Смекни!
smekni.com

Шпоры по истории (стр. 2 из 13)

12) модернизац обществ вост типа.

В 19 в в странах вост типа начались реформы, с кот связаны надежды, что вост впишется в евр стандарты. Процесс модерн не принял широкого масштаба, и вост страны продолж сущ в век опроб опыте. Дальше всех в реф 19в продвин Япония, кот не была затронута колонист-ами. Я открывает для себя путь частной предприн деят, защищен юридически, что спос прон развит страны. 1889г в Я прин конституц от имени императора. Я стала конституц монархией, в ней обр парламент. Начало мод обществ вост типа совпало с мир цив криз, идет процесс проникнов культур, но каждая страна сохр особенности своего цив разв как происх мод обществ вост типа. Наиболее масштабно мод на В развер после 2 мир войны. Цель: 1. Ускорение развит, индустриал-ии 2. Общ в т сохр свои фундаментальные ценности, добиваясь сохр общ-ва. После 2 мир войны продолжился процесс деколонизации, и каждая из стран В выбирала свой путь мод-ии: сущ 3 пути мод-ии: 1.внедрение и приспособлен элементов прогрессивн типа разв в полном объеме с сохр или приспособл к собств условиям. Успех мод во многом зависел от того, что именно после 2 мир войны было заметно обновл з т разв 2. Внедрение организ-технолог элементов индустриал общества, рыночных отнош при сохр общ системы 3. Превносятся организ-техн структуры без рынка и демократии. Созд индустр научн базы, созд высококвал кадры. Этот вар относ прем к соц. На 1-й план выдвиг тезнократы. Произв ради произв. Нет саморазв обществ, нужен регулятор-гос-во. Несмотря на то что эл зап типа проникли в эл вост типа, общ-ва вост типа начин быть менее зависимы от зап. Наметился процесс обратного проникновен:прогрессивный может быть не только индивид, но и коллектив. Происходит изм в общ сознании: попытка одухотв зап меркантильную жизнь. Т.о идет поиск материала для новации.

13) проблемы ед мир цив.

Цив-я-это опред ступень в развитии общ-ва. Развитие ее циклами. Представление об истории как всеобщем процессе имеет широкое распростр. Считается, что такой подход предполаг выделение явлений фактов, кот стан всеобщими. Совр взгляд дает веские аргументы в подтверждение этого понимания. рынок, правовое, демокр гос-во, гражд общ-во. Разн страны стрем освоить эти механизмы, втягиваясь в рын отнош, внедряя эл-ты демократии. На базе этих мнений появилось утверждение, что складыв единая мир цив, т.е. цив-ми считаются страны, кот развиваются, скадыв по зап типу разв-я. Сов экономист Кондратьев говорил и цикличности разв-я об-ва. Значит, цив-это опред ступень разв общ-ва. Совр-сть дает дополнит аргументы. Н.т прогресс ведет к сотрудничеству, создает систему информац, связи тр-та, торговли, об угрозе ядерной, эконом катастрофе, можно теперь говор о террорист угрозе. Все это дает основание утверждать идею об един чел цив-и. Аргументы в пользу един мир цив-ии веские, но говорить об един цив-ии преждевременно. Это скорее всего мечты. Само об-во неоднородно, его истор невозможно понять. Ее надо знать, понять и правильно оценить. Истор свид-т, что жизнь многообразно. Разв истор идет по пути усложнения, увелич, многообраз. Важно понять, что сущ не только европ зап взгляд на истор, но и др совершенно. В 1992г проходило празднование 500-летия открыт Америки Колумбом под знаком вступлении народов открытого континента в общеистор жизнь. Однако для истр масс коренного нас Амер это время восприним как катастрофа крушения их собствен мира. исто-ии опыт гов, что нельзя перевести об-ва одного типа разв в др-ой, новый. Личность можно. Она через 2-3 поколения адаптируется в новой среде. Но сообщества людей –нельзя, оно разруш. Напр индейцы в США. Это гос-во преврат в высокоразв витрину зап мира. Но индейцы, корен жители- чужие на этом празднике жизни. Они вымирают. Видимо 21 век увидит больш изменения. Тойнби писал, что «тезис о единстве цив-ий чвл ложной концепцией». Запад доминирует в эконом и полит-х планах, но он не смог лишить народы своих исконных собствен-ей.

14) совр дискуссии о месте Р в мир ист проц.

Среди известн мир цив рус цив принадлеж особое место. Оно было уготовано ее истор судьбой и феноменом развития культуры рус народа, впитавшего в себя традиции зап и вост, а также восприятия культ достижений оседло-землед и кочевого миров Евраазии. Уже в 18в в отеч истрориографии стояла проблема истрор Р в контексте мир истр, поднимался вопрос об особом ее развитии. Среди совр историков в ходе полемики о путях развития Р взгляды раздел-сь. Одни отстаивали общеевроп путь ее развития, а др-особый, самобытный, кот привел к сложению уник цив. Славянофилы признавали истор разв Р и ее истор судьбу загадкой. Многие великие писатели и философы прощлого и нашего столетия (как Достоевский, ссСоловьев, Бердяев) видели особый божественный путь Р и как место приложения Божьей воли, а рус народ – как избранный богом. Идея особой миссии рус народа в защите и сохранении христ-го мира зародиласьна Руси очень рано, еще в правлении Ярослава Мудрого. Свящ история распадается на 2 эпохи: Ветхого Завета-закона, хранителем кот был Израиль, и эпохи Нового Завета-т.е. благодати., нести и оберегать кот должен рус народ. А Рим и Византия рассматрив лишь как связующее звено между “старым” и “новым”, кот будет лидером на ист арене. В сов время в марксистской идеологии проблему особого пути развития уникальной цив не рассматривали. В конц 20в полемика о месте Р в мир цив поднялась на гос уровень. В наст время в об-ве возраст потребность в правдивом и непредвзятом изложении истории нашей родины, в освещении осн этапов становл и разв, как одного из крупн гос-в средневек и совр мира.

15) вост славяне в древности.

История ДР-ист первого гос образ рус. В.с. расселились в 6-8в на тер-ии от Карпатских гор до берега Балтики, от З.Двины до верх Оки и Волги. Гл местом обит славян –лес,спас от степных кочевников, дающий пищу, топливо. Отл от з.Евр-нет рассекающих горных систем. Осн занятием было земледелие. В.с. занимались скот,рыболовств, собир меда. Люди пост передвиг на новые места. Они жили в пост боевом напряжении. Геогр и климат уловия оказали решающ влияние на быт, хоз. деят в.с. Сформиров. ментолитет в нач 1 тыс н..э. славяне жили род общинами. Разв землед и появ избыт продукта давали возн отдельной семье обеспеч свое самост сущ. На смену род общине приходила община соседская, единство кот поддерж хоз-ми связями. Во главе стояли старейшины, облад больш властью. С 6в н.э. у в.с. нач разлож род отношений. Появл неравенства, разв товарообмена между разн племенами вели к обр соц групп. Род власть конц в своих руках не только богатство, но и власть. Во главе племени стоял князь, вершающий суд и расправу с помощью дружины. В 8-9вв идет интенс разв-ие эк-ки, разв торговли, растут города. В начале 9 в идет пост процесс складыв гос-ности. сложной, разнообр была религия в.с. Ее истоки уходят в индоевр др верования. Рел наз язычеством. Во главе: Сварог-бог вселенной, его сыновья. Вся жизнь в.с. юыла связана с миром сверхьест существ, за кот стояли силы прир. Это был мир фантастики и поэт он входил в каждодн жизнь каждой славянской семьи.

16) Проблемы происх древнерусской госуд-ти.

По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:

1. Норманская ( о завоевании Руси варягами)

2. Антинорманская

3. Теория о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.

Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва

2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.

Доводы

1. Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.

2. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т

3. 1-е киевск князья были варягами

4. в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.

Антинорманская теория

Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва

Доводы:

1. термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан

2. рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии

3. у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.

Теория о призвании:

Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.

В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.

Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок.

Признаки гос-ва:

1. единая терр-рия

2. наличие чиновнич апп-та

3. армия

4. наличие суд системы

К 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции.

Причины оформления гос-ти у В сл-н:

1. усложнение эк жизни

2. отделение ремесла от с/х

3. выделение воен сословия

4. появление эк нерав-ва

Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг:

1. варяги - хорошие воины

2. у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва

3. нейтральная фигура

17) Образование Древнерусского государства.

980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти. Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный предводитель, судья, адресат дани ). Княжеская администрация - посадники и тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны ( дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание, решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами. “Младшие” дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги ( в военное время воины ). Основное население составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды ( широкая общ-венная группа ) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы: челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в. холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе. Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса ( порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты: многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по положению в гос-ве.