Смекни!
smekni.com

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого... (стр. 15 из 27)

Ведущее значение в государственном управлении приобрели адми­нистративные органы, которые назывались приказами. Большинство приказов носило военно-административный характер: стрелецкий, ка­зачий, рейтарский. Система власти была основана на силе, возни­кавшие постоянно социальные конфликты разрешались также силовы­ми методами, поэтому армии уделялось большое внимание.

Общество стало более открытым. Расширились связи с Европой. Из-за границы привозили газеты. Дети царя учились латыни и польскому языку. Однако на общественном устройстве России это не сказывалось. Наоборот, во второй половине XVII в. предпринимались попытки усовершенствовать сложившуюся корпоративную систему, основанную на отношениях подданства. Какие были предприняты ре­формы? Был учрежден приказ Тайных дел со значительными функция­ми и широкими полномочиями. В его задачи входило обеспечение сла­женной работы бюрократического механизма самодержавной власти, борьба за точное выполнение указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью. Подьячие Тайного приказа сопро­вождали бояр-послов за границу, следя за точным соблюдением ин­струкций, данных царем. Они ведали политическим сыском, расследо­вали дела о злоупотреблениях властью, волоките и т.д. Тайный приказ подчинялся непосредственно царю. Через него царь сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью государственных служащих сверху до низу.

Во второй половине XVII в. Россия продвинулась по пути правово­го государства. Взаимоотношения власти и общества регламентирова­лись светскими законами, закрепленными в Соборном уложении 1649 г. Уложение называлось Соборным, поскольку принималось Земским со­бором и представляло собой основы законодательства России. Земские соборы собирались в первой половине XVII в. довольно часто. Этот корпоративно-представительный орган сам по себе не играл суще­ственной роли, отражая лишь наличие значительной сферы прямой де­мократии на низовом уровне, и был формой диалога общества и влас­ти. Главным его делом в XVII в. было принятие Соборного уложения в 1649 г. В дальнейшем. Соборы собирались все реже и к концу XVII в. прекратили свое существование. Подлинный текст Соборного уложе­ния сохранился в Государственном архиве РФ. Это — огромный свиток длиной в 309 м. Специалисты графологи установили, что он написан всего четырьмя людьми (можно выделить четыре почерка). Уложение утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество - дво­рян. Резко ограничивалась автономия мест, сфера выборной демокра­тии. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям власти — воеводам. Лишь в "черных" землях, то есть у черносошных крестьян-общинников, прямая демократия продолжала действовать в полном объеме. Но их осталось не так уж много, в основном на северных землях. Уложение несколько ограничило аппе­титы церковной корпорации как собственника. То, что уже церкви принадлежало, признавалось за ней, вновь приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Был создан Монастырский приказ, которому стало подсудно, гражданским судом, а не церковным, духо­венство. Это положение Уложения делало общество более светским. так как утверждался приоритет светских правовых норм над церковными установлениями.

Корпоративность российского общества также была закреплена за­коном. Причем закон предусматривал прикрепление к общине не только крестьян-крепостных, что общеизвестно, но и городских жите­лей посада. Запрещались переходы жителей городских посадов из од­ной общины в другую. Уложение 1649 г. запрещало переходы жителей городских посадов не только непосредственным членам общины (муж­чинам), но и их детям, братьям, племянникам. Таким образом социаль­ная структура российского общества была закреплена законом и не могла меняться. Общество как бы законсервировалось, социальная мо­бильность была крайне ограничена.

Центральная власть добивалась, чтобы все в государстве делалось в соответствии с законом. Сами законы были крайне жестокими. "Богохульство", то есть выступление против церкви , каралось сожже­нием на костре, заговор против царя — смертной казнью. Выступления против власти подавлялись жестоко и кроваво. Фальшивомонетчикам заливали горло расплавленным свинцом или оловом, за царское бес­честие вырезали язык. Однако эти расправы регламентировались зако­ном, Незаконные наказания или более жестокие, чем предусмотрено за данное преступление, преследовались. Известен случай, когда один грузинский князь, живший в Москве, приказал отрезать нос и уши рус­скому слуге за амурные похождения с придворными дамами князя. Слух об этом облетел Москву, доложили царю. Алексей Михайлович через посла выразил князю строгое порицание и потребовал, чтобы он покинул Москву. Жестокость не предусмотренная законом не допуска­лась (за "прелюбодейство" законы предусматривали лишь битье кнутом на конюшне).

Эти усовершенствования в государственном устройстве России не ускорили развитие общества, а наоборот - закрепили корпоративно-чиновничью структуру общества, сдерживали социальную мобильность. Россия с трудом развивалась, в тяжелом экономическом положении на­ходилось большинство населения: посадские люди, казачество, ратные люди (воины), не говоря уже о крепостных крестьянах. Низкий уровень жизни, бесправное положение приводило к социальным конфликтам и взрывам. Бесконечные бунты потрясали Россию во второй половине XVII в.: медные, соляные и т.д. Особенно мощным было восстание под руководством казака Степана Разина, которое вошло в историю под на­званием крестьянской войны.

Россия нуждалась в глубоком реформировании. Однако это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. В то время как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность были освобождены от регламентирующего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом. Влияние ре­лигии, церкви сказывалось во всем, даже в мелочах. В записках ино­странных послов говорится о том, что после обязательного целования руки послами, московский царь тут же в их присутствии немедленно мыл руки в серебряном рукомойнике. Церковь настаивала, что все не­православные, даже если они христиане, "поганые" и надо немедленно смыть заразу. Естественно, такие порядки шокировали европейских послов. Но дело не в них.

Религиозная регламентация сдерживала процесс изменений в об­ществе. Реформы надо было начинать с духовной сферы. Однако имен­но в этой сферы реформы представляли наибольшую сложность. Во­сточное христианство — православие - консервативно, оно почти не поддается изменениям. Более того, оно отрицает возможность изменений. Свое вероучение православные считают от бога данным и истин­ным. В буквальном смысле слова православие значит истинная вера. А разве можно что-либо менять в истине, - вопрошают его приверженцы и отвечают: нет. Если в истине что-то изменить, то она станет ложью. Упорствуя в этом положении, православие на протяжении многих столетий не менялось по сути, в отличие от западного христианства. В православной церкви до сегодняшнего дня являются действующими установления византийских соборов, принятые в IV - VIII вв. Пение аллилуйи (торжественной песни) было введено еще при апостолах в I в. н.э. и сохраняется до сих пор.

Русская православная церковь проявляла особое упорство в про­тивостоянии изменениям. В соответствии с Флорентийской унией пра­вославная и католическая церкви должны были руководствоваться единым вероучением. Однако русская церковь эту Унию не признала и продолжала ориентироваться на символ веры, сформулированный еще в IV — V вв. Она оказалась изолированной не только от католичества и протестантства, но и от европейского православия. Более того, всех православных , которые не принадлежали к русской церкви, считали вероотступниками и еретиками, Православных греков ругали за латин­ство. Не лучше обстояло дело и в отношении православия в западно­русских землях, которые находились в составе Речи Посполитой. Пра­вославным центром этих земель был Киев, где была резиденция митро­полита. В Киеве вводились новшества, которые в Москве рассматри­вались как уклон к латинству. В 1631 г. появился прообраз светского университета на Украине— Киевская коллегия (академия). Ее основате­лем был Петр Могила. Академия имела 8 классов: два подготовитель­ных, грамматики, синтаксиса, пиитики, риторики, философии и бого­словия.

В России, таким образом, считали еретиками всех православных, которые не подчинялись Московскому патриарху. Надо сказать, что страшные для того времени обвинения в ереси были взаимными. В се­редине XVII в. Москву потрясло известие, что на святом Афоне грече­ские монахи сожгли русские богослужебные книги как еретические. Надо было делать выбор: либо и дальше находиться в изоляции от христианского мира, либо налаживать связи.

Нужна была реформа церкви. В этом прежде всего было заинтере­совано государство. Почему?

Во-первых, укрепление международного положения государства было невозможно без налаживания связей с христианским миром.

Во-вторых, претензии на главенство церковной организации над светской властью, так ярко проявившиеся в первой половине XVII в., были опасны для государства и самодержца. Надо было утвердить приоритет светской власти.

В-третьих, к реформе побуждали внутренние причины. В 1654 г. в состав России была включена Украина. Необходимо было обеспечить единство православного населения страны и сблизить позиции русской и украинской православной церквей.