Смекни!
smekni.com

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого... (стр. 5 из 27)

б полной государственной консолидации Древней Руси говорить нет оснований. Ее части сохраняли родоплеменные границы. С ростом территории в конце Х века Владимир Креститель ввел деление госу­дарства на уделы. Первоначально было создано 6 уделов, центрами которых стали Новгород, Полоцк, Туров, Ростов, Муром и далекая Тмутаракань. Удельными князьями стали сыновья Владимира, остава­ясь вассалами великого князя. Постепенно число уделов росло, стира­лись родоплеменные границы, а также ярко выраженное родство удель­ных князей, но все же все они были из рода Рюриковичей. Главную и широкую основу для вхождения в европейское сообщество создавало, конечно, принятие христианства. Крещение Руси стало важным и во многом переломным рубежом. Христианство стало проникать в вос­точно-славянские земли задолго до крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к I в. н.э. В летописях упоминается хождение брата апостола Петра Андрея Первозванного на Русь. Зани­маясь миссионерской деятельностью, он попал на Киевские горы и предсказал возникновение здесь великого христианского государства. Однако серьезные историки считают этот эпизод легендой, которая появилась в летописи под давлением церковных деятелей. Христиа-низацияславян в масштабах, заметных для историка, началась с VIII в., во второй половине IX в. этот процесс обрел четкие очертания и происходил, видимо, под влиянием, прежде всего, Болгарии, христи­анизация которой развернулась также в IX в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга. Однако официальной датой крещения Руси принято считать 988 г. Киевский князь Владимир долго упорстовал в язычестве. Однако, собравшись же­ниться на греческой принцессе Анне, сестре византийских императоров, он принял крещение в Корсуне (Севастополе). Вернувшись в Киев, он крестил его жителей. Такова летописная версия. В 990 г. не без сопротивления был крещен Новгород. Затем христианство распространилось другим городам и весям.

В учебниках, литературе советского периода делался упор на на­сильственный характер крещения. Насилие, действительно, применя­лось широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занима­лись разбоем. Однако посмотрим на это с другой стороны. Смена духовных и нравственных приоритетов - это глубокая революция во всех сферах жизни. Этот процесс не мог быть простым и легким. На смену жизнелюбивому, оптимистическому язычеству шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни: от семейных отношений до общественных установлении. Посмотрим на простом примере, какие глубокие изменения несла новая религия. Язычество не возбраняло многоженство. У великого князя Владимира в языческие времена было, по сведениям летописи, пять жен и несметное число наложниц ("триста в Белгороде, двести в Берестове..." и т.д.). Конечно, рядовой труженик не мог содержать такое число жен как великий князь, но не в этом дело. Теперь предлагалось перейти к другим основам жизни. Семью христианство рассматривает как свя­щенный религиозный союз мужчины и женщины, которые связаны вза­имными обязательствами на всю жизнь. Многоженство категорически исключалось. Дети признавались законными только в том случае, если они рождены в браке, освященном церковью. На этом примере видно что принятие христианства было глубокой революцией во всех сферах жизни. И она не могла пройти без борьбы.

Надо представлять, что языческая культура допускала жестокость во всех сферах жизни как норму. Убийство любимой жены или налож­ницы по смерти хозяина было обычным делом. Политическая культура также отражала эти традиции. Один пример: последний князь-язычник Святослав, потерпев неудачу в балканском походе, в порядке мести приказал посадить на кол (это мучительная смерть) 20 тысяч пленных болгар. Христианство принесло смягчение нравов, общую гуманиза­цию жизни. Утверждалась традиция милосердия.

Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это было ее внутреннее дело, и она сама делала выбор. Большинство ее западных соседей приняли христианство из рук миссионеров или кре­стоносцев. Христианство утвердилось на Руси в основном за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома. Щвеции пона­добилось 250 лет для принятия христианства, Норвегии - 150 лет. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерус­ского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русами и славянами, между разными племенами славян. Всех объединила общая духовная основа. Христианство было принято в восточном, византииском варианте. Позднее оно получило название православия, то есть истинной веры. Принятие христианства означало включение' Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а за ней и Рос­сия, считала себя частью христианского мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала себя с ним

Христианский выбор, сделанный древними русскими тысячу лет назад, оказал большое влияние на все стороны жизни современных русских. П.Сорокин отмечал: "Основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации, а также всей системы основных ценностей представляли собой... воплощение поло­жений христианской религии"6. Принятие новой религии помогло ус­тановить прочные политические, торговые, культурные связи со мно­гими христианскими странами. Появились первые русские монеты. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства- Сразу после принятия христианства в стране появились пер­вые школы, в которых проходили обучение дети из разных слоев населения. Они возникали при монастырях, учениками были и маль­чики, и девочки.

При этом следует иметь в виду, что Древняя Русь особой религиоз­ностью не отличалась. Древнерусское общество во многом было светс­ким. В городах посадские люди с удовольствием участвовали в игри­щах, поощряли скоморохов. Создавалась сатирическая поэзия — острое оружие в борьбе против попыток церкви подчинить общество. Рожда­лись идеи еретиков, которые критиковали ортодоксальное христиан­ство. Отношение к еретикам было мягкое, хотя некоторые из них поднимали голос не только против церкви, но и против Бога. Все это свидетельствует, что общество восприняло христианские духовные и нравственные ориентиры, но общественное сознание не было погло­щено религией.

Однако то, что христианство было принято в восточном варианте, имело и несколько иные последствия, хотя сказались они. не сразу, а проявились в отдаленной исторической перспективе. Христианство возникло как единая вселенская церковь. Главным ее центром с I в. н.э. считался Рим. В IV в. в результате распада Римской империи появилась Византия, которая также претендовала на роль центра христианства (на се территории были важнейшие христианские святыни). Это сопер­ничество не было внешним, на самом деле уже в VIII в. оформились два направления в христианстве: западное - во главе с Римским Папой, и восточное - во главе с Кбнстантинопольским Патриархом. С течением времени нарастали различия в церковной догматике, в организации церкви, в богослужении. Западное христианство менялось, восточное провозгласило верность древности, неизменность христианских идеа­лов (отсюда православие — правильная вера). Окончательный раскол на православие и католичество произошел в XI в.

В православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. Первоначально христианский символ веры был сформули­рован на основе Евангелий (Новый Завет). В дальнейшем западное христианство расширяло символ веры. Русское православие длительное время ориентировалось, прежде всего, на Евангелия, а идея прогресса наиболее ярко выражена в Ветхом Завете. Религиозные деятели, при­верженные классическому русскому православию, постоянно подчер­кивали это различие. Архимандрит Иларион (Троицкий) писал: "Идеал православия есть не прогресс, а преображение... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу к Богу"7. Во времена Киевской Руси это различие не имело сущест­венного значения (окончательного разделения христианства на два направления еще не произошло). Но по мере того, как Европа ускоряла темп развития, ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалось существенно. Установка в общественном сознании на преобразующую деятельность была сильной на первых этапах истории, но она была трансформирована под влиянием православия. Русское православие ориентировало человека на духовное преоб­ражение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приб­лижению к христианским идеалам. Это способствовало появлению та­кого феномена, неизвестного западному христианскому миру, как ду­ховность. Но при этом православие не давало стимулов для социаль­ного и общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей.