Смекни!
smekni.com

Чехия в период правления Карла I (IV) (стр. 5 из 7)

Так, например, в городе Брно во время волнений в 1378 году представители ремесленников требовали, чтобы восемь мастеров, чехов по происхождению, участ­вовали в заседаниях совета, когда там обсуждаются вопросы, касающиеся всей «общины» (то есть имущих слоев города). Точно так же и в Иглаве в 1391 году име­ли место выступления против патрициата. Однако все эти выступления были подавлены патрициями при помо­щи стражников.[7;24]

Самую многочисленную группу насе­ления городов составляла городская беднота, теснившаяся в ла­чугах предместий, в городских трущобах. Это были разорившиеся ремесленники, поденщики, челядь, рабо­тающие по найму подмастерья, а также изгои фео­дального общества — нищие и проститутки. Эта часть городского населения, представляла собой взрывчатый материал, готовый вспыхнуть от первой искры. А начиная с XIV века положение городской бедноты неуклонно ухудшалось. Росли цены на самые необходимые предметы потребления, а заработная плата при этом оставалась прежней, а если и возрастала, то все-таки не могла поспеть за растущими ценами.

Крестьянство в предгуситский период уже подверг­лось процессу социальной дифференциации. Наряду с зажиточными крестьянами, которые вели хозяйство на больших земельных участках (в пол-лана или целый лан), в деревне жили и малоземельные крестьяне, дер­жавшие четверть лана земли и меньше, затем безземель­ные крестьяне (то есть держатели ничтожных по своим размерам клочков земли или совсем лишенные земли). У всех этих крестьян была, по крайней мере, крыша над головой; они владели, правда, с соизволения господина, домом или жалкой лачугой. Однако в деревне работало также много челяди — поденщиков, служанок, которые вынуждены были зарабатывать себе кусок хлеба, на­нимаясь на работу либо к пану, либо к зажиточному крестьянину.

Имущество крепостных принадлежало церковным и светским феодалам. Крестьянин пользовался этим иму­ществом только с соизволения феодала. Владение кре­стьянина было наследственным, если оно было записано на основе так называемого закупного (немецкого) права, или пожизненно, если было записано на основе так называемого чешского права.

Обычно земля была обременена как денежным, так и натуральным чиншем. Ежегодно ко дню св. Георгия и св. Павла крепостные обязаны были пла­тить владельцу замка или монастырю определенную сум­му и обеспечивать феодала продуктами (яйцами, пти­цей, зерном и т. д.). Кроме того, крепостной обязан был несколько дней в неделю нести на городской земле пе­шую или конную барщину. Само собой разумеется, что вся тяжесть барщины падала прежде всего на бедняков, не имевших ни рабоче­го скота, ни поденщиков, которых можно было бы послать на барщину вместо себя. Мелким и безземельным кресть­янам приходилось самим идти работать на поле феода­ла, оставляя свои крошечные участки необработан­ными.[7;26]

К этим обычным повинностям, которые сами по себе были уже достаточно тяжелы для крепостных, прибавлялась еще так называемая «помощь» («помощью» назы­вались чрезвычайные повинности). Положение крестьян прекрасно характеризует пословица: «Крепостной, что верба, чем чаще ее обрубать, тем гуще она будет вет­виться»

Экономическое угнетение усугублялось правовым и политическим. Уже отмечалось, что крепостной держал землю только с соизволения господи­на. Правда, формально, согласно феодальному праву, владение крепостного было наследственным. Фактиче­ски же феодал всегда имел возможность согнать кресть­янина с земли и поступить с его имуществом по своему усмотрению. Но даже если крепостной владел своим хозяйствам на праве наследования, его право собственности было ограничено. Согласно праву на выморочное имущество, хозяйство крепостного, не оставившего прямых наследников, переходило в руки господина, который мог рас­поряжаться им по своему усмотрению.

В предгуситский период поднялась волна протеста против права феодала на выморочное имущество, которая захватила не только вождей реформаторского направления, но и некоторых представителей выс­шего духовенства (выступление архиепископа Яна из Енштейна и трактат Кунеша из Тржебовли). Кроме то­го, некоторые феодалы почувствовали, что было бы не­благоразумно рассчитывать дольше на бесконечное тер­пение крестьянства. Вот почему пражский архиепископ и присоединил свой голос к голосу реформаторов, требовавших ликвидации права феодалов на выморочное имущество. Феодалы при этом хотели убить двух зай­цев: убедить крепостных, что им оказывают благодеяние, что повинности их, таким образом, резко снижены, и одновременно пополнить карманы, заставив крестьян вы­купать право феодала на выморочное имущество. Крепостные должны были дорого заплатить за ликвида­цию этого права. Право на выморочное имущество в церковных, а также в светских владениях было действитель­но уничтожено, но этот дар данайцев не мог удовлетво­рить крестьян и задержать развитие революционного движения. Во владениях Рожемберков в южной Чехии ликвидация права на выморочное имущество была нача­та только в 1418 году, когда революционный пожар уже охватывал одну деревню за другой.

В правовом отношении крепостной также был отдан на милость, вернее, на произвол феодалов, — он был подсуден только панскому суду. Феодалы превратили право­судие в орудие выкачивания новых средств. Каждый проступок крестьянина служил для панских судей предлогом для взыскания с него денег. Помимо основных податей, крестьяне были задавлены множеством мелких повинностей. Крепостные должны бы­ли поставлять продовольствие, фураж и скот во время войн и частых феодальных усобиц, нести военную служ­бу, ремонтировать дороги, оказывать мелкие услуги во время панских игр и развлечений — все это входило в их «обязанности». Впрочем, феодал не обращал внима­ния ни на сложившиеся обычаи, ни на письменные со­глашения. Если ему что-либо было нужно, он просто брал это у крепостных; если ему нужны были ловчие для охоты или поденщики, он посылал за ними в деревню.[7;31]

Разобрав экономическое и социальное положение Чехии в предгуситский период можно отметить нагнетание социально-экономических противоречий. Все более углубляющиеся классовые противоречия вели к революционному взрыву. Кризис обществен­ного порядка распространялся на все сферы общества и все социальные группы. Усиление социальных противоречий во всех слоях общества выли­лось в гуситское революционное движение — одно из самых грандиозных движений эпохи феодализма. Существует закономерность - революция невозможна без структурного общенационального кризиса. Экономическое и социальное положение предгуситской Чехии является еще одним подтвержде­нием этого закона. Общенациональный кризис, захватив­ший все слои населения, подготовил в Чехии почву для гуситского революционного движения, которое потрясло старый общественный строй гораздо сильнее, чем другие антифеодальные революционные восстания. Следует отметить, что у гуситского движения была одна особенность — оно было направлено против крупнейшего феодала — церкви. По­этому в начале движения создалась широкая гуситская коалиция, к которой принадлежали не только крестьян­ство, городская беднота, бюргеры и низшее дворянство, но и часть панства, мечтавшего захватить церковные име­ния. Однако вскоре эта широкая коалиция классов рас­палась в зависимости от классовых интересов на три определенных лагеря.

Глава 3. Политическая жизнь Чехии при Карле I.

Прежде чем перейти к правлению Карла I необходимо коротко осветить события предшествовавшие этому.

Со смертью Вацлава III в 1306 г. прекратилась дина­стия Пржемысловичей. Вокруг освободившегося королев­ского престола началась борьба. Феодальная знать во главе с паном Тобиашем из Бехина избрала на престол Рудольфа, сына Альбрехта Австрийского. Рудольфу пришлось вооружённой рукой добывать престол. Во время войны он умер от болезни (1307). По договору с Альбрехтом на чешский престол должен был вступить Фридрих Красивый, его второй сын. Кандидатура Фрид­риха поддерживалась отдельными панами и частью патрициата, немцами города Праги. Противники авст­рийской партии во главе с пражским епископом Яном из Дражиц выдвигали кандидатуру Генриха Хорутанского, женатого на сестре покойного короля Вацлава III Анне. Борьба между двумя группировками доходила до кровавых столкновений. В конце концов Генрих Хорутанский (1307—1310) утвердился на престоле. Фридрих Красивый отказался от престола в пользу Генриха за 45 тыс. гривен серебра. Однако он был втянут в конфликт в могущественными панами и был изгнан.[2;74]

Ян Люксембург (1310—1346) – муж Елишки, второй дочери Вац­лава II, был третьим ставленником панов и высшего духовенства. Паны для обеспече­ния своего положения потребовали от короля грамоты, закреплявшей их привилегии. Согласно выданной гра­моте король обязывался не давать никому привилегий и земли в ущерб правам и вольностям высшего духо­венства и панов, которым он гарантировал неприкосно­венность их имений, прав и вольностей. В частности король обещал не допускать в страну иностранцев, не заставлять панов и средних и мелких феодалов без их согласия участвовать в походах. Только в случае напа­дения врага на Чехию или Моравию король мог призы­вать феодалов к участию в походе. Феодалы освобож­дались от обложения денежным налогом, за исключением случаев коронации и выдачи замуж дочерей короля. Король давал обещание не раздавать придворных должностей и имений иностранцам, в частности должности каштеляна и графа, и запрещал им приобретение земель. Король предоставил феодалам ряд прав, касав­шихся распоряжения имениями и наследства. Чешское панство, добившись значительных привилегий, юридически ограничило королевскую власть. Король должен был созывать сеймы для разрешения сбора налогов, в кото­рых он постоянно нуждался. На сеймах руководящее значение имели феодальная знать и высшее духовенст­во. Кроме феодалов на сеймах иногда присутствовали представители отдельных привилегированных городов. Король Ян созывал отдельно представителей от горо­жан для получения от них денежной помощи. Для той же цели созывались совещания духовенства, которое не всегда участвовало в сеймах.[6;58]