Смекни!
smekni.com

Уголовное наказание за диверсию (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МГУ

Кафедра «Юриспруденция»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Уголовное право»

на тему «Уголовное наказание за диверсию»

Выполнил студент

2 курса

Перова Екатерина

Санкт Петербург

2007


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ДИВЕРСИИ 5

1.1. Характеристика понятия 5

1.2. Предмет диверсии по уголовному кодексу РФ 7

1.3. Классификация диверсий 7

ГЛАВА 2. ДИВЕРСИЯ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ 13

2.1. Уголовное наказание за диверсию с субъективной и объективной точек зрения 13

2.2. Виды суждений о диверсии 17

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ДИВЕРСИИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18

ГЛАВА 4. РЕАЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ ДИВЕРСИЙ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31


ВВЕДЕНИЕ

Прежде слово «диверсия» не имело специфического смысла, появившегося при советской власти («шпион и диверсант»). Диверсией называлась операция, целью которой являлась не прямая победа над неприятелем, а причинение ему такого ущерба, который способствовал бы его поражению в будущих битвах. Периодические бомбардировки Ирака — типичный пример диверсионной войны: избегать генерального сражения, а вместо того устраивать смелые рейды по неприятельским тылам. Более того. Все разговоры последнего десятилетия об абсолютном военном превосходстве передового Запада базировались почти исключительно на опыте диверсий против Саддама Хусейна. Лидер наступившего XXI века Буш счел нужным лишний раз показать, что отныне международное право (в американском толковании, естественно) обрело так недостававшую ему прежде абсолютную санкцию в виде несокрушимой военной мощи, для чего и произвел очередную диверсию.

Само по себе это понятие было введено в состав уголовного законодательства нашей страны еще в 1927 году Положением «О преступлениях государственных», в 9 статье которого это преступление определялось как «разрушение или повреждение с контрреволюционной целью, взрывом, поджогом или иными действиями, железнодорожных или иных путей и средств сообщения, средств народной связи, водопровода , общественных складов и других сооружений или государственного или общественного имущества». В целом подобное определение легко объясняется временем его существования – временем всеобщей борьбы с контрреволюционерами. В 1958 году принимается новый Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и трактовка термина «диверсия» изменяется: более подробно перечислены действия, составляющие объективную сторону этого преступления (в том числе включены массовые отравления, распространение эпидемий и эпизоотий), уточнено содержание цели – она отныне определена не как контрреволюционная, а как цель ослабления Советского государства. На данный момент официальное определение понятия «диверсия» заложено в части 1 статьи 281 Уголовного кодекса РФ. Согласно которой диверсия: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации…». В нынешнее время, активизации различных сепаратистских и террористических организаций рассмотрение термина «диверсия» носит особую ценность.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ДИВЕРСИИ

1.1. Характеристика понятия

По своему объему диверсия – понятие общее, т.к. в объеме можно представить множество предметов (множество преступлений-диверсий). Понятие положительно, т.к. оно отражает признаки, которые имеет данное явление. По содержанию понятие конкретно, т.к. мы подразумеваем конкретное явление. Относительно, т.к. в этом понятии один предмет мысли (диверсия) подразумевает существование другого (диверсант), и без него не имеет смысла. Понятие несобирательное, т.к. под ним мы понимаем одно явление (конкретное преступление).

1.2. Предмет диверсии по уголовному кодексу РФ

Диверсия направлена на экономическое и оборонное ослабление РФ. Предметом диверсии являются перечисленные в ст. 281 УК материальные объекты, относящиеся к любой форме собственности.

Прежде всего, ими становятся объекты энергетики, оборонной промышленности, транспорта (железнодорожного, воздушного, морского и магистрального трубопроводного), военные объекты и др. В частности, это могут быть: атомные и другие электростанции; линии электропередач и связи; нефте- и газопроводы; шахты; туннели; мосты; плотины; системы тепло- и водоснабжения; склады вооружения, горючего и продовольствия; информационно-вычислительные и телевизионные центры и т.д.

1.3. Классификация диверсий

Фактором, затрудняющим разработку понятия и подходов к классификации диверсии, является проблема отождествления диверсии с террором и терроризмом. В словаре иностранных слов «террор»[1] определяется как политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами[2]. Статья 205 Уголовного кодекса России предусматривает ответственность за терроризм, - то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного ущерба либо наступление опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза свершения указанных действий в тех же целях. Свою формулировку дает Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ, но она не отличается лаконичностью.

Среди ученых нет единого мнения по вопросу уголовно-правового определения понятия терроризма. Несмотря на определенную общность целей диверсии и терроризма, можно обозначить некоторые принципиальные различия между рассматриваемыми явлениями.

Так, если в статье 281 УК РФ, говорящей о диверсии, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то к терроризму, кроме названных непосредственно в статье 205 УК РФ, относятся самые разнообразные иные действия. При диверсии действия преступников направлены на причинение вреда, то при терроризме - на запугивание населения, дестабилизацию обстановки. Цель диверсии состоит главным образом в ослаблении государства, а терроризма - в принуждении к принятию решения или удержанию от его принятия. Диверсант обычно действует тайно, а террорист - демонстративно, привлекает к себе внимание средств массовой информации и населения. Существенным разграничивающим признаком является также ультимативность действий при терроризме.

Под сущностью диверсии следует понимать совокупность признаков, характерных черт и отличительных особенностей, присущих диверсии как военно-политической и правовой категории, и составляющих ее внутреннее содержание. Выделим отличительные признаки диверсионной деятельности как преступного деяния.

Во-первых, отличительной чертой диверсионной деятельности является то, что она направлена на подрыв основ конституционного строя и государственной безопасности. При этом умыслом диверсанта охватывается причинение вреда экономическим интересам и обороноспособности государства.

Во-вторых, диверсионную деятельность отличает скрытый, неочевидный характер исполнения.

В-третьих, отличительной особенностью диверсионной деятельности является необходимость развития агентурной сети, вовлечение в преступную деятельность как можно большего числа лиц.

Очертим круг задач для научного поиска, прежде всего задачу разработки классификаций форм, видов диверсии, средств и способов диверсионной деятельности. Мы предлагаем классифицировать диверсию на:

- экономическую;

- политическую;

- информационную (или идеологическую);

- психологическую (слухи);

- кибердиверсию (электронную диверсию, например, хакерские атаки на сайты органов государственной власти).

Если коротко охарактеризовать экономическую диверсию, то с нашей точки зрения она определяется следующими особенностями. Цель - получение выгоды в результате присвоения экономических ресурсов с нарушением принципа эквивалентности, при этом не исключен полный контроль над экономическими ресурсами региона или государства. Скрытый для общества характер преступлений. Объектом посягательства является экономика государства в целом, отдельные сектора, группы граждан и организаций. Существенный ущерб, причиняемый экономическим интересам государства и общества. Такой диверсии присущ неочевидный, множественный, систематический и длящийся характер, где сложно установить организаторов, исполнителей и пособников преступления и меру их персональной ответственности. Важно учитывать, что диверсионные операции, как правило, тщательно спланированы и участие пособников может быть как прямым, так и косвенным.

В свою очередь частным примером идеологической диверсии является сайт агентства «Кавказ-центр» в сети Интернет. Приведем текст сообщения в разделе «Сотрудничество»: «Независимое международное исламское агентство «Кавказ-центр» приглашает к сотрудничеству журналистов и политических обозревателей. Для того, что бы стать постоянным автором публикаций на сайте KavkazCenter.com необходимо прислать в нашу редакцию авторский материал по любой из следующих тем - «Война на Кавказе», Ичкерия», «Перспективы развития ситуации на Кавказе», «Дагестан», «Ситуация в Закавказских странах», «Российская тематика - Кремль, Путин, олигархи, свобода слова, борьба за власть, перспективы Путина, российская армия, спецслужбы и др.», «Ближний Восток», «Исламский мир», «Афганистан», «Политика США», «Ситуация и перспективы в Центральной Азии», или на любую свободную политическую тему, затрагивающую важные аспекты жизни современного мира.»[3]