Вхождение в начале XIX в. в состав России Закавказья неизбежно поставило вопрос о присоединении всего Северного Кавказа. Ряд областей (например, Кабарда, Осетия) еще раньше добровольно вошли в состав России. Стремление царизма распространить свое влияние на остальные территории Кавказа встретило упорное сопротивление народов Дагестана, Чечни, Адыгеи, В 1817 г. началась длившаяся многие годы Кавказская война, стоившая царизму многих сил и жертв и завершившаяся лишь к середине б0-х гг. Х1Х-В.
В начале XIX в. на Северном Кавказе проживало около 1,5 млн. человек, представленных свыше 100 народностями и языковыми группами. Народы этого обширного региона находились на самых различных стадиях социально-экономического и общественного развития первобытнообщинного строя до начавших складываться феодальных отношений. В целом для этого региона было характерно сосуществование длительное время феодальных и дофеодальных форм собственности, живучесть патриархально-общинных традиций.
В 1817—1819 гг. царское правительство построило укрепленную линию — крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и др.— и приступило к планомерному наступлению на горные районы Кавказа. Местное население сгонялось на возведение крепостей и укрепленных пунктов, строительство дорог и мостов, облагалось разного рода денежными и натуральными повинностями.
Недовольством населения произволом царских властей воспользовались местные феодалы и мусульманское духовенство. Начавшееся в 20-х гг. XIX в. движение горцев Кавказа носило сложный характер: освободительная борьба крестьянства здесь соединялась со стремлением ставших во главе движения местных феодалов и духовенства к укреплению своей власти и влияния среди горских народов.
Большую роль в движении играл мюридизм, получивший широкое распространение среди мусульманского населения Северного Кавказа в конце 20-х гг. XIX в. Мюрид—это мусульманин, посвятивший себя духовному совершенствованию во имя «сближения с аллахом». Он обязан не только строго выполнять правила Корана, но и вести аскетический образ жизни. «Равенство перед аллахом» мюридов воспринималось горским крестьянством как социальное равенство, как возвращение к патриархальной демократии. Идеологи мюридизма провозглашали, что правоверный мусульманин не может быть подданным иноверного монарха. Мусульманское духовенство ставило целью оттеснить светских феодалов и занять первенствующую роль в горском обществе, создав на Кавказе мусульманское теократическое государство по образцу средневековых арабских халифатов. Таким образом, не мюридизм породил национально-освободительную борьбу народов Кавказа: он стал крупным политическим фактором лишь постольку, поскольку ему удавалось овладеть этим движением и сделаться его знаменем. Необходимо отметить, что движение мюридизма охватило далеко не весь Северный Кавказ, а лишь Чечню и Дагестан.
Первым имамом (вождем движения) стал в 1828 г. мулла Гази-Магомед, который одержал ряд побед над царскими войсками. После его гибели в бою в 1832 г. вторым имамом был провозглашен Гамзат-Бек, завершивший покорение аварские ханов, но павший в 1834 г. жертвой кровной мести. Третьим по счету имамом был провозглашен в 1834 г. Шамиль. Талантливый военачальник, волевой и жестокий, он создал достаточно сильное теократическое государство (имамат) с дисциплинированной армией численностью до 20 тыс. человек. Он разделил имамат на округа во главе со своими наместниками (наибами), заменил обычное право (адат) шариатом — сводом мусульманских правил, основанных на Коране. Шамилю удалось объединить широкие массы горцев, осуществить ряд успешных военных операций против русских войск. В 1848г. его власть была объявлена наследственной. Это было время наибольших успехов Шамиля. Но в конце 40-х—начале 50-х гг. горское население, недовольное жестокими феодально-теократическими порядками в имамате Шамиля, стало постепенно отходить от движения, и Шамиль начал терпеть неудачи. Под натиском войск Шамиль отступил в Южный Дагестан. 1апреля 1859 г. войска генерала Евдокимова взяли «столицу» Шамиля—аул Ведено—и разрушили ее. Шамиль с 400 мюридами укрылся в ауле Гуниб, где 26 августа 1859 г. после долгого и упорного сопротивления сдался ж? плен. Пленный Шамиль был поселен вместе с семьей в Калуге,
После пленения Шамиля военные действия русских войск продолжались ещё несколько лет в районе Северо-Западного Кавказа. Хотя царизм преследовал захватнические цели, вхождение Кавказа в состав России носило объективно-прогрессивный характер. Был положен конец разорительным набегам со стороны: соседних государств — Османской империи и Ирана, прекращена межплеменная рознь и работорговля. Вхождение Кавказа в состав России способствовало социально-экономическому и культурному развитию его народов, втягивало эти народы в общую с русским народом борьбу против царизма.
В первой половине XIX в. завершился процесс добровольного вхождения Казахстана в состав Российской империи и было положено начало присоединению Средней Азии. [7, c.523-527]
Многочисленные племенные объединения казахского народа в то время составляли три «жуза». На территории Среднего и Старшего вузов сложился ряд феодальных ханств, постоянно враждовавших между собою. Основным занятием населения Казахстана было кочевое скотоводство. Между Казахстаном и Россией установились давние торговые связи: продукция скотоводства казахов обменивалась на хлеб, предметы ремесла и промышленные товары. В первой половине XIX в. на территории Казахстана продолжался процесс феодализации: местная феодальная верхушка захватывала лучшие пастбища и нещадно эксплуатировала трудовые массы кочевников.
С 30—40-х гг. XVIII в. Младший и Средний жузы, т. е. большая часть Казахстана добровольно вступили в подданство России. Старший жуз до середины XIX в. находился в зависимости то от Хивинского, то от Кокандского ханства. Население Старшего жуза жестоко страдало от тяжелых налогов и военных набегов войск кокандского и хивинского ханов. В 1801 г. 5 тыс. семей из Младшего жуза во главе с ханом Букеем получили разрешение российского правительства поселиться на территории между Уралом и Волгой, где была образована Букеевская орда (просуществовала до 1876 г., когда была включен в состав Астраханской губернии). После смерти ханов Среднего ж уза Буке (1815) и Вали (1819) ханская власть в этой части Казахстана была упразднена ив 1822 г. введена новая систем управления: территория Среднего ж уза была разделена из 8 округов, управляемых окружными приказами. В 1824г. ханская власть была ликвидирована и в Младшем жузе, который бы разделен на три округа.
На территории Средней Азии в первой половине XIX в. существовало три феодальных ханства: Кокандское, Бухарское и Xивинское. Наиболее значительным и густонаселенным было Кокандское ханство, занимавшее долину Ферганы, а также обширную территорию по течению Сырдарьи, с древними городам Ташкентом, Чимкентом, Туркестаном. В начале XIX в. в это ханстве жило 3 млн. человек, главным образом киргизов, узбеков, казахов» уйгуров. Хивинское ханство занимало территорию по среднему и нижнему течению Амударьи. Основное население его составляли узбеки, каракалпаки, туркмены, общей численностью от 1,5 до 2 млн. человек. Бухарское ханство (эмират занимал территорию по верхнему течению Амударьи—между Кокандским и Хивинским ханствами). К середине XIX в. в Бухарском ханстве насчитывалось населения от 2 до 2,5 млн. человек главным образом узбеки, таджики, туркмены. Находившиеся на территории ханства древние города Самарканд и Бухара являлись крупными торгово-ремесленными и культурными центрам Средней Азии.
Основными занятиями населения среднеазиатских народов оставались высокоразвитое поливное земледелие и скотоводство, а в городах— ремесло и торговля. Главными зерновыми культурами были пшеница, просо, люцерна. В связи с ростом спроса русских фабрик на хлопок к середине XIX в. в Средней Азии значительно расширились посевы хлопчатника.
Укрепление позиций России в Казахстане в первой половине XIX в. позволило предпринять наступление на среднеазиатские ханства. Оно диктовалось экономическими, политическими и военно-стратегическими мотивами. В связи с ростом промышленности, преимущественно текстильной. Средняя Азия приобретала все большее значение для русских фабрикантов как источник сырья и рынок сбыта промышленной продукции. Диктовалось это и необходимостью противодействия экспансии Англии в этом регионе.
Начало наступлению России на Среднюю Азию было положено походом В. А. Перовского в Хиву. 14 ноября 1839 г. отряд Перовского в числе 5 тыс. солдат и казаков с 12 орудиями и обозом из 12 тыс. верблюдов выступил из Оренбурга в направлении к Аральскому морю. За два с половиной месяца было пройдено 670 верст пути, но, потеряв в суровое зимнее время более половины отряда и почти всех верблюдов. Перовский повернул обратно. Хотя его экспедиция и кончилась неудачей, хивинский хан, напуганный возможностью новой экспедиции, отпустил всех ранее захваченных русских пленных (ради освобождения которых и была снаряжена экспедиция Перовского) и начал переговоры о заключении с Россией торгового соглашения.
Казахи Старшего жуза, страдавшие от набегов кокандского хана, тяготели к России. Эта территория Казахстана вошла в состав России в 1846—1854гг. Тем самым произошло воссоединение казахского народа, насчитывавшего к этому времени свыше 2 млн. человек. Присоединение к Российской империи Старшего жуза вызвало военный конфликт с кокандским ханом, который считал казахов этого региона своими подданными. Летом 1853 г. войска В. А. Перовского разбили армию кокандского хана при Ак-Мечети. В 1854 г. были возведены Сыр-Дарьинская и Сибирская военные линии, основан в том же году г. Верный (ныне Алма-Ата). В итоге был создан плацдарм для последующего, в 60—70-х гг. XIX в., наступления России на среднеазиатские ханства.