Смекни!
smekni.com

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого... (стр. 23 из 27)

Слабая заселенность земель Восточно-Европейской равнины и Сибири, наличие обширных земельных резервов → благоприятные усло­вия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при увеличении нормы его эксплуатации → государство и эксплуататорские слои общества усиливают контроль за личностью земледельца (чтобы не лишиться источников дохода). Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности государства и общества в (прибавочном продукте, тем более жестким становился этот контроль, приведя в XVII в. к закрепощению значительной массы русского крестьянства.

В XVII в. внешняя экспансия Московского государства несколько спала. Смута показала, что возможности развития на основе восточной парадигмы оказались довольно быстро исчерпанными. Восстано­вившееся после гражданской войны государство решало текущие зада­чи: продолжалось продвижение в Сибирь, решались проблемы, связан­ные с вытеснением Речи Посполитой и Швеции с российских террито­рий, предпринимались попытки ослабить эти государства и получить геополитический выигрыш. Наиболее плодотворными являлись ди­пломатические методы решения международных вопросов, а не воен­ные. Если бы не были предприняты кардинальные изменения в обще­ственной организации, государство, скорее всего, стало бы слабеть, те­рять территории, а, возможно, стало бы добычей более сильных госу­дарств (как произошло со многими когда-то мощными империями по­добного типа).

Особый разговор о вхождении Украины в состав России. С XV в. шли войны России с Великим княжеством Литовским за "киевское на­следство" – территории Киевского государства. Объявив во времена Ивана III Московское государство наследницей Киевского госу­дарства, Москва считала крупные города Минск, Полоцк, Витебск, Смоленск и другие захваченными Литвой и ставила своей целью их "возвращение". Однако русские территории в составе Литвы оказы­вали сопротивление, они, как формулируют документы, защищали свою "старину", то есть свой тип развития, тот объем прав и привиле­гий, которые были получены от литовских великих князей и система­тически ими подтверждались. Даже близкий к Москве Смоленск долгое время не удавалось включить в состав России, он не однажды перехо­дил из рук в руки.

Что было характерно для Литвы того времени? На территории Ве­ликого княжества Литовского была распространена частная собствен­ность на землю и не только крупная. Существовали частные крестьян­ские хозяйства, состоящие из нескольких семей. Земельная площадь та­ких хозяйств колебалась от нескольких десятков гектаров до несколь­ких сотен. В Литве было много городов, которые были крупными по тем временам торговыми и ремесленными центрами. В городах был значительный слой собственников: землевладельцы – мещане, торгов­цы, ростовщики, владельцы мастерских и т.п. Община разрушалась, утверждался индивидуализм. Таким образом в Литве утверждался постепен­но прогрессивный тип, развития.

Литва после принятия католичества тяготела к Польше, имела с ней прочные связи. В 1569 г. была заключена Люблинская уния, в соот­ветствии с которой было образовано польско-литовское государство – Речь Посполитая. Украинские земли, в отличие от Белоруссии, были выделены из Литвы и включены в состав так называемых коронных зе­мель Речи Посполитой. В конце XVI – начале XVII в. земли южнее линии Киев–Винница, на которых жили украинские казаки, были также включены в состав Речи Посполитой. В 1572 г. часть украинских каза­ков была зачислена на государственную службу. В результате украин­ские земли оказались под напоров полонизации и католизации, поте­ряли ряд прав и оказались людьми второго сорта. Польская аристо­кратия сосредотачивала в свои руках крупные владения в украинских землях. В некоторых крупных городах, например, во Львове, украинцев ограничивали в праве торговли, в праве участвовать в городском суде и самоуправлении. Официальным языком на Украине стал польский.

Польша активно стремилась продвинуть на Украину католичество. Католическая пропаганда, возглавляемая орденом иезуитов, имела успех среди собственников, особенно крупных. Многие в правобереж­ной Украине приняли католичество, но большинство населения, осо­бенно в левобережной Украине, оставалось привержено православию. Защита православной духовной основы стала важной чертой развора­чивающегося национально-освободительного движения. Наступление католичества, полонизация заставляли искать связей и защиты со сто­роны православной России. Давление Польши приводило к уходу в Россию казаков, мещан, крестьян. Уже в начале XVII в. ощутимо про­является протест украинцев против своего неравноправного положе­ния. Польский сейм неоднократно упоминал в своих постановлениях "украинское своеволие", "разбой и злодейство украинные". Лидерами украинского национально-освободительного движения стало казаче­ство. Еще в XVI в. за днепровскими порогами образовались казачьи поселения – Запорожская Сечь. Любопытно: в Сечь принимали любо­го, не спрашивая, кто он и чем занимается, но при условии: не быть ка­толиком, евреем или женщиной. Здесь было царство православных мужчин, которые жили суровой военной жизнью. Чтобы поддерживать боевой дух, использовали наказание. За привод женщин в Сечь преда­вали казни. Сюда бежали люди из Речи Посполитой, из Российского государства. Именно казачество выступило главной военной силой в борьбе против полонизации Украины. В середине XVII в. националь­но-освободительное движение украинцев приобрело большой размах. Казаков возглавил Зиновий Хмельницкий, прозванный в народе Бог­даном – богом данным. Казаков поддержало крестьянство. Возникла возможность создать украинскую государственность. Территория Украины, подконтрольная казачеству, стало базой государственной кон­солидации на принципах военной демократии. Население было разделено на полки, сотни, во главе стояли полковники, сотники. Гетмана Хмельницкого признавали турецкий султан, молдавский и валашский господари, крымский хан. Московский царь Алексей Михайлович поздравлял его с победами.

Однако Хмельницкий понимал, что как самостоятельное государство, Украина слаба и не может долго противостоять Речи Посполитой, даже имея такого воинственного союзника, как крымский хан. Нужна была поддержка и защита сильного государства. Обсуждались разные варианты: присоединение к Турции, Швеции и др. Но все же наиболее привлекательным вариантом, с точки зрения Хмельницкого, была Россия. С ней объединяла вера – православие, глубокие исторические корни, общие черты в культуре и традициях. Непростые переговоры шли с 1648г. 8 января 1654г. в Переяславле состоялась Великая Рада воссоединение с Россией. Русские послы приняли присягу украинцев на верность московскому царю. Позже присягу на верность принесли все города и села Украины, включая Запорожскую Сечь. По царской жалованной грамоте Украине предоставлялась значительная автономия:

сохранялась территориальная целостность Украины и таможен­ная граница между Украиной и Россией;

главой Украины признавался выборный гетман, который утверждался царем;

за гетманом сохранялось право дипломатических отношений, за исключением двух стран – Польши и Турции, давних противников Москвы;

военно-административное устройство Украины, сложившееся в ходе национально-освободительного движения, оставалось не­прикосновенным, сохранялась выборность должностных лиц (старшины);

суд продолжал действовать на основе местных законов и обы­чаев;

Украина сохраняла вооруженные силы – казаки.

Как видно, Украина почти ничего не теряла из завоеванного, но получала защиту сильного, сложившегося государства. Что же выиг­рывала Россия? Мирное и добровольное присоединение Украины ре­шало, наконец, проблему "киевского наследства" в пользу Москвы, оно давало прецедент для претензий на остальные древнерусские тер­ритории. Присоединение их теперь было лишь вопросом времени. Речь Посполитая, оказавшаяся между двух огней – наступление Швеции на Севере и национально-освободительное движение на Украине, была ослаблена. Ослабление было столь значительным, что была предпри­нята попытка создания союза Польши и России. В 1656 г. были заклю­чены Виленские соглашения, по которым царь мог быть избран на польский престол. Эта попытка союза не удалась, но сам факт приме­чателен. Возрос международный престиж России. Она выступала за­щитницей угнетенных, принимала участие в европейских делах. "Русские варвары" приблизились к воротам Европы. Таким образом, на I-м этапе Россия расширялась по восточному типу, расползаясь на прилегающие территории, которые включались в состав единого государства. К концу XVII в. это было огромное мно­гонациональное образование, территория которого была расположена на двух континентах – в Европе и Азии.

III этап: ХУШ–начало XX вв. В этот период Россия стала империей и ее внешняя экспансия определялась задачами модернизации, потреб­ностями для развитая западного уклада (цивилизации). Произошел мощный всплеск внешней экспансии, целью которой было решение следующих задач: выход к мировым коммуникациям, обретение источников сырья и рынков сбыта, реализация геополитических интересов и расширение зоны геополитического влияния. В период существования Российской империи (XVIII – начало XX века) "национальная гордость великороссов" часто перерастала в великодержавность (впрочем, это было присуще всем империям того времени). Огромное многонациональное государство рассматривалось как русское, а история страны была прежде всего историей русских. Это подпитывалось тем, что необъятные, чаще всего слабо заселенные территории Сибири, Казахстана, Средней Азии, да и другие районы страны, осваивались русскими первопроходцами ценой каторжного труда, самоотречения, подвига.

Новые территории нужны были для приложения предпринимательских сил. В связи с этим в территориаль­ных приобретениях России просматриваются некоторые западные чер­ты. Западный тип внешней экс­пансии предполагает выделение метрополии (светское национальное государство) и колониальной периферии в качестве донора. В эпоху модернизации Европы сложились огромные колониальные империи которые просуществовали до середины XX века. Возник феномен великих держав, которые служили опорой мирового равновесия на протя­жении нескольких столетий. В 1721 г. Россия была объявлена Петром I империей по западному образцу. Она активно включилась в европей­скую политику, участвовала в различных союзах. Ее вес в мировой по­литике постоянно рос. Уже в ходе Северной войны (1700–1721 гг.) Рос­сия заявила права на участие в мировой политике на равных с ведущи­ми европейскими державами. В последней четверти XVIII в. Россия вошла в клуб великих держав. Она подтвердила свое положение в ходе первого мирового конфликта – наполеоновских войн. Если раньше сфера геополитических интересов России не выходила за пределы при­легающей территории, то теперь оформились более широкие, велико­державные претензии на сферы контроля и ответственности.