферы материального производства — тяжелую промышленность, транспорт и в последнюю очередь сельское хозяйство. Причем машинизация проходила в различных формах: как путем замещения традиционных ремесленных или мануфактурных производств, так и в ходе создания принципиально новых отраслей капиталистической индустрии. Заключительная фаза промышленной революции — начало регулярного производства «машин машинами», обусловив доминирующий рост производства средств производства, завершала перевод капиталистической экономики на индустриальную основу. В результате промышленной революции была создана адекватная капиталистическому строю материально-техническая базаКлассики марксизма придавали большое значение промышленной революции в России.
К.Маркс рассматривал первые два десятилетия после падения крепостничества в России как переломную эпоху, когда в стране все более полно и необратимо проявилась тенденция «стать капиталистической нацией по образцу наций Западной Европы». Широкий комплекс материалов, используемый Марксом, позволил ему сделать вывод, что Россия, используя опыт капиталистического Запада, сократила «долгий инкубационный период развития машинного производства», способствуя введению машин, пароходов, железных дорог, и «весь механизм обмена (банки, акционерные общества и пр.), выработка которого потребовала на Западе целых веков» . Быстрое преодоление барьера восприятия современного фабрично-машинного производства экономикой пореформенной России Маркс связывал также и с активной ролью государства, которое «оказало свое содействие ускоренному развитию технических и экономических средств, наиболее способных облегчить и ускорить эксплуатацию земледельца, т. е. наиболее мощной производительной силы России, и обогатить “новые столпы общества"».
Создание железных дорог явилось мощным толчком к разрушению докапиталистических форм производства, форсировало рост крупной капиталистической промышленности и «ускорило социальное и политическое размежевание».
В литературе не решен вопрос и о времени завершения промышленной революции в пореформенной России. Здесь противопоставляются обычно две даты рубеж 70—80-х годов и середина 90-х годов XIX в. Основным аргументом сторонников ускоренного завершения промышленного переворота является определение удельного веса фабричного производства продукции шести ведущих отраслей обрабатывающей промышленности (преимущественно легкой и пищевой), где главным критерием служит превышение свыше 50 % общего ее объема. Основным источником этих подсчетов является статистика «Указателя фабрик и заводов Европейской России», составленного П. А. Орловым, за 1879 г.
Часть 1
ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ДОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ
Промышленная революция началась в буржуазной Англии в последней трети XVIII в. и приняла в первой половине XIX в. всеобъемлющий характер, захватив повсеместно капиталистические страны Европы и Америки. Стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии всемерно способствовал утверждению капитализма как господствующей мировой системы хозяйства.
В этот исторический период в недрах феодально-крепостнической России усиливается вызревание новых, капиталистических отношений, под давлением которых рушились старые, отживающие формы хозяйства. 'Этот прогрессирующий процесс имел глубокие причины: рост общественного разделения труда и внутреннего рынка, широкое распространение крестьянских неземледельческих промыслов, усилившееся первоначальное накопление капитала, развитие капиталистической мануфактуры, рост торгово-промыш- ленных городов и селений, укрепление международных торговых отношений.
В первой половине XIX в. процесс разложения феодализма и развития капиталистического уклада в России носил крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических условий огромной по территориальным масштабам страны и тормозящим влиянием господствующего класса помещиков-крепостников во главе с царским самодержавием. Прогресс капитализма наиболее ярко проявлялся в области промышленности, где капиталистическая мануфактура становилась главной формой производства. В передовых отраслях промышленности созревали объективные условия для появления первых капиталистических фабрик, эксплуатирующих наемный труд.
Вторая четверть XIX в. вошла в историю России как период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, завершающий этап складывания предпосылок промышленной революции.
1.1 Складывание предпосылок машинного производства.
Важнейшим фактором расширения и развития внутреннего рынка в дореформенной России стало прогрессирующее общественное разделение труда, которое выражалось во все большем отделении промышленности от земледелия, в четком размежевании промышленных и земледельческих районов, в широкой порайонной производственной специализации, росте промышленных городов, в усиливающейся диверсификации промышленного производства, возрастающей мобильности населения.
Развитие общественного разделения труда ярко выражалось в росте территориального разделения труда, в углублении межрайонной специализации в сферах промышленности и сельского хозяйства, что имело следствием повышение производительности труда, а в конечном счете увеличение товарности всех ведущих отраслей народного хозяйства России, и как результат этого процесса — рост товарной массы, увеличение объема внутреннего всероссийского рынка. В свою очередь, складывание единого внутреннего рынка способствовало успешной мобилизации материальных и природных ресурсов страны для повышения ее экономического потенциала, усиливало углубление общественного разделения труда, стимулировало развитие капиталистических отношений.
Прогрессирующий процесс отделения промышленности от земледелия отчетливо проявлялся и в самой дореформенной деревне. Мелкие крестьянские промыслы, выраставшие из ремесла, достигали значительного распространения. В ходе генезиса капитализма на рост крестьянских неземледельческих промыслов особенно большое воздействие оказала денежная оброчная система в конце XVIII в. в крепостной и казенной деревне, ставшая мощным фактором их дальнейшего развития.
Прогрессирующее общественное разделение труда, рост общероссийского рынка разлагающе действовали на феодально-крепостническое хозяйство, разрушая постепенно его территориальную обособленность и связывая его узами товарно-денежных отношений. С ростом городов и промышленных селений увеличивался спрос городского и промышленного населения на продукцию сельского хозяйства.
Развитие товарного производства все более втягивало дореформенную Россию в систему мирового капиталистического рынка. Внешняя торговля стала приобретать новое содержание и значение для экономики страны. Помещичий хлеб стал составлять основную статью российского экспорта. К середине XIX в. Россия становится одним из главных поставщиков хлеба на европейском рынке. Особенно быстро стал расти хлебный экспорт из России после отмены в 1846 г. хлебных законов в Англии, ограничивающих ввоз хлеба на английский рынок.
Главным источником повышения доходности помещичьего хозяйства было все более безграничное увеличение феодальной эксплуатации крестьянства. Помещики черноземных губерний стали усиленно расширять барщину при увеличении барской и сокращении крестьянской запашки.
Многочисленные формы усиления феодально-крепостнической эксплуатации, идущей параллельно с сокращением земельных наделов крестьян вплоть до принудительного обезземеливания, вели к массовому разорению крестьянства. Повышение товарности помещичьих хозяйств шло не за счет прогрессивного развития производительных сил, не за счет улучшения техники и производительности труда, а путем подрыва основы феодальной экономики — мелкого крестьянского хозяйства. Повышая феодальную эксплуатацию и урезая земельные наделы до минимума, помещик способствовал отрыву мелких производителей от средств производства, превращая их фактически в экспроприированное крестьянство. В этом смысле процесс массового разорения крестьянского хозяйства помещиками в предреформенный период носил явные черты первоначального накопления капитала, где «экспроприация земли у
сельскохозяйственного производителя, крестьянина, составляет основу всего процесса» ^ Бесспорно, что процесс первоначального накопления в дореформенной России носил далеко не классическую форму, как в Англии, где имело место полное обезземеливание крестьянства. Но в данном случае это был начальный этап процесса первоначального накопления, характерный для ряда стран Западной Европы.
Развитие капитализма в предреформенной России, разрушая патриархально-натуральный уклад крепостнической деревни, предъявляло большой спрос на рабочие руки. В этих условиях частичное лишение крестьянства средств производства, малоземелье и рост относительной перенаселенности деревни вызывали интенсивный рост промыслового отхода, получивший наибольшее развитие в центрально-промышленных губерниях России. По обобщающим подсчетам В. А. Федорова, в конце 50-х годов XIX века только из семи губерний промышленного Центра на заработки уходило 887 тысяч человек, что составляло 26,5 % мужского населения деревень, при этом наивысший процент отходников был в Московской и Тверской губерниях — до 43 % работников-мужчин, во Владимирской, Костромской и Ярославской — 30—36 % Из Вышневолоцкого и Кашинского уездов Тверской губернии, а также, из Рыбинского уезда Ярославской губернии на заработки уходило почти все взрослое мужское население .