Смекни!
smekni.com

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого... (стр. 7 из 27)

Внешняя политика Киевского государства решала ряд задач: укре­пление государства, охрана границ и обеспечение безопасности насе­ления, развитие дипломатических, торговых, культурных связей с окру­жающим миром; расширение территории, получение дополнительных ресурсов за счет военных походов. Широкие экономические, политичес­кие, династические и другие связи имела Древняя Русь с Европой. Через ее территорию проходил важнейший в условиях арабских завоеваний торговый путь - "путь из варяг в греки". Важное место занимали отно­шения с Византией. Главнейший неписаный принцип взаимоот­ношений с кочевниками состоял в полном отказе от территориальных приобретений. Оседлый земледельческий и городской быт Руси был несовместим с кочевой культурой. Укрепление границ со степью с целью охраны населения от грабежей, отражение набегов и упреждаю­щие удары против угрожающих группировок кочевых племен сочета­лись с привлечением кочевников для охраны границ, а также в качестве наемной военной силы.

Обратите внимание, в Киевской Руси формировались предпосылки для перехода на прогрессивный путь развития. Она развивалась по пути, близкому к античному. В сущности, она была ближе к прог­рессивному типу развития, чем современная ей средневековая Европа. Можно сказать, что Древняя Русь - это наша античность. Но все же Русь не Древняя Греция. Важнейшая проблема соотношения личности и общества разрешалась в Древней Руси в пользу приоритета коллек­тива. Но эти особенности Древней Руси на этапе становления пока еще были вполне совместимы с тенденциями прогрессивного развития. Причем некоторые особенности уже начали изживать себя. Как говорилось, началось утверждение частной собственности. Вече как демократический институт, характерный для традиций прямо! демократии, уже в XI веке теряло свою главенствующую роль, хотя существовало еще продолжительное время. Только в Новгороде | Пскове включенное в систему республиканских демократических институтов вече сохраняло свою силу в течение столетий, хотя современники осознавали недостатки этого института (решение вопросов .1 кулачном бою и т.д.). Казалось бы, быть Руси частью современен европейской цивилизации и развиваться по тому же прогрессивном типу. Однако ситуация на просторах русской равнины коренным образом изменилась.

Проблема цивилизационного выбора в условиях раздробленности

Киевское государство начало распадаться в конце XI в. Возникло множество суверенных земель - княжеств, и число их увеличивалось. К середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их было уже около 50. Древнерусское государство исчезло. Единого центра власти не было. Титул великого князя в XII в. применялся к черниговским, владимирским и другим князьям. Процесс раздробления большого раннесредневекового государства был естественным. Европа также пережила полосу распада, раздробленности, локальных войн, чтобы затем развился процесс образования национальных государств светс­кого типа, которые существуют до сих пор. Можно сделать вывод:

Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному результату.

Раздробленность ослабила общий военный потенциал, междоусобные войны разоряли население. Вместе с тем, в этот период бурно росли города, древнерусское искусство достигло необычайного расцве­та. Закладывались основы хозяйственного единства. Замкнутое нату­ральное хозяйство разрушалось, городские мастера переходили к работе на рынок. Появилось ростовщичество, которое обеспечивало первоначальное накопление капиталов. Таким образом, в условиях раздробленности созревали предпосылки для единства на новой основе -экономической, культурной, политической. Здесь, в перспективе, могло возникнуть национальное государство, сформироваться единый народ. Однако этого не случилось. Развитие на территории Руси пошло иначе.

Перломным в истории Древней Руси, как и в Европе, стал XIII в. Но если Европа с XIII в. активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного типа развития, то перед Русью встала другая проблема. В 1237 г, в русских пределах появились монголо-татары. Они несли массовую гибель людей, уничтожение того, что создавалось столети­ями. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усили­вающаяся Литва, шведы, немцы и ливонские рыцари наступали на русские земли. Раздробленная Древняя Русь столкнулась с труднейшей проблемой: как самосохраниться, как выжить. Она оказалась как бы между жерновами Востока и Запада. Причем характерно: с Востока, от татар, шло разорение, Запад требовал смены веры, принятия католи­чества. Ярл Биргер, из знаменитого шведского рода Фолькунгов, предпринял два крестовых похода против Северо-Западной Руси. В связи с этим русские князья для спасения населения могли пойти на по­клон к татарам, соглашались на тяжелую дань и унижение, но нашест­вию с Запада сопротивлялись.

Монголо-татары, как смерч, пронеслись по русским землям, объя­вились в Венгрии, Польше, затем ушли в низовья Волги, совершая оттуда сокрушительные набеги, собирая тяжелую дань. В соответствии с распространенной среди русских историков точкой зрения, с распадом Киевского государства, а затем и потерей независимости многими княжествами, история здесь как бы замерла и переместилась на Северо-Восток, где возникали новые центры исторического развития. Это -промосковская традиция, утвердившаяся в историографии. Однако на самом деле история в Юго-Западных землях не прерывалась. Она шла свои путем. Галич оказался в составе Польши. Минск, Гомель, а затем и Киев, другие города втягивались под власть языческой Литвы для спасения от монголо-татарского разорения, сохранения своего типа развития.

Что такое Литва того времени? В 40-е гг. XIII в. появилось и быстро увеличилось в размерах Литовское княжество. О нем мало известно, но уже в XIV в. оно объединяло в своем названии три элемента: Литва, жмудь, русские земли - Русь. Позже слово "русское" в названии государства перешло на второе место после "литовского" -Великое княжество Литовское, Русское и Жомойтское.

В период расцвета это княжество простиралось от Балтики до Чер­ного моря, от границ Польши и Венгрии до Подмосковья (Можайск). '/ю территории Литвы составляли древние русские земли. Не случайно противники усиливающейся в Москве центральной власти бежали в Литву. Таким образом, Западные и Юго-Западные земли, где шло формирование Малороссии и Белоруссии, гораздо дольше существо­вали в условиях европейской традиции. Там более глубокие корни прогрессивного типа развития. Русское население Литвы называло Русью свою державу. Оно считало ее наследницей Киевской Руси. В рамках Литвы Русь развивалась в соответствии со своими традициями (вечевой идеал прослеживается до второй половины XV в.).

Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было благоприятным. Продолжали развиваться города, наиболее крупные из них получили магдебургское право. Интересно то, что жители пограничных территорий, проживавшие в "зоне риска", под угрозой вторжения монголо-татар или московитов, имели дополни­тельные привилегии. Например, жители Белой Церкви, подвергшиеся набегу татар, были освобождены от податей на 9 лет. Русские аристократы пользовались значительными правами и имели большое влияние при дворе литовского князя. В Литве длительное время господ­ствовали древнерусские законы, древнерусский язык.

Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. Степень зависимости от центральной власти была различна и определялась обстоятельствами вхождения. В большей или меньшей степени, но землям была обеспечена значительная автономия, неприкосновенность социально-экономических и политических струк­тур. Литовское княжество строилось на принципах вассалитета, разру­шалась корпоративная структура общества. Уже в конце XV — начале XVI вв. в Литве не прослеживается наличие родовых корпораций знати. На месте корпоративности утверждалась классовая структура общества. С 1386 г. в Литве началось утверждение католичества. Принятие христианства в католическом варианте привязывало Литву к Западу.

Таким образом, на Западе, под эгидой сначала языческой, а затем, с конца XIV в., католической Литвы развитие русских земель продолжа­лось в соответствии с тенденциями прогрессивного типа. Но террито­рия эта сокращалась. В древнерусских землях, которые находились в составе Литвы, развернулось становление украинского и белорусского этносов. В современных условиях историки Украины и Белоруссии складывание украинского и белорусского этносов представляют как процесс, имеющий своим началом Киевскую Русь. Однако это вряд ли правомерно. Складывание этих народов развернулось в ХУ-ХУ! вв. Самосознание формировалось под влиянием реальной социально-политической ситуации в Литве, а затем в Речи Посполитой, и антикатолических, анти-польских настроений. Угроза полонизации и католизации населения стимулировала осознание общности людей на основе православия.