Конечно, для деспотизма нужен деспот. Вопрос в том, почему проявляется деспотизм, который приводит этого деспота к власти, и почему народ, или, по крайней мере, его большинство, преклоняется перед деспотом? Не один диктатор повинен в самых страшных преступлениях ХХ века, а прежде всего Система, идеология, основанная на ленинских постулатах. Сталин и партия были “рулевыми” этой системы. Но тогда этого никто понять не мог. ) Хотяб были очень немногие, кто винил во всем Систему. Так, например, интерестно почитать мысли Александра Солженицына на эту тему. Он вовсе не разделял восторгов многих людей и считал, что конец сталинских злодеяний должен был выглядеть совсем не так. Не должны были разгрузочные комиссии, приезжавшие в лагеря и отстранявшие лагерное руководство выписывать ордера на освобождение “с такой легкостью и безответственностью, будто это были ордера на арест”.[7] Нельзя было втихаря отпускать на волю всех, кто признавал свою вину. Надо было этой комиссии встать перед строем и повиниться в том, что они являлись соучастниками убийств Сталина. Приходится признать, что Хрущев, осудив чудовищные крайности сталинского режима, в своем докладе на ХХ съезде партии все еще оставался в плену многих сталинских представлений о социализме.
Хрущев и умрет в неведении: он никогда не мог бы согласиться с тем, что, защищая Ленина, он “сохраняет” и Сталина, ведь большинство обвинений “било” в личные качества Сталина, а отнюдь не в принадлежность его действующей системе.
В большинстве своем люди еще не в состоянии были оценить того, что сделали благодаря Хрущеву крупный шаг к свободе. Наверное, это было ясно тем немногим, которые привыкли жить по своим устоям и шли против партии. А вообще советские люди никогда не обладали свободой, поэтому не могли в полной мере оценить ее значимость. Им все равно нужен был кумир: вроде бы отказавшись от Сталина, они еще более уверовали в Ленина.
Сталинизм получил пробоину, но держался на плаву, ибо ленинизм казался непотопляемым...
Список литературы.
1. Аджубей А.И. Те 10 лет. Воспоминания о Хрущеве. М., 1989.
2. Аксютин Ю.В. Н.С.Хрущев: “Мы должны сказать правду о культе личности” //
Труд 1988. 13 ноября.
3. Никита Сергеевич Хрущев материалы к биографии. Сост. Ю.В. Аксютин М., 1989.
4. Бовин А. Иного не дано. М., 1988.
5. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники. М.,1990.
6. Бурлацкий Ф.М. Хрущев. Штрихи к политическому портрету // Новый мир 1988.
№10.
7. Волкогонов Д.А. Семь вождей . T.1., М., 1995.
8. Волкогонов Д.А. Секретный доклад о Сталине // Новое время 1989. №16.
C.26-29.
9. Искендеров А.А. Мемуары Н.С.Хрущева как исторический источник // Вопросы
истории 1995. №5-6. C.95-100.
10. Козюренко Ю. Начало либерализации // Независимая газета 1996. 23 февраля.
C. 5.
11. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ Т.3., М., 1991.
12. Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях // Известия ЦК КПСС 1989.
№3. С.128-170.
[1] Дружба народов 1989 №7 с.124
[2] Д.А. Волкогонов “Семь вождей” т.1 с.369
[3] “Новое Время “ 1989 №16 с.27
[4] Ф.М. Бурлацкий “Вожди и советники” с.83
[5] Бурлацкий Ф. Вожди и советникию С.82
[6] Ф.М. Бурлацкий Вожди и советники с.76.
[7] Солженицын А.И. Малое собрание сочинений . Т.7. С.454.