Смекни!
smekni.com

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого... (стр. 13 из 27)

Глубоко религиозное общество, ориентированное на монашеские идеалы, было потрясено новыми порядками. В Кремле между соборами целый день играли 68 музыкантов, по приезду Марины Мнишек зака­тывались роскошные балы с танцами. Лжедмитрий I не имел четкой политической программы, но попытался одним махом перейти к свет­скому государству. Причем, будучи не подотчетен обществу, допускал традиционные для подобной системы власти злоупотребления. Такой лидер не мог обрести поддержку общества. Стремясь укрепить свое по­ложение, он объявил себя императором. Но это его не спасло. Через одиннадцать месяцев царствования Лжедмитрий I был убит боярами заговорщиками.

Во времена правления Василия Шуйского, сидевшего в Москве, г Лжедмитрия II, сидевшего в Тушине, гражданская война достигла своего пика. Появились десятки лжепретендентов на царский престол, царевичей: Иван-Август, Лавер, Осиновик, Федор, Климентий, Савелии Симеон, Ерошка, Гаврилка и т.д. Лжедмитрий 11, который был по сведениям иезуитов учителем из г. Шклова, крещеным евреем, сначала признавал своих "родственников", принимал их вместе с отрядами, затем велел повесить двух из них. В 1610 г. Лжедмитрий II был убит своей охраной в Калуге. На втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила все общество, все слои. Серьезной си­лы, способной стабилизировать ситуацию, фактически не было, насту­пило время собирать камни.

III этап смуты: 1610-1613 гг.

Это время выбора путей развития. В эти годы предпринимались активные попытки возродить на русских землях европейское устрой­ство. Они связаны с западными государствами, прежде всего с Поль­шей. Что такое Польша того времени? Она представляла собой консти­туционную монархию. В стране действовала Конституция. Во главе го­сударства стоял король, власть которого была ограничена двухпалат­ным Сеймом (парламентом). Одним из основных принципов польской Конституции был принцип выборности королей. В выборах участвова­ла шляхта (аристократия). Король Польши мог не быть поляком, но обязан был быть католиком. В 1573 г. королем Польши был избран французский принц Генрих Валуа (правил недолго, до 1574 г.). Король без согласия Сейма не мог объявить войну, собрать ополчение. Он обя­зан был через два года на третий собирать Сейм. Земли, входившие в польское государство, обладали значительной автономией и имели свои местные парламенты - сеймики. Польшу того времени называют "дворянской республикой".

В середине XVI в. в Польше развернулась религиозная Реформация, направленная на ограничение роли католической церкви. Позиции церкви были потеснены, но Польша не приняла протестантства, она осталась католической и церковь продолжала играть важную роль во всех сферах жизни на протяжении всей истории страны. Как видно, Польша развивалась в русле западной цивилизации и значительно от­личалась по общественному устройству от Московского государства. XVI - начало XVII вв. - это время расцвета Польши. Она активно рас­ширяла свою территорию, прежде всего на Востоке, пользуясь ослабле­нием Великого княжества Литовского. Литва, раздираемая внутренни­ми противоречиями, теснимая усиливающимся Московским государ­ством, стремилась укрепить свои связи с Польшей, с которой ее объ­единяла общая вера ~ католичество. В 1569 г. Литва пошла на создание единого польско-литовского государства. Так появилась Речь Поспо-литая21. Обе части Речи Посполитой - Литва и Польша - полностью сохраняли свою автономию. Обе части имели свои атрибуты государ­ственности: административное устройство, суд, бюджет, войско. Во гла­ве государства стоял король, который избирался двумя частями госу­дарства, и вольный сейм, являвшийся законодательным органом.

Речь Посполитая стремилась остановить экспансию Московского государства на земли, которые входили в состав Литвы, вела себя аг­рессивно по отношению к московитам. Воспользовавшись смутой. Речь Посполитая решила не только вернуть все русские земли, которые ранее входили в состав Литвы, но и вообще ликвидировать Московское государство. Польша поддерживала Лжедмитрия I, Лжедмитрия II. В 1609 г. началась открытая интервенция. Польские войска захватили за­падные земли, дошли до Москвы. Часть московского боярства решила использовать ситуацию и опереться на силу польского короля Сигизмунда III. Было предложено избрать российским царем его сына Вла­дислава, оговорив это рядом условий. Русская сторона выдвинула сле­дующие условия: принятие Владиславом православия и венчание на царство по православному обряду. Это положение имело принципи­ально важное значение: приняв православие, Владислав терял право на польский престол, что сеимало угроза присоединения России к Польше. Представители боярства выдвинули категорический запрет на распространение католичества в русских землях (предусматривалась смертная казнь тем русским, которые откажутся от православия и примут като­личество). Предусматривалась также женитьба Владислава на право­славной невесте, уход польских войск с территорий Московского госу­дарства, отпуск всех русских пленных домой. Таким образом предпола­галось, что Российское государство останется независимым.

Любопытно, что в ходе переговоров оговаривалось европейское устройство Московского государства. Предусматривалось ввести раз­деление властей. Боярской думе предстояло стать правительством и иметь в сфере своей деятельности административное управление, суд и финансы. Законодательная власть ~ законодательствует "вся земля", то есть Земский собор. Царь являлся бы главой государства (ограниченная монархия с разделением властей). Договор с польской стороной был подписан 17 августа 1610 г. В соответствии с ним Вла­дислав становился московским царем. Однако российской стороне да­леко не все условия удалось включить в договор. Так, оказался нере­шенным вопрос о переходе Владислава в православие. Королевич, ко­торому было 15 лет, оказался ревностным католиком, к тому же ни он, ни его отец не хотели терять права на польский престол. В результате упорного сопротивления польской стороны в договоре указано лишь, что венчаться на царство Владислав должен по православному обряду Не четко в договоре изложены вопросы об устройстве власти. Упор сделан на то, чего не может делать царь без совета бояр. Следует отме­тить, что соглашение не предусматривало отмену крепостного права или его ослабление. Специально оговаривалось, что крепостное право останется нерушимым. Этот договор открыл ворота Кремля польскому гарнизону, который выступал от имени царя Владаслава.

Таким образом, часть московского боярства стремилась реализовать переход России на европейский путь развития, используя польские войска и поддержку; а также польскую династию. Однако этот пла1 некоторой европеизации России встретил резкое сопротивление общества. Патриотические силы выступали за то, чтобы Россия самостоятельно без иностранного влияния решала свои проблемы. Дважды собиралось ополчение для освобождения территории России от ино­странных войск. Особенно успешным было второе ополчение. Его ли­дерами являлись князь Дмитрий Михайлович Пожарский и нижегород­ский торговец Кузьма Анкудинович Минин. В рядах ополчения были выходцы из разных слоев: дворяне, посадские люди, купцы, крестьяне, казаки. Ополченцами были не только русские. Народы Поволжья при­нимали участие в освобождении территории государства от польских отрядов. Есть свидетельства, что жители Украины принимали участие в ополчении. Любопытно, что ополченцы называли себя "свободными людьми" и думали не только о чисто военных задачах (вытеснить поля­ков из русских земель), но и о государственных вопросах. В ополчении был избран Земский совет, созданы приказы (поместный, судный, по­сольский и т.д.). Ополчение стремилось стать базой для восстановления российской государственности.

Активную роль в определении будущего России на этом этапе иг­рали нижегородцы. Здесь наблюдалось тяготение к европейскому типу развития и, одновременно, стремление к независимости. Нижний Нов­город категорически не согласился с планом московских бояр превра­тить государство в зависимое от Польши. Они приняли активное уча­стие в создании и финансировании ополчения. Но они не отвергали в принципе возможность введения в русских землях европейской ди­настии. В 1912 г. к ополчению, которое находилось в Ярославле, при­была авторитетная делегация из Нижнего Новгорода — игумен Генна­дий, князь Оболенский, дворяне, посадские люди. Что они предложили? ' "...Похотели бы на Российское государство государем, царем и великим князем всея Руси государского сына Карла-Филиппа Карловича" и чтобы нижегородцы стояли "с немецкими людьми заодно"22. Обратите внимание, горячее желание нижегородцев развиваться по европейскому пути или, как они выразились, "стоять с немецкими людьми заодно" вылилось в предложение избрать на московский престол шведского ко­ролевича Карла-Филиппа, сына Карла IX. Надо сказать, что это соот­ветствовало обычной европейской практике. Несколько монарших ро­дов, связанных к тому же родственными узами, "обслуживали" боль­шинство престолов Европы. Нижегородцы предложили и России при­соединиться к этой практике. Земский совет ополчения согласился на избрание шведского королевича царем, правда, оговорив, что он прим­ет православие. Однако реализовать этот план не удалось. В октябре 1612 г. от польских войск была освобождена Москва. Ополчение вы­полнило свою роль в борьбе против иностранной интервенции и было рас­пущено, повлиять на принятие политических решений оно не могло.