Смекни!
smekni.com

Цена реформ Петра I (стр. 2 из 4)

Верхи российского общества постепенно привыкали к европейскому комфорту; еще до Петра при царском дворе вошла в моду одежда западного покроя, вытеснившая старые русские модели (за образец тогда было взято не немецкое, как при Петре, а польское платье). Театр и танцы (польская мазурка) вошли в быт московской знати еще при Алексее Михайловиче.

Внешние приметы нового не были случайными наслоениями на поверхности российской общественной жизни; само внутрен­нее развитие Московского государства в XVII в. порождало тягу к переменам.

«Бунташный» XVII в., начавшийся со Смуты, не принес политического и социального мира. Решая грандиозные внешне­политические задачи (начало освоения Сибири, успешная борьба и примирение с Речью Посполитой, стремление обез­опасить южные рубежи), русское общество не смогло обеспе­чить внутреннюю стабильность. Обозначившийся на Земском соборе 1613 г. компромисс не стал прочной основой для сбалансированных взаимоотношений власти и основных со­циальных групп. Сословно-представительная монархия посте­пенно обретала черты самодержавия; абсолютистское госу­дарство, используя свою естественную роль арбитра в спорах различных общественных сил, сумело подчинить себе все эти силы. Гипертрофированное, неестественно возросшее вмеша­тельство государства в социальные отношения стало реаль­ностью еще до Петра; царь-реформатор только слегка упоря­дочил способы этого вмешательства и придал им види­мость законности.

Неорганизованный, приобретавший порой дикие формы про­тест социальных низов, и варварские карательные акции властей расшатывали самые основы общественного согласия. В принципе были возможны два выход из создавшегося положения: постепенное ослабление государственного давления на общество, развязывание частной инициативы и обеспечение элементарной сословной (а затем и личной) свободы — или насильственное подчинение всех сословий общегосу­дарственным интересам и явное забвение интересов частных. При наличии традиций деспотической государственной власти более вероятным был второй вариант. Он и лег в основу петров­ских преобразований.

Необходимость серьезных реформ явственно ощущалась многими русскими государственными деятелями предпетровского времени. Очевидно, было и то, что западный опыт может стать существенным подспорьем в деле преобразований.

Занимавший видные государственные посты при царе Алексее Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605— 1680) прославился не только своими успехами на дипломати­ческом поприще, но и смелыми по тому времени реформатор­скими проектами. Знакомый с достижениями западной об­щественной мысли политик полагал, что многое в России можно исправить «с примеру сторонних чужих земель». Будучи псковским воеводой (главой администрации), Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу. В составленных воеводой «Статьях о градском управ­лении» предусматривалась передача некоторых судебных и ад­министративных функций выборным представителям горожан. Почти революционным в то время был отказ царского чинов­ника от надзора за некоторыми сборами, которыми пополня­лась государственная казна. Впоследствии Петр I, не хуже Ордина-Нащокина знакомый с европейской практикой налого­обложения и фискальной системой, использовал сходную кон­цепцию при проведении городской реформы. Но для Петра эле­менты самоуправления горожан и их коллективной ответствен­ности за своевременные выплаты в казну были в основном фискальным средством (от лат. «fiscus» — «государственная казна»); Нащокин же, не забывая о финансовых нуждах государства, смотрел на проблему несколько шире.

Будучи сторонником протекционистских (покровительственных) мер, способствующих развитию ремесел и торговли, Ордин-Нащокин считал необходимым развязать частную ини­циативу, создать условия .для народнохозяйственного процве­тания. Этой цели были подчинены многие действия первого отечественного политэконома (так отзывался о Нащокине Клю­чевский); экономические воззрения европейски образованного вельможи отразились в составленном в 1667 г. Новоторговом уставе.

Несмотря на то что царь Алексей благоволил Ордину-Нащокину, тому не удалось осуществить многих своих замыслов (иные из них, как, например, идея замены дворянского ополчения постоянным войском, набираемым из «даточных лю­дей», предвосхищали петровские преобразования). В 1671 г. дипломат, Отличавшийся редкой для политического деятеля совестливостью, отказался, вопреки требованию царя, нарушить слово, данное во время переговоров с Польшей. На сле­дующий год А. Л. Ордин-Нащокин постригся в монахи.

Большие, хотя тоже не безграничные, возможности осу­ществить свои планы были у другого реформатора-запад­ника, у князя Василия Васильевича Голицына (1643—1714), ставшего в годы регентства царевны Софьи (1682—1689) фактическим правителем государства. Годы Софьиного прав­ления отнюдь не были временем торжества «боярской реак­ции», как утверждалось в некоторых книгах, изданных в совет­ское время. Голицыну удалось сделать немногое, но для оценки той перспективы, которую стремился открыть перед Россией фаворит царевны, следует учитывать не только сверше­ния, но и замыслы, планы, идеи.

Программа преобразований, намечавшихся Голицыным, была изложена им в беседе с польским посланцем Невиллем в 1689 г., незадолго до государственного переворота, приведшего к власти юного Петра. Свидетельства Невилля,

подкрепленные собственными признаниями князя Василия Ва­сильевича и сведениями из иных источников, позволяют со­поставить голицынскую концепцию реформ с петровской.

Если Петр ставил во главу угла укрепление государства, то Голицын придавал большее значение исправлению нравов и высвобождению хозяйственной и политической энергии 'под­данных. Важнейшим средством решения этой задачи князь счи­тал просвещение, но не ограничивался только сферой образо­вания, распространением знаний и грамотности. Смягчение за­конов, отказ от средневековых наказаний и осуществление выд­винутой еще Ординым-Нащокиным идеи государственного поощрения торговли и ремесел — таковы были важные компо­ненты голицынских планов.

Через несколько десятилетий после утверждения крепостного права и почти за два века до его отмены Голицын уже видел в крестьянской несвободе препятствие на пути общественного развития. Он предлагал освободить земле­дельцев от власти помещиков (неизвестно, распространялся ли этот план и на вотчинные владения, которые, впрочем, к концу XVII в. почти не отличались по своему фактиче­скому статусу от поместий). Умеренная поголовная (подуш­ная) подать со свободных крестьянских хозяйств, принесла бы, по мысли князя, немалый доход казне и позволила бы государству взять на себя заботы о содержании служилых дворян. Осуществление этой идеи в принципе могло бы спо­собствовать чрезмерному усилению государства — ничуть не в меньшей степени, чем петровские реформы. Однако надо пом­нить, что в представлении Голицына государство должно в первую очередь обеспечивать хозяйственное процветание под­данных, а в системе взглядов Петра — свою собственную мощь, в основном военную.

Голицын, подобно Петру или Ордину-Нащокину, считал важным отказаться от неэффективного дворянского ополче­ния, но, судя по всему, склонялся к концепции наемной армии, содержать которую дешевле, чем помещиков, живущих за счет малопроизводительного труда крестьян.

Итак, к концу XVII в. в русском обществе не только была осознана необходимость перемен, но и сложились неко­торые, еще не совсем отчетливые, представления о программе преобразований. Затевая крутую ломку существовавших в Мос­ковском государстве порядков, Петр отталкивался от реаль­ных проблем и противоречий, а не каких-либо придуманных им или позаимствованных в Европе схем.

Тем не менее, нельзя признать петровские преобразования естественным результатом предшествующего развития. Наси­лие, ставшее основным инструментом политики Петра Вели­кого, и подчинение всего хода реформ одной, притом произ­вольно навязанной обществу, цели — внешнему усилению госу­дарства, возрастанию его военной мощи — придали реформам искусственный, неорганический характер. Противоестественность многих установлений петровского времени самым непосредственным образом сказалась на ито­гах и последствиях преобразований в целом.

Основными сферами преобразовательной деятельности Пет­ра были армия, государственное управление и финансы. Реформы, затрагивавшие иные области общественной жизни, были так или иначе подчинены военно-государственным зада­чам! У Петра изначально не было продуманного плана реформ, наличествовали только представления о тех целях, которых он хотел достичь, было стремление превратить Россию в процветающую и грозную державу. Процветание не мысли­лось, без военной мощи, и такое соединение, даже слияние двух разных задач во многом определило противоречивость результатов реформы.

Петр смотрел на мир очень рационально и механисти­чески; он искренне верил в возможность чуть ли не букваль­ного перенесения на русскую почву всего того, что было уместно в иных странах, будь то шведская система администра­тивного деления страны или немецкий покрой платья. Меха­нистический взгляд мешал реформатору понять или хотя бы признать сложную взаимозависимость явлений. Так, Петр был убежден, что для создания — почти, что на пустом месте — российской науки (имелось в виду естественнонаучное зна­ние) достаточно императорского указа и нескольких выписан­ных из-за рубежа специалистов.

Тот подход, который оправдывал себя в военном строитель­стве, царь с легкостью переносил во все иные сферы госу­дарственной деятельности. Если можно перенять у неприятеля приемы ведения боя или строительства крепостей, то, полагал Петр, с тем же успехом можно использовать и заимство­ванные государственные органы. Первый русский император стремился управлять государством и обществом так, как хоро­ший командир распоряжается в своем полку.