Смекни!
smekni.com

Цивилизация скифо-сарматская и аланская.doc (стр. 3 из 3)

Иначе сложилась судьба алан, оставшихся на Северном Кавказе. Основной территорией их расселения являлся Центральный Кавказ от правых притоков Кубани (Зеленчук, Фарс) на западе до р. Аксай на востоке, от Главного Кавказского хребта на юге до верховий Кумы, течения Малки и правобережья Среднего Терека на севере. Соседями аланского объединения были: в Прикубанье - адыги, в зоне центральнокавказских перевалов - горные грузинские племена, далее к востоку - предки чеченцев и ингушей и племена горного Дагестана.

Прижатые гуннами к горам Кавказа, аланы вступили в контакты с многочисленным аборигенным населением, включив его в свой состав. В условиях этого межэтнического взаимодействия происходило развитие

Алания.

Аланское государство на Северном Кавказе стало оформляться в середине первого тысячелетия н.э. Большинство современных исследователей считает, что на территории Алании к концу V - началу VI в. сложились две этнокультурные группы: западная - протодигорцы (Асдигор) и восточная - протоиронцы (Ирхан). Первая локализовалась в верховьях Кубани, Пятигорье и современной Балкарии, вторая - в Северной Осетии, Ингушетии и Чечне.

Восточные аланы в своей внешней политике более ориентировались на Иран. В 550-551 гг. они вместе с савирами в составе персидских войск вторглись в Колхиду, а в 562 г. совершили поход на Восточную Грузию, заставив ее подчиниться Ирану. Находки сасанидских монет на территории Восточной Алании говорят об ее тесных связях с Персией.
Западные аланы традиционно придерживались дружественных отношений с. В середине VI в. происходит консолидация западных алан. С 558 по 572 гг. византийские историки упоминают "вождя", "царя" западных алан Сарозия (Сародия, Сароя) - друга и союзника ромеев. В VI в. на территорию Алании из Византии начинает проникать.

К концу 70-х гг. VI в. аланы (вероятно, обитатели равнин и предгорий) попадают в зависимость от. Основанием для этого, возможно послужили их союзнические отношения с (в 558 г. "царь" алан Сарозий помог аварскому послу добраться до Константинополя). Однако из-за внутренних неурядиц в каганате власть тюрок на Центральном Кавказе вскоре ослабла.

Возникший в середине VII в. на обломках тюркской державы сразу же стал предъявлять претензии на гегемонию в Северо-Кавказском регионе. Сведения об аланах почти исчезают со страниц арабских и византийских хроник. Однако на основании весьма скудных источников можно судить, что Алания до середины VII в. сохраняла независимость, но оказалась втянутой в за господство на Кавказе.

По мнению ряда исследователей, часть алан, не вынеся тягот войны, снялась с насиженных мест и переселилась на среднее течение Северского Донца. Однако существует и другая точка зрения, основанная на анализе археологического материала из Дмитровского, Салтовского и Маяцкого могильников, появившихся в верховьях Дона и Северского Донца не ранее второй половины VIII в. Аланы-овсы были переселены сюда каганатом целенаправленно для создания пограничного заслона на северо-западе против славян, носителей романо-боршевской культуры.

В результате арабо-хазарских войн Алания, по мнению многих исследователей, хотя и осталась независимой, но попала под политическое влияние каганата, чтобы избежать власти более жестоких завоевателей - арабов. Исходя из сведений дагестанской хроники "Дербенд-наме", восточная часть Алании входила в состав каганата как особая административно-территориальная единица, в которой находилась ставка наместника (возможно брата) кагана и постоянно размещалось хазарское войско. Правда, Ирхан располагал и собственным автономным правителем, проживавшим в столице данного региона и взимавшим дань с местной иудейской общины, что указывает на сохранение сюзеренных прав в отношении земель и населения страны даже при наличии здесь хазарского наместника и войска. Восточную часть Алании (Ирхан) обычно отождествляют со страной асов/овсов/оссов - Асией.

Лишь отдельные исследователи считают, что под этим названием скрывается Западная Алания, полностью сохранившая свою независимость. Константин VII Багрянородный (945-957) в трактате "О церемониях" наряду с правителем Алании упоминает архонта Асии, т. е. лицо, стоявшее в византийской "табели о рангах" ниже главы Аланской державы, но обладавшего прерогативами самостоятельного правителя.

Ценные сведения о стране алан содержит сочинение арабского автора начала X в. Ибн Рустэ, который подробно очерчивает ее границу. Между владениями царства Серир в горном Дагестане и владениями царя алан три дня пути по "горам и лугам". От восточной границы Алании до Дарьяла десять дней пути, т. е. восточная граница области, подчиненной царю алан, доходила до начала Терско-Сулакской низменности, полностью охватывая предгорные территории современных Чечни и Ингушетии. По сведениям Ибн Рустэ, аланы делятся на четыре племени, что, вероятнее всего, отражало этнополитическое деление Алании. Современные исследователи выделяют три основных варианта аланской материальной культуры: западный (верховья Кубани), центральный (Кабардино-Балкария) и восточный - в Северной Осетии, Ингушетии и Чечне.

Рост политической самостоятельности Алании во второй половине IX - первой половине X в. сопровождался постепенным ослаблением политического влияния Хазарского каганата. Арабский географ X в. Масуди, характеризуя политическую и военную мощь Алании, писал, что царь алан "могущественен, мужественен, очень силен, ведет твердую политику среди царей" и "выступает в поход с 30 тысячами всадников". По свидетельству анонимного хазарского еврея, жившего в X в., (Кембриджский документ): "И заключил царь союз с нашим соседом, царем алан, так как царство алан (было) сильнее и крепче всех народов, которые (жили) вокруг нас, (и) так сказали(себе) мудрецы: "Как бы не появились народы войною против нас и не присоединился также и он к нашим врагам".

В начале 30-х гг. X в., при кагане Аароне, ситуация изменилась. Аланский царь, подстрекаемый византийским императором Романом I Лакапином (919-944), выступил против хазар. Аарон нанял дружественного хазарам "царя турок" (гузов или печенегов), которые победили алан: "и низвергся царь аланский перед Аароном, и тот взял его живым в плен. И оказал ему [царь большой] почет и взял дочь его в жены своему сыну Иосифу. Тогда [обязался] ему аланский царь в верности, и отпустил его царь Аарон [в свою землю]".

Поражение в войне со слабеющей Хазарией не могло надолго подорвать мощь Алании. В 944/945 гг. аланы вместе с уже были союзниками в их походе в Закавказье. Политический альянс Алании и, скрепленный кровнородственными связями (царь каждого из этих политических образований был женат на сестре другого), своим острием был направлен против каганата. Византия также была заинтересована в союзе с Аланией, так как "властитель" этого независимого политического образования имел возможность в силу своего положения оказывать давление на Хазарию.

Победа киевского князя Святослава над хазарами в 965 г., хотя он тогда же победил и ясов, завершила борьбу Алании за освобождение от политического влияния каганата. В 1032 г. аланы вместе с русами совершили набег на Ширван, а в 1033г. ими был совершен неудачный поход в сторону Дербента (на Карах). Эти военные кампании русов и алан против мусульманских владетелей Восточного Кавказа и Закавказья, видимо, были связаны с деятельностью черниговско-тмутараканского князя Мстислава Владимировича.

В X-XII вв. Алания переживала период наивысшего военно-политического и культурного подъема. Именно в это время у алан происходит оформление раннефеодальной государственности, что нашло отражение в труде Константина VII Багрянородного. Почти полностью перейдя к оседлости, они сделали основой своего хозяйства пахотное земледелие, а отгонное скотоводство с предпочтительным разведением овец и коз являлось лишь отголоском прежнего быта скотоводов. Археологические источники существенно дополняют сведения хроник и летописей и свидетельствуют о высоком уровне развития ремесла (металлургии, гончарного, ювелирного и оружейного дела, обработки камня, кости и дерева) с далеко зашедшей специализацией. На территории Центрального Кавказа существовало множество. О них писал еще Масуди: "Царство алан представляет беспрерывный ряд поселений настолько смежных, что если кричат петухи, то им откликаются другие во всем царстве благодаря смежности и, так сказать, переплетению хуторов".

Внутри аланских городищ появляются цитадели - огражденные рвами и валами места обитания племенной и родовой аристократии. На рубеже X-XI вв. часть крупных аланских поселений превращается в селения городского типа полуаграрного характера. Среди них можно отметить Нижний Архыз, Рим-гору, Верхний и Нижний Джулат, Алхан-Калу. Некоторые исследователи считают Алхан-калу ранней столицей алан, которую Масуди называл "благочестивый Магас", поселение у Верхнего Джулата (Татартупа) сопоставляют со "славным ясским градом Дедяковым".

Со второй половины XII в. Алания вступает в пору феодальной раздробленности. Католический монах Юлиан, побывавший в Алании перед нашествием монголо-татар, отмечал, что теперь" сколько селений, столько и вождей, и ни один из них не имеет подчиненного отношения к другому. Там постоянно идет война вождя против вождя, села против села". Письменные источники больше не упоминают об общеаланских царях, зато все чаще говорят о "мтаварах", "князьях", "ханах", и "эмирах", то есть о местных феодальных владетелях.

Как особое политическое образование государство Алания просуществовало до и установления над степями региона.

Список литературы:

1. Дон и Кавказ в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону.1990.

2. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М. 1974.

3. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа. IV-X века. Л. 1979.

4. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа . X-XIII века. СПб. 1994.

5. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. М. 1988.

6. Кузнецов В.А. Алания X-XIII веков. Орджоникидзе. 1971.