Смекни!
smekni.com

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого... (стр. 16 из 27)

В силу этих причин государство инициировало церковную ре­форму, царь активно способствовал ее развитию. К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон, занявший этот самый высокий пост в церковной иерархии в 1652 г. Никон по своему мировоззрению был сторонником православного фундаментализма, имел устойчивые пред­ставления о превосходстве церковной власти над светской. Введение Соборного уложения 1649 г., как и большинство церковных иерархов, он встретил отрицательно, поскольку вводилось светское правовое ре­гулирование жизни общества. Никон, властный и жестокий, ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно в России утверждалось. Имел он и далеко идущие вселенские планы. Он мечтал превратить Московское государство из провинции христиан­ского мира в центр равный Византии. Но на короткий период интересы Никона и государства совпали. Никон считал, что сближение русской православной церкви с христианским миром приведет к расширению возможностей для роста ее влияния будет способствовать превращению Москвы в ведущий религиозный центр. Это совпадение интересов про­изошло лишь на очень короткий период, пока задачи Никона и госу­дарства не расходились. Таким образом в деятельности Никона спле­лись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и лич­ные амбиции властолюбивого патриарха.

Церковные преобразования Никона преследовали две главные цели:

1.Устранение различий в богослужебной практике между русской и греческой православными церквами. Это позволяло восстановить связи с европейским православным миром, привязать Россию к Евро­пе духовно и тем расширить возможности для ее влияния.

2. Введение единообразия в церковной службе по всей России. Дело в том, что единого культа Христа не существовало, на местах богослужение велось по-разному, приобретало часто черты языческих куль­тов, характерных для данной местности. В каждой местности были свои святые. Установление единого канона освобождало христиан­ский культ от наносного.

Как видно, сама реформа Никона была очень умеренной. Она ни в какой мере не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общест­ва, взаимоотношений церкви и верующих. Она не сравнима с религиоз­ной Реформацией на Западе ни по каким параметрам. Но даже эта по­пытка приблизить духовную жизнь России к Европе вызвала сопроти­вление значительной части общества и церковнослужителей. Произо­шел раскол на сторонников реформ Никона и ревнителей старой веры (староверов). С этого времени общественный раскол, как последствие реформ будет сопровождать всю историю России, включая современ­ность. Сторонники Никона выступали за реформу и, следовательно, за обновление общества. Староверы (их еще называли раскольниками) боролись за сохранение в неизменности русского православия, стари­ны. И там, и там были люди разных слоев, разного положения.

Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить полномо­чия патриарха в 1658 г. и удалиться в монастырь. Главные события в церковной реформе развернулись после удаления Никона. Дело реформы взял в свои руки царь Алексей Михайлович. В государственных ин­тересах он приветствовал преобразования в церковной обрядности После соединения с Украиной, церковь которой находилась в юрис­дикции греческого патриарха, важно было обеспечить единство в ду­ховной сфере. Но задачи, которые ставил перед собой царь, шли гораз­до дальше сделанного Никоном. В 1666 г. царь созвал церковный Со­бор, уверенный, что теперь, когда новшества в обрядности прижились, архиереи поддержат власть в борьбе с бунтующими староверами и пойдут на признание приоритетных прав светского государя. Собор открылся речью царя в присутствии бояр и приказных людей. Царю на соборе во многом удалось решить главную задачу: обеспечить прими­рение в обществе, склонить старообрядцев к отказу от открытого со­противления власти и церкви. Однако остался нерешенным вопрос: как быть с решением авторитетнейшего Стоглавого собора, который в 1551 г. утвердил старый обряд и верность древности.

В 1666-1667 гг. в Москве заседал церковный собор, на котором присутствовали иерархи других православных церквей. На соборе об­суждался важный вопрос о соотношении духовной власти и светской. От царя заблаговременно поступил запрос к иерархам, что они пола­гают о соотношении власти царской и патриаршей, с просьбой дать точно сформулированный ответ. Царь стремился заранее повлиять на Собор, используя греческих иерархов. Многие русские священнослу­жители выступали за превосходство духовной власти над светской, за контроль церкви над государством. После борьбы Собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в делах цер­ковных. Это крайне важно! Церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Это положение ка­залось настолько революционным, что в окончательном виде оно не было зафиксировано в документах Собора. Но сам факт примечателен:

Россия двигалась к светскому обществу. Собор осудил Никона за чрез­мерные претензии на власть, лишил его звания патриарха. Но одно­временно: Собор признал православными всех греческих патриархов (раньше их клеймили за приверженность латинству) и признал все гре­ческие богослужебные книги. Решения Стоглавого собора были отме­нены. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было решительно осуждено.

Решения Собора еще более углубили раскол в обществе. Сторонни­ки неразделенности религиозной и светской жизни, детальной регла­ментации жизни человека церковью поднимали восстания, уходили в леса. У экзальтированных натур появилось желание перед угрозой, как они считали, нашествия Антихриста уйти в мир иной. Среди фанатиков древней веры прокатилась волна самоубийств в форме самосожжений. Православие осуждает самоубийство: бог дал жизнь, он ее в нужный срок и отнимет, человек не вправе решать этот вопрос. Однако староверы стали проповедовать, что мучительное самоубийство есть смерть за веру.

Лидер староверов протопоп Аввакум доказывал: "Насильственная смерть за веру вожделенна, что лучше сего?". Эти призывы находили последова­телей даже среди молодежи. Они говорили" "Пойдем в огонь, на том свете рубахи будут золотые, сапоги красные, меду и орехов, и яблок довольно;

пожжемся сами, а антихристу не поклонимся". Самосожжения приняли грандиозные размеры. Староверы грозили "спалить всю Русь". Спе­циалисты считают, что с середины 80-х до начала 90-х гг. XVII в. по­кончили с собой не менее 20 тысяч человек.

Церковная реформа, при всей ее ограниченности и несопостави­мости с западной Реформацией, воспринималась обществом как проза­падная. Иллюзий, что ее сторонники в конечном итоге призывают вос­соединиться на духовной основе с Европой, освободить государствен­ную жизнь от регламентации церкви, не было. Протопоп Аввакум, не­истовый ревнитель старой веры, нераздельности светской и духовной сфер жизни, в своих обличительных писаниях поместил царя Алексея Михайловича, допустившего реформу церкви, и Никона, стоявшего у истоков реформы, в ад. Но самое интересное, в какой компании, по мнению Аввакума, окажутся Алексей Михайлович и Никон. Рядом с ними — Платон, Аристотель, Диоген — крупнейшие мыслители греко-латинской цивилизации.

Церковная реформа показала, что общество поддается изменениям. Изменения в такой сложной сфере как духовная, открывали дорогу для деятельности Петра I. Его великие преобразования были бы невозмож­ны без предшествующей им церковной реформы.

ЛЕКЦИЯ 4. ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО Реформы и государство

Российская общественная система, отличительными чертами кото­рой были корпоративность и сильное, деспотическое государство, была малоподвижной. Ее сближение с европейским типом не могло произой­ти путем естественной эволюции. Опыт Европы говорит об этом. Она ломала средневековую корпоративность болезненно: революции, мас­совые движения. Европейский тип не мог быть также итогом выбора снизу (это показала смута). Народ существовал столетиями в рамках общественной системы близкой к восточному типу. Поэтому европей­ский тип мог быть привнесен только сверху, путем реформ. Петр I страстный приверженец западного рационализма и деловитости, пред­принял глубокое реформирование российского общества. Он мечтал сделать Россию страной открытой, процветающей, придать ей динамизм.

Петр I оказался на престоле вместе с братом Иваном в 1682 г. Од­нако фактическим правителем стал в 1689 г, В 1697 г. Петр 1 в составе большой делегации под чужим именем отправился в Европу. Инкогни­то русского царя было скоро раскрыто, а сама поездка получила на­звание Великого посольства. Царь посетил Англию, Голландию, неко­торые другие страны и проявил живой интерес ко всем сторонам жизни европейцев. Он воочию увидел колоссальную разницу между Европой и Россией того времени. По образному выражению В.О.Ключевского, Европа предстала перед ним в виде шумной и дымной мастерской с машинами, кораблями, верфями, фабриками, заводами. В то время в Европе было развито книгопечатание, выходили труды по философии и политической экономии таких классиков как, Гоббс, Спиноза, книги по астрономии, естественным наукам и технике. Издавались газеты, работали театры. Петр I внимательно подмечал все: осматривал фаб­рики, мастерские, китобойный флот, госпитали, воспитательные дома. Посмотрел чудо тогдашней европейской техники - микроскоп Левингука. Он был поражен развитием медицины. В анатомическом театре его восхитило искусство врача, который на трупе ребенка показал ему, как устроено внутри человеческое тело. Петр 1 поцеловал труп ребенка. Русская делегация отпрянула в ужасе и отвращении. Тогда у Петра вполне проявились деспотические качества русских царей. Чтобы чле­ны русской делегации преодолели отвращение, он заставил их кусать труп ребенка, чем привел в ужас уже медиков.