Для анклавов европейского типа модернизация означала обретение некоторой свободы для устойчивого развития в соответствии со своими цивилизационными предпочтениями. В силу этого все проблемы и противоречия модернизаций, успехи и неуспехи связаны прежде всего с русским обществом и его особенностями.
В условиях цивилизационно-неоднородного общества важную роль играет межцивилизационный диалог и связанный с ним феномен культур (языков) - трансляторов. Этот феномен породила эпоха колониальных завоеваний. Достижения разных народов через культуры (языки) — трансляторы становились доступными многим другим народам. Русская культура и русский язык также постепенно (с XVIII века) превратились в трансляторы на территории огромного многонационального субконтинента, входившего в состав Российской империи. Почему именно с XVIII века, а не раньше, ведь государство было многонациональным и в XVI веке? Дело в том, что культура может выполнять роль транслятора при двух взаимосвязанных условиях: первое – она должна быть светской, второе – она должна быть открытой. Светская русская культура появилась в XVIII веке, тогда же начался процесс ее превращения в межнациональный транслятор. Произведения культуры, достижения и самобытные идеи разных народов через русскую культуру, с помощью русского языка становились достоянием сотен миллионов в своей стране, а затем выходили за ее пределы. Обогащалась русская культура – а через нее к разным народам России приходило многое из мирового и русского опыта. Каналов межцивилизационного обмена было немало – общая экономика, общие территории и правовое пространство в рамках Российского государства создавали естественные стимулы для межнациональных контактов.
Центрами межнационального общения стали города, число которых постоянно росло. Таким образом, в рамках государства шел межцивилизационный диалог, взаимообмен роль русской культуры как транслятора в межцивилизационном обмене в полной мере еще предстоит оценить.
Но когда возникают кризисы, революции, когда ослабевает централизованная власть, появляется угроза распада такой страны, как Россия, – с ее сегментарностью, цивилизационной неоднородностью и преобладанием корпоративности в общественной системе. Распад огромного многонационального государства представляет собой ужасающую катастрофу, несущую неисчислимые бедствия и жертвы. Причем такой распад страшен тем, что он идет не только по линиям межцивилизационных границ, но и по всей ткани общества: рвутся нити, связующие и корпоративные ячейки.
Ясно, что русский народ, создавший свое государство в соответствии с законами развитая, заинтересованный в защищенной территории, в ресурсах и удобном геополитическом положении, за несколько столетий существенно расширил границы государства. Но что же русское государство принесло другим народам? О негативных сторонах говорилось: усредненность развития, доминирование русских во всех сферах общественной жизни, деспотизм и произвол жестко централизованной власти, попытки русификации и переселение славянского населения в другие районы.
Но было и другое, о чем тоже не следует забывать. Пространство на стыке цивилизаций, относящихся к разным типам развития — мозаично, нестабильно, остроконфликтно. Языки цивилизационной экспансии захватывали эту территорию то с Востока, то с Запада. Нестабильность и напряженность создавалась и в местах локальных стыков Наличие мощного государства на этой территории стабилизировало ситуацию, погасило локальные войны, обеспечило устойчивые условия для жизни и безопасность. Стабильность и безопасность дорогого стоят. важно и то, что в обществе с неразделенной гражданской и религиозной сферой пришло светское правовое регулирование жизни На основе законов Российского государства рождалась светская культура в рамках государства решались проблемы модернизации районов восточного типа. что было бы невозможно при опоре только на их собственные силы. В рамках государства шел интенсивный социокультурныи диалог. Огромный духовный, культурный, людской, природный экономический потенциал страны был общим достоянием.