Смекни!
smekni.com

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого... (стр. 20 из 27)

Таким образом, "почва" представляла собой уклад, преобладавший по объему: с ним было связано большинство населения. Мировоззрение здесь определялось русским православием и традициями общинности.

"Цивилизация". Это западного типа уклад. Он включал лишь ма­лую часть России, в основном грамотную и активную. В этом укладе начались формирование классовой структуры, развивалось предпри­нимательство, появилась профессиональная интеллигенция, складыва­лись рыночные отношения. Но этот уклад насаждался государством, им контролировался и не был в полном смысле слова западным. Он был значительно деформирован.

Мировоззрение этой часта населения становилось рациональным.

Личностное начало получило импульсы для своего развития и обще­ственные идеалы формировались под влиянием европейского образо­вания, европейских мыслителей. В котле отечественной культуры начали вариться европейские достижения: идеи французских просветителей и социалистов, достижения новейшей философии, науки. В XVIII в., по выражению В.О.Ключевского: "...чуть не в один век перешли от До­мостроя попа Сильвестра к Энциклопедии Дидро и Даламбера .

Прозападно настроенная интеллигенция охладела к православию. Распространились антицерковные и даже атеистические настроения. П Я Чаадаев критически оценивал православие и религиозный выбор, сделанный в Х в., как акт, оторвавший Россию от европейской истории и культуры. П.Я. Чаадаев писал: "Вопреки имени христиан, которое мы носили, в то самое время, когда христианство величественно шест­вовало по пути, указанному божественным его основателем, и увлекло за собой поколения людей, мы не двигались с места... Хотя мы и хрис­тиане, не для нас созревали плоды христианства. Но особенно ярко это продемонстрировал XIX в. - век, когда Россия значительно про­двинулась по западному пути. Вспомним атеизм А.Герцена, резкую критику православного духовенства в русской публицистике, литера­туре, живописи. Те западники, которые не порывали с христианством, исповедовали скорее общехристианские ценности, чем собственно пра­вославие. Однако возможности для рационализации сознания и инди­видуализации общества были ограничены. Давили корпоративность и мощное государство.

Значительные шаги уже при Петре I были сделаны в формировании социально-классовой структуры западного типа. Рос класс собственни­ков Указом 1714 г. все поместья, которые были розданы на правах владения, превращались в вотчины, т.е. в собственность. К слову, этот акт одновременно юридически закрепил право собственности помещи­ка на крепостного крестьянина. В 1714 г. был введен закон О единона следии" (майорате) — о наследовании собственности, который способ­ствовал выделению крупных собственников, хотя просуществовал не­долго. Недвижимую собственность наследовал один из сыновей (или дочерей). Остальные должны были служить по военной или граждан­ской части. Вопрос о собственности приобрел первостепенное значе­ние. Началось выяснение границ поместий с точностью до аршина. Был издан специальный указ о размежевании земель по всей территории го­сударства и закреплении размеров владений. Это еще не частная соб­ственность в западном смысле. Права собственника не защищены законом. Но это важный шаг в западном направлении.

Формировался слой предпринимателей, промышленников из раз­ных слоев. Петр I поощрял предпринимательство, известным предпри­нимателям давал дворянское звание (например, Демидовым). В 1719 г. всем жителям страны, независимо от положения, было разрешено ис­кать полезные ископаемые и строить заводы по их переработке, неза­висимо от того кому принадлежала земля. Получила распространение практика передачи государственных предприятий частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Таможенный тариф 1724 г. облегчал вывоз за границу отечественной продукции и сдержи­вал ввоз иностранной-

Уже с середины XVIII в. в России появилась новая социальная ка­тегория: "наемные рабочие". Оторвавшись от деревни они прижи­вались на фабрике и потом свое новое семейное положение передавали по наследству детям. Этот процесс шел медленно. Из чего складывался класс рабочих?

- Свободные наемные мастера из ремесленников, горожан.

- Крепостные, отпущенные помещиками на денежный оброк, вы­ступали по отношению к предпринимателю как вольнонаемная рабочая сила.

Тогда же и зародилась и классовая борьба рабочих (из-за тяжелых условий труда). Крупные волнения рабочих вспыхнули в 1749 г. и вновь повторились в 1762 г. на одной из самых больших в стране тек­стильных мануфактур - Московском суконном дворе, расположенном на Софийской набережной против Кремля. Сильные волнения рабочих произошли в 1752 - 1753 гг. на полотняных заводах Гончарова в Калуж­ской губернии. Подобные выступления были характерны и для других фабрик и заводов.

Казалось бы, укрепление слоя собственников, поощрение предпри­нимательства, развитие торговли, в том числе с другими странами, означало становление свободного рынка. Действительно, становление рыночных отношений шло, но в деформированном виде. Государство вмешивалось во все, указывало, что производить, чем торговать, в ка­ких портах выгружать товары, где жить и т.д. Становление рынка шло медленнее, чем это было возможно при ресурсах страны. Круг соб­ственников, людей с капиталами был узок. Практически не рос и слой мелких и средних собственников. Мелкой частной собственности на землю не существовало. Отсутствие развитого рынка наемной рабочей силы, конкуренции среди рабочих сдерживали рост квалификации, снижали рост производства. Нехватка вольнонаемной рабочей силы привела к следующему. В 1721 г. Петр I издал указ, который разрешил частным предпринимателям покупать крепостных для работы на заво­дах. Труд крепостных - неэффективен. Вновь - азиатская мера при ре­шении вопросов. В большинстве стран Европы в XVII в. гораздо более мягкое чем в России крепостное право было отменено. В России в XVIII в. крепостными были не только крестьяне, но и новый класс ра­бочих. Отношения подданства остались неизмененными.

Конкуренция была очень слабой. Дело в том, что все предпринима­тели были обязаны работать прежде всего на казенный заказ. Все, что производилось сверх госзаказа, продавалось на свободном рынке. От­сутствие конкуренции не давало стимулов для усовершенствования производства. Да и царь, имея неограниченную власть, в любой момент мог конфисковать предприятие в казну.

Западный уклад имел сильные восточные черты. В 1736 г. прави­тельство Анны Иоанновны издало указ о прикреплении рабочих к за­водам. Ранее поступавшие на завод мастера служили по вольному най­му, а теперь они становились, по сути, крепостными.

Культура западного уклада была светской: театр, литература, живо­пись - все развивалось на рациональной основе. Несмотря на то, что светская культура западного типа стала складываться в России лишь с началом XVIII в., то есть относительно недавно, она за короткий исто­рический срок достигла необычайных высот, которые и для мировой культуры - недостижимые вершины. Достаточно назвать такие имена, как Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Причина в том, что культура западного образца подпитывалась богатейшей, уникальной культурой "почвы".

Культура "почвы" в целом изучалась мало и была неизвестна ци­вилизованной" России. Это была затонувшая Атлантида. Когда в 1871 году. Ключевский опубликовал книгу "Древнерусские жития святых как исторический источник" общество было потрясено богатством жи­тейской литературы. Выход книги превратился в общественное собы­тие. Печально, что интеллектуальная элита России не знала "почвы", и представляла ее серой, негативно относилась к традиционным ценно­стям допетровской России. Это сыграло трагическую роль: интеллекту­альная элита, призванная вести общество вперед, не знала и не понима­ла свое общество.

Западный уклад, несмотря на государственный контроль, по срав­нению с "почвой" развивался динамично, был ведущим по значению. Именно развитие западного уклада определило место России в мире. Реформы Петра I положили начало двухсотлетнего "дрейфа" страны всторону Европы. Между почвой и цивилизацией была пропасть, даже говорили они на разных языках. Почва - на русском, цивилизация — преимущественно на французском. Практически: в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями и идеалами, тяготевшие к разным путям развития. Разрыв в уровнях развития этих укладов по­степенно увеличивался. Расколотость России, противостояние двух России -один из важнейших факторов, определивших развитие России в XVIII— XX вв. Все остальные противоречия (включая классовые) накладыва­лись на этот глубинный раскол, усложняя коллизии российской жизни. Расколотость несла трагические последствия. Противостояние двух укла­дов сверху донизу, постоянная угроза нарушения общественного согла­сия и скатывания к гражданской войне была повседневной реальностью, В послепетровской России не было лидеров общенационального масштаба, которые могли бы объединить большинство. Даже цари отличались по приверженности ценностям определенного уклада жизни. Большинство членов династии Романовых были сторонниками почвы.

Таким образом, реформы Петра I имели масштабные долговременные последствия, которые сказываются ощутимо в современной России. Насле­дие Петра Великого на протяжении почти трех столетий вызывает спо­ры, неоднозначные оценки. Западники утверждали, что всем лучшим в своей истории Россия обязана Петру 1. Он сделал, по их мнению, госу­дарство европейским, воссоединил Россию с Европой. Сторонники поч­вы (их называют также русофилами, славянофилами) утверждали обрат­ное: Петр I изменил национальному началу в истории России, исказил русскую культуру заимствованиями из западной и нанес вред естествен­ному ходу развития страны. Эта неоднозначность оценок сохранится еще долго. Пока общество не обретет единство и согласие.