Смекни!
smekni.com

Уголовное наказание (стр. 6 из 9)

Также в качестве цели уголовного наказания предполагается предупреждение совершения преступлений. Буквальное толкование текста ч. 2 ст. 43 УК РФ свидетельствует о том, что законодатель не сделал разграничения на уровне закона на специальное и общее предупреждение. Однако представляется, что их наличие подразумевалось изначально[33].


2.2 Цель специального предупреждения преступлений

Специальное предупреждение преступлений выражается в лишении или ограничении осужденного путем применения к нему уголовного наказания возможности совершить новое преступление, а также в удержании осужденного от совершения нового преступления под страхом применения нового уголовного наказания[34].

При применении лишения свободы специальное предупреждение выступает в виде лишения осужденного фактической возможности совершать преступления почти всех категорий, что обеспечивается внешней изоляцией, охраной и постоянным надзором за поведением осужденных в местах лишения свободы[35].

Для лишения возможности совершения нового преступления характерно создание внешних по отношению к осужденному условий, которые затрудняют или не позволяют ем совершать преступления, а для предупреждения преступлений путем устрашения свойственно создание особого состояния психики осужденного, которое удерживает его от преступления. Это особое состояние называют страхом перед наказанием [36].

Ограничение возможности совершения новых преступлений достигается не только карательно-воспитательными мерами, но и за счет других ограничений, не носящих карательного характера и не являющихся чисто воспитательными. В литературе высказано предложение считать их «специальными предупредительными мерами», преследующими исключительно задачи непосредственно профилактического характера. «По содержанию специальные предупредительные меры являются ограничениями социальных возможностей осужденных и освобожденных от наказания лиц, используя которые, они могут совершать новые преступления; специальные предупредительные меры не имеют карательного характера, не предназначены для причинения страданий и не должны устрашать; эти меры имеют своей непосредственной целью ограничение или лишение возможности совершать новые преступления»[37].

Меры по специальной превенции, вытекающие из наказания, действуют и после его отбытия. В первую очередь это наличие судимости, которая, в зависимости от срока отбытого наказания, может выступать в качестве сдерживающего начала. На достижение цели специального предупреждения направлен и административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Оба этих момента, на наш взгляд, наглядно подтверждают, что достижение превентивной цели не ограничивается сроком наказания.

В целом, при ограничении возможности совершения нового преступления цель может считаться достигнутой, если осужденный не совершил нового преступления до момента окончания срока наказания, так в этот момент прекращаются все ограничения, которые служили барьером для совершения преступления.

Иная ситуация с достижением цели при устрашающем действии уголовного наказания. Многие авторы считают, что цель будет достигнута, если преступник не совершит преступного деяния до момента окончания судимости, то есть рецидив[38]. Также критерием эффективности предупредительного воздействия наказания, как указывал Г. А. Злобин, «служит движение рецидивной преступности, изучаемое по отдельным видам наказания, с учетом наиболее существенных изменений и событий, происшедших в общественной жизни в течение срока, охватываемого изучением, а также с учетом всех изменений в уголовном законодательстве»[39].

Касаясь существа цели, надо отметить, что механизм ее достижения заключается в карательном содержании наказания и испытании его осужденным. Если же впоследствии осужденного удерживает от совершения преступления опыт пережитого наказания, то это свидетельствует о частном или специальном предупреждении. Не имеет значения, что могло больше сказаться: устрашение, страдание, испытание кары, осознание своей вины, перестройка установок или же исправление в подлинном смысле.

Некоторые ученые отождествляют специальную превенцию и исправление осужденного, находя между ними не просто сходные черты, но тождество[40].

На наш взгляд, частное предупреждение не следует отождествлять с исправлением преступника. Это при исправлении преступника основная задача заключается в том, чтобы он впредь не совершал преступлений, а при частном предупреждении главным является показать преступнику, что за его антиобщественное, противоправное поведение он в обязательном порядке будет наказан[41].

2.3 Цель общего предупреждения преступлений

Цель общего предупреждения преступлений предполагает удержание неустойчивых граждан от совершения ими преступления, он, как и специальное, обеспечивается устрашающим воздействием уголовного наказания. Главное отличие общей превенции от специальной – направленность на широкий, неопределенный круг лиц, а не конкретного осужденного.

Общее предупреждение осуществляется уже с момента опубликования закона. Считается, что угроза уголовного наказания, содержащаяся в законе, оказывает предупредительное воздействие на неустойчивых граждан и в то же время воспитывает всех членов общества в духе непримиримости к преступным посягательствам. А конкретные факты наказания преступников, становясь достоянием общественности, с еще большей убедительностью ориентируют население на соблюдение закона.

Общепредупредительное значение наказания не сводится к карательной угрозе, а предполагает моральное, нравственное воздействие. Как справедливо отмечает норвежский криминалист И. Анденес, воздействие наказания "включает в себя не только мотивирующее воздействие страха перед наказанием, но также и моральное (или воспитательное) и формирующее привычку воздействие уголовного права"[42].

Существует два понимания цели общего предупреждения преступлений – в широком и узком смысле.

В широком смысле общая превенция включает в себя воздействие уголовного наказания на всех граждан государства[43]. Применение наказания к конкретным лицам, совершившим преступление, предупреждает всех, каковы последствия нарушения уголовно-правового запрета. В то же время общее предупреждение несет воспитательную функцию, внедряя в сознание членов общества недопустимость нарушения уголовных законов и убежденность в неотвратимости уголовной ответственности и наказания в случае совершения преступления[44]. Однако следует знать, что преобладающая часть членов общества не совершают преступления не потому, что определенное лицо (или лица) понесло уголовное наказание за конкретное преступление, а вследствие того, что преступление противоречит их мировоззрению, убеждениям, принципам и т.п. Оно неприемлемо для них как явление, несовместимое с их отношением к жизни, к благам и ценностям общества, других людей и т.п. Это означает, что расширительное толкование цели общего предупреждения преступлениянедопустимо.

Узкое понимание подразумевает общепринятое действие наказания только в отношении лиц с антиобщественной установкой, готовых в принципе к совершению преступных деяний. Так Марцев пишет, что «объективно общее предупреждение оказывает воздействие на всех граждан, подлежащих уголовной ответственности по законам, а субъективно – на лиц с антиобщественной направленностью»[45]. Сдерживающее начало в общем предупреждении обусловливается представлением таких лиц о нежелательных последствиях преступления, которые состоят в том, что за каждое преступное деяние установлена уголовная ответственность; степень строгости (наказания) определяется степенью тяжести преступления; ответственность в случае совершения преступления реальна и неотвратима[46].

Применительно к общему предупреждению существенное значение имеет фактор устрашения. Категории лиц, которым адресован этот фактор, различны:

1) первую категорию составляют люди, для которых устрашение не имеет мотивирующего значения, так как они не совершают преступлений в силу сознательности или других обстоятельств, вообще не связанных с уголовным запретом;

2) вторую категорию составляют лица, для которых устрашение не имеет мотивирующего значения, так как они совершают преступления, несмотря на угрозу неблагоприятных уголовно-правовых последствий;

3) третью категорию составляют лица, для которых устрашение имеет мотивирующее значение, так как они не совершают преступления из страха перед неблагоприятными уголовно-правовыми последствиями. Они-то и представляют главный объект превенции[47].

Известно, что устрашающий эффект наказания зависит от тех лишений, которым подвергается наказываемый. Однако дело не только в самих лишениях, но также в том, как эти лишения воспринимаются.

Степень кары и, следовательно, устрашающий эффект наказания различаются в зависимости от того, в каких условиях живут люди.